Решение №Решение по делу № 21-05/06-2017Р Решение по делу № 21-05/06-2017Р от 23 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 21-05/06-2017 Р
«11» июля 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: руководитель Управления Светлова И.А.;
члены Комиссии;
- главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Иванкова Н. А.;
- главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Муравкина Ю.А.;
- ведущий специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Кудлаев А.А.;
рассмотрев дело № 21-05/06-2017 Р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственность Ломбард «» пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе Общество с ограниченной ответственность Ломбард «»:
- генеральный директор;
- представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления полномочий по контролю за соблюдением норм Федерального закона «О рекламе» Камчатское УФАС России установило следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатском краю было установлено, что в бесплатной еженедельной рекламной газете «Шанс»№ 16(962) от 28 апреля 2017 года на странице 12 размещается реклама ООО Ломбард «» следующего содержания: «Ломбард выдает займы под залог изделий из золота Распродажа невыкупленных б/у золотых изделий от 1500 руб./гр. Возможен займ под залог авто Свидетельство о постановке на спец.учет № 0040002448 МФ от 28.04.10 в г. Елизово ООО Ломбард «» Адрес: г. Елизово ул. Беринга 22, оф.11 (2 этаж) 8(415-31)-7-16-36 (в здании «РАЙПО», «Россельхозбанк»)».
Управлением Федеральной антимонопольной службой по Камчатскому краю в адрес Издательства бесплатной рекламной газеты «Шанс» был направлен запрос о предоставлении информации, а именно необходимо было представить: договоры на размещение в бесплатной еженедельной рекламной газете «Шанс» № 16 (962) от 28 апреля 2017 года на странице 12 рекламы Ломбард выдает займы под залог изделий из золота, согласованный макет рекламы; бесплатную еженедельную рекламную газету «Шанс»№ 16(962) от 28 апреля 2017 года.
Редакция газеты «Шанс» ИП направил ответ на запрос в котором были представлены следующие документы: согласованный макет рекламы ООО Ломбард «»; Договор заключенный между Редакцией газеты «Шанс» именуемое в дальнейшем «Рекламист» в лице индивидуального предпринимателя и Обществом с ограниченной ответственностью ломбард «» в лице генерального директора.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора «Рекламист» принимает на себя обязанности по подготовке и публикации в газете «Шанс» рекламно – информационного материала объявлений «заказчика» из расчета цен указанных прайс – листе на объявления, газетную площадь, действующих на момент заключения договора.
Управлением Федеральной антимонопольной службой по Камчатскому краю в адрес Отделения по Камчатскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации направлен запрос входит ли ООО Ломбард «» в реестр микрофинансовых организаций (дата включения в реестр), а также является ли в настоящее время микрофинансовой организацией.
В ответе на запрос Отделение по Камчатскому краю Дальневосточное главное управление Центрального банка Российской Федерации сообщило, что с 14 апреля 2010 по настоящее время ООО Ломбард «» является действующим юридическим лицом и сведения о нем внесены Банком России в государственный реестр ломбардов. ООО Ломбард «» осуществляет ломбардную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196 – ФЗ «О ломбардах» являющимся специальным нормативным правовым актом, регулирующим осуществление ломбардной деятельности.
Также Управлением Федеральной антимонопольной службой по Камчатскому краю в адрес ООО Ломбард «» был направлен запрос о предоставлении информации, а именно необходимо было представить: условия предоставления займов (с приложением подтверждающих документов); Устав ООО «Ломбард «».
В ответе на запрос ООО Ломбард «» представило следующие документы : копию Устава Общества с ограниченной ответственностью Ломбард (утвержден Решением учредителя ООО Ломбард «»; копию залогового билета заключаемого с каждым клиентом ломбарда.
Определением от 16 июня 2017 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю было возбуждено дело № 21-05/06-2017Р по признакам нарушения пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Рассмотрение дела № 21-05/06-2017Р было назначено на 28 июня 2017 года.
В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе было привлечено Общество с ограниченной ответственность Ломбард «».
- соответствии с Определением от 28 июня 2017 года дело № 21-05/06-2017Р было отложено в связи с тем, что Общество с ограниченной ответственность Ломбард «» не было извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрение дела № 21-05/06-2017Р было отложено на 11 июля 2017 года.
06 июля 2017 года Общество с ограниченной ответственность Ломбард «» направило пояснения, залоговый билет, залоговый билет, свидетельство о постановке на специальный учет – Министерство Финансов Российской Федерации Российская государственная пробирная палата, свидетельство о постановке на специальный учет Министерство Финансов Российской Федерации Российская государственная пробирная палата.
В пояснениях Общество с ограниченной ответственность Ломбард «» сообщило, что указание на то, что займы выдаются «под залог изделий из золота и возможность предоставления займа под залог авто» никоим образом не могут относиться к условиям, влияющих на стоимость кредита и тем более не ведут к искажению смысла информации и введение в заблуждение потребителей рекламы.
- Ломбард «» считает, что не нарушило законодательство о рекламе и просит производство по делу № 21-05/06-2017Р прекратить.
На заседании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю 11 июля 2017 года представители Общества с ограниченной ответственность Ломбард «» подержали представленные письменные пояснения.
Заслушав пояснения представителей Общества с ограниченной ответственность Ломбард «», изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатском краю было установлено, что в бесплатной еженедельной рекламной газете «Шанс»№ 16(962) от 28 апреля 2017 года на странице 12 размещается реклама ООО Ломбард «» следующего содержания: «Ломбард выдает займы под залог изделий из золота Распродажа невыкупленных б/у золотых изделий от 1500 руб./гр. Возможен займ под залог авто Свидетельство о постановке на спец.учет № 0040002448 МФ от 28.04.10 в г. Елизово ООО Ломбард «» Адрес: г. Елизово ул. Беринга 22, оф.11 (2 этаж) 8(415-31)-7-16-36 (в здании «РАЙПО», «Россельхозбанк»)».
Центральный банк РФ в письме сообщил, что с 14 апреля 2010 года по настоящее время ООО Ломбард «» является действующим юридическим лицом и сведения о нем внесены Банком России в государственный реестр ломбардов. ООО Ломбард «» осуществляет ломбардную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» являющимся специальным нормативным правовым актом, регулирующим осуществление ломбардной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
Согласно пункта 1, 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя: 1) сумму предоставленного займа; 2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
- соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе предоставления займов ООО Ломбард «» указывает такие условия предоставления займа: займы под залог изделий из золота, возможен займ под залог авто.
В рекламе предоставления займов ООО Ломбард «» отсутствует информация о сумме займа, процентной ставке по займу, срок предоставления займа, информация об оценке заложенной вещи.
Таким образом, указание в рекламы условий предоставления займа – наименование заложенной вещи является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму расходов, которую понесут заемщики при заключении договора займа.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления займа направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой – предоставление займа, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
- вышеуказанной рекламе указаны только привлекательные условия предлагаемой финансовой услуги, а именно займы под залог изделий из золота, возможен займ под залог авто, вместе с тем иные условия, которые позволили бы потребителю в полной мере оценить приемлемость условий предлагаемой услуги в рекламе не указаны.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого займа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Объект рекламирования - финансовые услуги - предоставление денежных займов.
- правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
- предоставления займов ООО Ломбард «», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению ее смысла и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
- условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей рекламы.
Только при полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную сумму расходов финансовой услуги, потребитель рекламы может сделать правильный конечный выбор.
Следовательно, займодавец, опуская в рекламе существенную часть информации, вводит в заблуждение потенциального заемщика относительно условий предоставления займа.
А такие условия как срок займа, процентная ставка, периодичность платежей заемщика при возврате потребительского займа, уплата процентов и иных платежей по займу, проценты за ненадлежащее исполнение обязательства по договору определяют фактическую стоимость займа для заемщика, в связи, с чем подлежат указанию в рекламе, наряду с иными условиями.
Таким образом, реклама ООО Ломбард «» размещаемая в бесплатной еженедельной рекламной газете «Шанс»№ 16(962) от 28 апреля 2017 года на странице 12 следующего содержания: «Ломбард выдает займы под залог изделий из золота Распродажа невыкупленных б/у золотых изделий от 1500 руб./гр. Возможен займ под залог авто Свидетельство о постановке на спец.учет № 0040002448 МФ от 28.04.10 в г. Елизово ООО Ломбард «» Адрес: г. Елизово ул. Беринга 22, оф.11 (2 этаж) 8(415-31)-7-16-36 (в здании «РАЙПО», «Россельхозбанк»)» нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», так как в рекламе, отсутствует существенная часть информации о займе, что способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Вышеуказанная рекламная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование интереса к предлагаемым услугам и их продвижению на рынке, следовательно, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», указанная информация является рекламой.
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО Ломбард «».
В связи с тем, что на момент вынесения решения не было представлено документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о рекламе, Комиссией принято решение о выдаче предписания, о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508), Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу ООО Ломбард «» размещенную в бесплатной еженедельной рекламной газете «Шанс»№ 16(962) от 28 апреля 2017 года на странице 12 следующего содержания: «Ломбард выдает займы под залог изделий из золота Распродажа невыкупленных б/у золотых изделий от 1500 руб./гр. Возможен займ под залог авто Свидетельство о постановке на спец.учет № 0040002448 МФ от 28.04.10 в г. Елизово ООО Ломбард «» Адрес: г. Елизово ул. Беринга 22, оф.11 (2 этаж) 8(415-31)-7-16-36 (в здании «РАЙПО», «Россельхозбанк»)» нарушающая требования установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2.Выдать ООО Ломбард «» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
- изготовлено в полном объеме «17» июля 2017 года.
Решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии