Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 175-1/16 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИ... от 13 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

г. Черкесск                                                                          27 января 2016 года

 

Управлением  Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике рассмотрена жалоба (вх. № 2561 от 01.10.2015 года) Ставропольского филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее - ООО «Росгосстрах»).

В своей жалобе заявитель сообщает о том, что Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Черкесская городская поликлиника» был объявлен электронный аукцион на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), в котором ООО «Росгосстрах» приняло участие. Заявитель полагает, что рассчитывая страховые премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, один из участников электронного аукциона – Страховое акционерное общество «ВСК» (далее – САО «ВСК») применил неверные коэффициенты страховых тарифов. Осуществив данные действия, САО «ВСК» неправомерно уменьшило итоговую сумму страховой премии по данному лоту,  в результате чего получило преимущество перед другими участниками конкурса и было признано победителем конкурсной процедуры.

Из письменных пояснений  (№ 29 от 30.10.2015 года и № б/н от 22.01.2016 года) САО «ВСК» следует, что с доводами, указанными в жалобе, Общество не согласно. Расчет стоимости услуг ОСАГО в рамках закупки произведен в соответствии с действующим законодательством, а сама по себе разница между стоимостью услуг, определенной ООО «Росгосстрах» и САО «ВСК» не свидетельствует о нарушении законодательства о конкуренции.

Усмотрев в действиях САО «ВСК» признаки нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по КЧР своим Приказом № 209 от 24.12.2015 года возбудило дело №99 по признакам нарушения САО «ВСК»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 13.07.2015 года). Определением от 25.12.2015 года дело было назначено к рассмотрению на 27 января 2016 года.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, с учетом вступления в силу с 05.01.2016 года Федерального закона от 05.10.2015 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Комиссия УФАС по КЧР по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о необходимости выдачи САО «ВСК» предупреждения о прекращении  действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, по следующим основаниям.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ об ОСАГО).

В соответствии со статьей 8 ФЗ об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: а) территории преимущественного использования транспортного средства; б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; в) технических характеристик транспортных средств; в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему; г) сезонного использования транспортных средств; д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Согласно пункту 6 статьи 9 ФЗ об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Указание Банка России № 3384).

При использовании законодательно утвержденных базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, а так же при соблюдении  методик расчета, страховая премия, рассчитанная для одних и тех же транспортных средств, не может быть различной. Таким образом, участник конкурсной процедуры, добросовестно исполняющий требования ФЗ об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, рассчитанную с отступлением от Указания Банка России № 3384, стремясь предложить наименьшую цену контракта.

Как следует из материалов дела, 25.06.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на право оказания услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение № 0379300002715000050). Начальная максимальная цена  контракта составила 65 918, 18 руб.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 07.07.2015 года победителем, то есть участником, предложившим наименьшую цену, было признано САО «ВСК» с ценой государственного контракта 63 583, 73 руб.

Анализ расчета страховой премии в размере 63 913, 32 руб., предложенной заявителем - ООО «Росгосстрах» при участии в аукционе показал, что он произведен в полном соответствии с формулой, установленной Указанием Банка России № 3384-У от 19.09.2014 года для расчета страховых премий и с правильным применением коэффициентов страховых тарифов.

При анализе предложенной САО «ВСК» цены, установлено, что рассчитывая страховую премию, Общество, в нарушение Указания Банка России, занизило коэффициент страховых тарифов в зависимости от  наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) для нескольких транспортных средств, что, в свою очередь, привело к занижению итоговой суммы страховой премии и цены контракта.

В результате неправомерного уменьшения суммы страховой премии при подведении итогов аукциона в электронной форме заявке САО «ВСК» филиала присвоен первый номер как участнику, предложившему наименьшую цену контракта.

Из вышеизложенного следует, что действия САО «ВСК»:

– противоречат законодательству Российской Федерации - статье 9 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которая устанавливает, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, не соответствующие требованиям, установленным Банком России;

– направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, так как САО «ВСК» своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ) и в итоге страховой премии, получило преимущество, победив в открытом аукционе на право оказания услуг  по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств для нужд Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Черкесская городская поликлиника».

– повлекли последствия для конкурирующих страховых компаний (в частности, ООО «Росгосстрах»), лишив их возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить с заказчиком контракт на оказание услуг ОСАГО.

Действия САО «ВСК» необходимо расценивать как акт недобросовестной конкуренции.

Определение «недобросовестной конкуренции» дано в пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», это – любые действия любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В связи с наличием в указанных действиях Страхового Акционерного Общества «ВСК» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьи 14.8  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции 10.01.2016 года), Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции 10.01.2016 года) предупреждает о необходимости прекращения указанных действий:

в срок  не позднее 16 февраля 2016 года - прекратить нарушение антимонопольного законодательства в форме недобросовестной конкуренции и не допускать в дальнейшем действий, направленных на получение преимуществ при оказании услуг страхования автотранспортных средств (ОСАГО).

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Руководитель управления                                                           А.С. Уракчиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны