Решение б/н Решение по делу №10 в отношении ЧГМУП "САХ" от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ Оглашено 19 марта 2014 г. Изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 г. г. Черкесск Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии XXX – заместителя руководителя управления; Членов Комиссии: - XXX – и.о. начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти; - XXX - старшего специалиста 1 разряда отдела контроля госзаказа и рекламы; - XXX - специалиста 2 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти, рассмотрев дело N 10 по признакам нарушения Черкесским городским муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автохозяйство по уборке города» (ОГРН 1030900708068, ИНН 0901039250, 369009, КЧР, г. Черкесск, Северная часть города) пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении дискриминационных условий в отношении граждан при взимании платы за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, УСТАНОВИЛА: В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является результат проверки, при про-ведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. На основании приказа № 244 от 19 ноября 2013 г. была проведена проверка в отно-шении Черкесского городского муниципального унитарного предприятия «Специализиро-ванное автохозяйство по уборке города» (ОГРН 1030900708068, ИНН 0901039250, 369009, КЧР,г. Черкесск, Северная часть города), далее по тексту - ЧГ МУП «Спецавтохозяйство» либо МУП «САХ». Приказом от 23.12.2013 г. № 288 срок проведения проверки продлен на 1 месяц. По результатам проверки установлено, что 26.12.1997 г. в ГНИ по г. Черкесску по-ставлено на налоговый учет ЧГ МУП «Спецавтохозяйство», ему присвоен ИНН 0901039250, ОГРН 1030900708068. ЧГ МУП «Спецавтохозяйство» - юридическое лицо, основная цель его деятельности – удовлетворение потребностей населения в продукциях, услугах, работах и получение прибыли. Предметом деятельности ЧГ МУП «Спецавтохо-зяйство» является, в том числе: - содержание полигона ТБО; - выполнение работы по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) от предприятий, организаций, учреждений на основании заключенных договоров и населения города на основании публичного договора; - оказание платных услуг населению и другим потребителям. На осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транс-портировке, размещению отходов I-IV классов опасности на основании решения лицензи-рующего органа (Управления Росприроднадзора по КЧР) – приказа от 05.09.2011 г. № 01-04/220 ЧГ МУП «Спецавтохозяйство» предоставлена лицензия серия <...> срок её действия – до 11.06.2015 г. В ходе проведения проверки выявлены признаки нарушения требований антимоно-польного законодательства Российской Федерации, которые отражены в акте про-верки № 1 от 28 января 2014 года. В акте указано, что для абонентов-граждан установле-ны дискриминационные условия приобретения услуг по вывозу и утилизации ТБО (п.4 акта). При рассмотрении дела Комиссией установлено следующее. ЧГ МУП «Спецавтохозяйство» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процен-тов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» на рынке услуг по сбору и обработке прочих (твердых) отходов (ОКВЭД 90.02, ОКПД 90.02) с долей более 65 % в географических границах г. Черкесска (приказ № 152/09 от 28.06.2013 г.). На рынке услуг по сбору и обработке прочих (твердых) отходов ЧГ МУП «Спецавтохозяйство» оказывает жителям г. Черкесска 2 вида услуг: услуги по вывозу (транспортировке) ТБО от мест их сбора до полигона ТБО и услуги по утилизации (захоронению) ТБО на полигоне. При рассмотрении заявлений физических лиц, служебных записок, а также писем МУП «САХ» установлено, что в отношении граждан при взимании платы за вывоз и ути-лизацию (захоронение) ТБО применяются дискриминационные условия оплаты оказанных услуг. Это подтверждено следующими обстоятельствами. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия – это, в том числе, условия потреб-ления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Несмотря на то, что граждане – потребители услуг МУП «САХ» не являются хозяйствующими субъектами в понимании Закона о защите конкуренции, имеются квалифицирующие признаки установления дискриминационных условий в отношении жителей города Черкесска при приобретении ими услуг по вывозу ТБО и утилизации (захоронению) ТБО. Статьёй 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов не только хозяйствующих субъектов, но и других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (п.8 части 1 статьи 10). Следовательно, злоупотребление доминирующим положением в виде создания дискриминационных условий запрещено частью 1 статьи 10 и в отношении других, т.е. физических лиц. Анализ писем ЧГ МУП «САХ», направленных в ООО «Контролер» о списании за-долженности с физических лиц г. Черкесска по причине отсутствия контейнеров в преде-лах 100 м. по следующим адресам (выборочно): (21 улица),- показал, что письма о списа-нии задолженности направляются после получения от граждан соответствующих заявлений. ООО «Контролер» представлена информация о том, что по близлежащим домам: (2 улицы) производятся начисления гражданам за вывоз и утилизацию ТБО. Эти данные подтверждают, что для части абонентов установлены дискриминационные условия при-обретения услуг. Комиссия рассмотрела действия МУП «САХ» по списанию задолженности и не начислению за услуги по вывозу и утилизации ТБО не только в отношении конкретных абонентов, но и в отношении неопределенного круга жителей города Черкесска и установила следующее. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребле-ния», определяющий правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, устанавливает основные понятия в сфере обращения с отходами. Отходы производства и потребления (далее – отходы) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Вид отходов – это совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Сбор отходов – это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155 утверждены «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отхо-дов» (далее – Правила № 155), регулирующие отношения между потребителями (гражда-нами) и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. Правила № 155 конкретизируют понятия в сфере обращения с отходами граждан: твердые (ТБО) и жидкие (ЖБО) бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Из этого следует, что ТБО образуются у всех жителей города Черкесска в процессе их жизнедеятельности. Так как отходы в процессе жизнедеятельности граждан образуются не зависимо от места нахождения контейнера для сбора мусора, этот мусор должен вывозиться и утилизироваться и фактически вывозится и утилизируется МУП «САХ», следовательно, услуги оказываются всем жителям города Черкесска и должны быть оплачены. Удовлетворяя заявления, поступающие в МУП «САХ» от физических лиц города Черкесска о списании задолженности в связи с тем, что мусорный контейнер отсутствует либо находится на расстоянии 100 м и более, МУП «САХ» ставит этих абонентов в более выгодные условия по сравнению с теми абонентами, которые оплачивают услуги по вы-возу и утилизации ТБО. Нахождение контейнера для сбора мусора на расстоянии более 100 м. или отсутствие возможности производить «поведерный сбор мусора» может квали-фицироваться как недостаток услуги по сбору и вывозу ТБО, но не отсутствие оказанной услуги. Статьей 29 Федерального закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при оказании услуги с недостатком производится соответствующее уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги), но не полное освобождение от оплаты фактически оказываемых услуг. Услуга по утилизации (захоронению) ТБО оказывается без каких-либо недостатков, т.к. все собранные и вывезенные ТБО утилизируются. Неправомерность полного освобождения от оплаты за услуги по вывозу и утили-зации ТБО подтверждается также муниципальным нормативным актом. Пунктом 5.3. «Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска», утвержденных решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 26.04.2010 N 49 установлено, что места оборудования контейнерных площадок определяются комиссионно в установленном порядке. Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Однако, эта норма с 2011 года должна применяться только к объектам нового строительства. Фактически МУП «САХ» применяет эту норму без разделения на объекты нового строительства и фактически эксплуатирующиеся жилые помещения в МКД и жилых домах ИЖС. Такие списания влияют не только на результат хозяйственной деятельности МУП «САХ», что может привести к банкротству предприятия, но и на размер тарифов на услуги по вывозу и утилизации ТБО. В результате неправомерного списания и освобожде-ния от оплаты некоторых граждан-абонентов предприятие ущемляет права абонентов, оплачивающих услуги в полном объеме по установленным нормативам, т.к. они фактиче-ски оплачивают расходы МУП «САХ» за вывоз всего объема ТБО и их утилизацию. Эти нормативы утверждены постановлением Мэрии муниципального образования г. Черкесска от 24.12.2012 г. № 2340 (в редакции постановления от 01.07.2013 № 1364). Цены на услуги по вывозу ТБО также установлены органом местного самоуправления. Для расчета нормативов и цен за услуги по вывозу ТБО МУП «САХ» предоставляет органу местного самоуправления соответствующие расчеты о своих затратах и объемах вывозимых ТБО. В результате освобождения части жителей г. Черкесска от оплаты за вывоз и утилизацию ТБО для остальной части жителей установлены (могли быть установлены) более высокие нормативы образования ТБО и цены на вывоз ТБО, в которых заложены не только фактические расходы граждан – абонентов, но и тех жителей г. Черкесска, которым не начисляется оплата или списывается долг за услуги по вывозу и утилизации ТБО. МУП «САХ» по муниципальным контрактам МУП «САХ» ликвидирует стихийные свалки, т.е. скопления мусора в неустановленных для его сбора местах. Те жители, у которых отсутствуют контейнеры в непосредственной близости от жилых помещений, могут выбрасывать мусор в контейнеры, например, по пути на работу, или на стихийные свалки. Калькуляция расходов, связанных с вывозом ТБО на 2013 г. содержит предложение об объеме подлежащих вывозу ТБО на 2013 год от населения в размере 265,0 тыс. куб. м. (факт 2012 года – 172,4 тыс. куб. м.). Объем мусора от подлежащих ликвидации стихийных свалок в соответствии с муниципальными контрактами составил в 2012 году: 17,816 тыс. куб. м., в 2013 году – 23,196 тыс. куб. м. В результате жители города, которые полностью платят за вывоз и утилизацию ТБО, поставлены в неравное положение с теми жителями, которые вообще освобождаются от оплаты за избавление от своих ТБО. Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку-ренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. Признать Черкесское городское муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города» (ОГРН 1030900708068, ИНН 0901039250, 369009, КЧР, г. Черкесск, Северная часть города) нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 2. Выдать Черкесскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: - устранить для жителей города Черкесска применение дискриминационных усло-вий оплаты услуг по вывозу и утилизации (захоронению) ТБО. 3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмот-ренном статьей 14.31. КоАП РФ. Председатель Комиссии XXX Члены Комиссии XXX XXX XXX Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимоно-польного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Россий-ской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны