Решение б/н Решение № 100 в отношении РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» от 30 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 100
11.10.2016 г. г. Черкесск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии – А.С.Уракчиева- руководитель управления;
Членов Комиссии: - Г.П.Авраховой- заместителя руководителя управления;
- Р.Х.Туркменовой – главного специалиста-эксперта отдела;
- Ж.П.Немчиновой – специалиста- эксперта отдела,
при участии: представителя Заказчика – РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» Б…, (по доверенности), в присутствии представителя Уполномоченного органа – Управления КЧР в сфере закупок Т..., (по доверенности), в отсутствии Заявителя, надлежаще уведомлен, не явился , в соответствии с ч.5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 05.10.2016г. поступила жалоба ООО «Стройиндустрия» ( г.Москва) , на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги межмуниципального значения Псемен-Пхия на участке 26+400-38+400», номер закупки 0179200001916000715 на сайте www.zakupki.gov.ru, начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 237 285.00 руб. ( двадцать два миллиона двести тридцать семь тысяч двести восемьдесят пять ) рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ.
В силу ч.3 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64Закона № 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 ( при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Часть 1.ст. 31 Закона № 44-ФЗ определяет единые требования к участникам закупки. Согласно ч.2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг , закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием , двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;3) опыта работы , связанного с предметом контракта и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так , Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг , случае отнесения товаров, работ, услуг к товарам , работам, услугам , которые пол причине их технической и (или) технологической сложности ,инновационного , высокотехнологичного ил специализированного характера способны поставить , выполнить , оказать только поставщики ( подрядчики, исполнители) , имеющие необходимый уровень квалификации , а также документов , подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» ( далее –Постановление № 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов ( приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.1015 № 99).
Указанное Постановление распространяет свое действие на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт. Предметом данной закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги. Работы по ремонту автомобильной дороги не подпадают под действие данного постановления ,что подтверждается Решением Верховного суда от 22.08.2016 , дело № АКПИ16-574.
Заказчик не согласен с доводами жалобы, в возражениях на жалобу указал на следующее.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 ( при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Часть 1 ст. 31 определяет единые требования к участникам закупок.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам , которые по причине их технологической и ( или) технической сложности , инновационного , высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить , оказать только поставщики ( подрядчики, исполнители) , имеющие необходимый уровень квалификации , а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг , закупки которых осуществляются путем проведения любых конкурсов или аукционов ( приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ ОТ 04.02.2015г. № 99).
На основании п.2 приложения к указанному постановлению заказчик имеет право устанавливать дополнительное требования к участнику закупки , в том числе и о наличии опыта выполнения строительных работ , включенных в коды 41.2.,42, 43 ( кроме кода 43.13 ОКПД 2 ОК 034-2014 , в случае если начальная(максимальная) цена контракта ( цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В данном случае закупка осуществляется на выполнение строительных работ ( ремонта автомобильной дороги , а не текущего ремонта), включенных в подгруппу 42.11.20 кода « Работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог» , закупка осуществляется на сумму более 10 млн. рублей. В данном случае закупка осуществляется на выполнение строительных работ ( ремонта автомобильной дороги , а не текущего ремонта) , включенных в подгруппу 42.11.20, кода 42 «Работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог» и закупка осуществляется на сумму более 10 млн. рублей.
Таким образом, Заказчик при осуществлении данной закупки строго руководствовался законом № 44-ФЗ и Постановлением № 99.
Судебное решение от 22.08.2016г. по делу № АКПИ 16-574 , на которое ссылается Заявитель , не имеет никакого отношения к Постановлению № 99, а отменяет абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 совместного письма Министерства экономического развития № 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015г.
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей Заказчика , установила.
Согласно требованию ч.2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительством РФ устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям.
В целях реализации требований закона Правительство РФ принято Постановление № 99, в котором в том числе , установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг , закупки которых осуществляются путем проведения конкурса с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к постановлению № 99. Заказчик в извещении о проведении закупки в требованиях к участникам указал: «требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации ( в соответствии с п. 3 ч.3 ст.31 Закона № 44-ФЗ)».
Заказчиком в п.24 информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг , случае отнесения товаров, работ, услуг к товарам , работам, услугам , которые пол причине их технической и (или) технологической сложности ,инновационного , высокотехнологичного ил специализированного характера способны поставить , выполнить , оказать только поставщики ( подрядчики, исполнители) , имеющие необходимый уровень квалификации , а также документов , подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»: 1. Наличие опыта исполнения ( с учетом правопреемства) контракта ( договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта , договора, на право заключить который проводится закупка».
Совместным письмом Минэкономразвития РФ № 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ /45739/15 от 28 августа 2015г. «О позиции Минэкономразвития и ФАС России по вопросу применения постановления Правительства РФ от 04.02.2016г. № 99«Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам , которые по причине их технологической и ( или) технической сложности , инновационного , высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить , оказать только поставщики ( подрядчики, исполнители) , имеющие необходимый уровень квалификации , а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», ( далее- Письмо) в абз. 4 п.п. 1.3 п.1 Письма указано: «Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства».
Решением Верховного Суда РФ от 22 августа 2016г. № АКПИ 16-574 , на которое ссылается в жалобе Заявитель , признан недействующим абзац четвертый, подпункта 1.3. пункта 1 письма Министерства экономического развития РФ № 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ /45739/15 от 28 августа 2015г. «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения постановления Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99.
Согласно поз.2 приложения 1 к постановлению № 99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 ( кроме кода 43.13) ОКПД-2 ОК 34-2014 , в случае , если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения ( с учетом правопреемства) контракта ( договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске в этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ ,относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству , реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства ; - работы по строительству , реконструкции и капитальному ремонту объектов , не являющихся объектами капитального строительства .
Исходя из вышесказанного, во взаимосвязи с кодами 41.2 , 42, 43 ОКПД 2 ( ОК 034-2014) такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности, в случае , если объектами закупки являются работы строительные , которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Из содержания абз .4 пп.1.3.п.1 Письма следует, что к перечисленным работам строительным , в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки относятся работы и по текущему ремонту.
В соответствии с извещением о проведении торгов предметом торгов является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги межмуниципального значения Псемен–Пхия на участке км 26+400 -38+400 , код ОКПД 2 – 42.11.10.120 – дороги автомобильные , в т.ч. улично-дорожная сеть и прочие автомобильные и пешеходные дороги. То есть, код закупки входит в код 42 ОКПД 2 – сооружения и строительные работы в области гражданского строительства , включает код 42.11.20, в который входят работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Код 42 включен в приложение 1 к Постановлению № 99 «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг , закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов».
В соответствии с п. 11) Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» «ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги».
При текущем ремонте автомобильной дороги устраняют трещины, выбоины, просадки , волны, наплывы на покрытии , а также повреждения бортового камня.
Таким образом, понятия выполнение ремонтных работ и выполнение текущего ремонта отличаются друг от друга по содержанию и соответственно имеют различное правовое регулирование.
Следовательно, признанный недействующим абзац четвертый, подпункта 1.3. пункта 1 письма Министерства экономического развития РФ № 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ /45739/15 от 28 августа 2015г. «О позиции Минэкономразвития Росси и ФАС России по вопросу применения постановления Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99 , не применим к проведению ремонтных работ линейных объектов.
Таким образом, Комиссия управления приходит к выводу о том, что установление в аукционной документации Заказчика дополнительных требований к участникам при проведении закупки на выполнение ремонтных работ автомобильной дороги межмуниципального значения Псемен–Пхия на участке км 26+400 -38+400 не нарушает требований ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 99, ч.8 ст.106 Закона № 44-ФЗ
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Стройиндустрия» необоснованной.
Председатель Комиссии А.С.Уракчиев
Члены Комиссии: Г.П.Аврахова
Р.Х.Туркменова
Ж.П.Немчинова