Предупреждение б/н Предупреждение №17 в отношении АО «КЧэнерго» от 5 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

г. Черкесск                                                                        05 сентября 2016 года

 

Управлением  Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике рассмотрена жалоба (вх. № 1965 от 14.07.2016 года) Акционерного общества «Оборонэнергосбыт» (далее – АО «Оборонэнергосбыт») на действия Акционерного общества «Карачаево-Черкесскэнерго» (далее – АО «КЧэнерго»).

В своей жалобе заявитель сообщает о том, что 01.08.2013 года между АО «Оборонэнергосбыт» и АО «КЧэнерго» заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 10905011000035. Заявитель направил в адрес АО «КЧэнерго» дополнительные соглашения  и уведомление, в связи  с расторжением договоров и исключением из числа точек поставки – АО «Славянка» и АО «РЭУ». В свою очередь, АО «КЧэнерго» уклоняется от подписания дополнительных соглашений и без учета направленного уведомления продолжает выставлять счета по исключенным точкам поставки, тем самым, по мнению заявителя, навязывает приобретение дополнительных объемов потребления электрической энергии (мощности), в которых АО «Оборонэнергосбыт» не заинтересовано.

Посчитав, что в указанных действиях АО «КЧэнерго» содержатся признаки злоупотребления доминирующим положением АО «Оборонэнергосбыт» обратилось с настоящим заявлением в УФАС по КЧР.

Исследовав представленную документацию УФАС по КЧР приходит к следующему.

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации устанавливает правила заключения и исполнения публичных договоров на розничных рынках, являющихся обязательными для стороны, заключение которой договоров купли-продажи, поставки, энергоснабжения является обязательным.

Согласно пункту 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

Исходя из положений пункта 28 Основных положений № 442, Договор является публичным.

01.08.2013 года между АО «Оборонэнергосбыт» и АО «КЧэнерго» заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) №10905011000035.

В целях внесения в договор изменений, направленных на снижение объема потребляемой электрической энергии, заявитель направил в адрес ответчика дополнительные соглашения от 29.06.2015 года № 1, от 08.07.2015 года № 2 и уведомление от 02.10.2015 года № ИГ-3206 1000/8.

Изменения обусловлены исключением точек поставки, по которым конечным потребителем являются АО «Славянка» и АО «РЭУ»,  в связи с расторжением договоров с указанными потребителями.

Вместе с тем, ответчик дополнительные соглашения не подписал, в адрес АО «Оборонэнергосбыт» мотивированного отказа от подписания не направил. На уведомление об исключении точек также не отреагировал.

Таким образом, АО «Карачаево-Черкесскэнерго», уклоняясь от подписания дополнительных соглашений от 29.06.2015 года № 1, от 08.07.2015 года № 2 к договору, и не учитывая уведомление, продолжает выставлять счета по исключенным точкам поставки, навязывает тем самым АО «Оборонэнергосбыт» приобретение дополнительных объемов потребления электрической энергии (мощности), в которых потребитель не заинтересован.

Точки поставки электрической энергии, указанные АО «Оборонэнергосбыт» в рассматриваемых дополнительных соглашениях и уведомлении, входят в зону деятельности АО «Карачаево-Черкесскэнерго» в качестве гарантирующего поставщика.

В рассматриваемом случае, дополнительными соглашениями от 29.06.2015 года № 1, от 08.07.2015  года № 2 и уведомлением от 02.10.2015 года, из перечня точек поставки электрической энергии по договору с 01.08.2015 года, 11.08.2015 года и 01.11.2015 года (соответственно) исключены точки поставки, по которым конечными потребителями являются АО «Славянка» и АО «РЭУ».

Договорные отношения между АО «Оборонэнергосбыт» и АО «Славянка» прекращены:

1.    С 01.07.2015 года, что подтверждается соглашениями о расторжении договора энергоснабжения от 30.06.2015 года к договору от 01.12.2010 года № 06.07.211, от 30.06.2015 года к договору от 15.07.2013 года                 № 06.09.223, от 30.06.2015 года к договору от 01.07.2011 года № 06.09.218, заключенным между Заявителем и АО «Славянка».

2.    С 01.08.2015, что подтверждается соглашением о расторжении договора энергоснабжения от 30.06.2015 года к договору от 01.12.2010 года № 06.07.209, заключенному между Заявителем и АО «Славянка».

Договорные отношения между АО «Оборонэнергосбыт» и АО «РЭУ» прекращены с 01.11.2015, что подтверждается соглашениями о расторжении договора энергоснабжения от 06.10.2015    года к договору от 01.12.2014 года № 06.61.450, от 06.10.2015 года к договору от 01.12.2014 года № 06.61.451, заключенным между заявителем и АО «РЭУ».

АО «КЧэнерго» обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы о признании действий АО «Оборонэнергосбыт» по расторжению договоров с АО «Славянка» незаконными (дело № А40-226621 /2015).

Между тем, Арбитражный суд города Москвы, отказывая АО «КЧэнерго» в удовлетворении заявленных требований, дал надлежащую оценку действиям истца, как «уклонение гарантирующего поставщика (АО «КЧэнерго») от заключения договора энергоснабжения с потребителем АО «Славянка».

Как указал Верховный суд Российской Федерации, в определении от 26.10.2015 года № 304-ЭС15-5139 «действия ресурсоснабжающей организации могут квалифицироваться как злоупотребление правом, если они направлены исключительно на обход правовых норм регулирующих обязанности по заключению публичных договоров и подрыв баланса интересов потребителей и иных хозяйствующих субъектов на рынке электроэнергетике.

Закон не предоставляет судебную защиту лицу, пытающемуся извлечь преимущества из своего недобросовестного поведения (статья 10 ГК РФ).

Таким образом, доводы, изложенные в исковом заявлении, направлены исключительно нарушение норм законодательства, а именно на уклонение от заключения публичного договора с потребителем и возложение таковой обязанности на ответчика, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ». 

В свою очередь, АО «Славянка» обратилось в адрес АО «Карачаево- Черкесскэнерго» с заявкой на заключение договора с 01.07.2015 года.

АО «Карачаево-Черкесскэнерго», являясь по отношению к АО «Славянка» гарантирующим поставщиком, в силу положений статьи 426 ГК РФ, статьи 38 Закона об электроэнергетике и пункта 28 Основных положений      № 442, не вправе отказаться от заключения такого договора в силу его публичности.

Указанные действия привели (могут привести) к ущемлению интересов АО «Оборонэнергосбыт», АО «Славянка» и АО «РЭУ».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 названного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно Постановлению Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 30.01.2015 № 3 (ред. от 11.03.2015) «Об определении границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков на территории Карачаево-Черкесской Республики» определены границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «КЧэнерго» (предшественник АО «Карачаево-Черкесскэнерго») в пределах административной границы Карачаево-Черкесской Республики, с учетом включения зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» (предшественник АО «Оборонэнергосбыт»).

Приказом ФСТ РФ от 12.02.2007 года № 17-э «О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности» в соответствии с п. 56 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, и Порядком формирования и ведения Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 ноября 2006 г. № 286-э/9, АО «КЧэнерго» включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности (регистрационный номер <...> /01).

АО «КЧэнерго» занимает на рынке электрической энергии доминирующее положение и является гарантирующим поставщиком, в зоне деятельности которого находятся спорные точки поставки, таким образом, в его действиях  содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях Акционерного общества «Карачаево-Черкесскэнерго», признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий:

в срок  не позднее 30 сентября 2016 года принять меры по внесению изменений в договор купли-продажи электрической энергии (мощности)       № 10905011000035 от 01.08.2013 года путем исключения из перечня точек поставки электрической энергии - АО «Славянка» и АО «РЭУ».

 

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

ВрИо руководителя управления                                                     К.А. Бабаев

Связанные организации

Связанные организации не указаны