Решение б/н Дело №2 в отношении Министерства строительства и жилищно-ком... от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Оглашено  24 февраля  2016 г.    

Изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 г.                         г. Черкесск       

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

- А.С. Уракчиева – руководителя управления;

Членов Комиссии:

- К.А. Бабаева – заместителя руководителя управления;

- Д.А. Чагаровой - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- З.У. Узденовой – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- С.М. Кумратова – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- А.Ю. Салпагаровой - специалиста 2 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

с участием:

- представителей ответчика - Республиканского государственного учреждения «Карачаево-Черкесский центр ценообразования в строительстве» - Хачирова Бориса Муссаевича, Богатыревой Зайнеб Аубекировны,

в отсутствие:

- ответчиков - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкеской Республики; Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга»; Общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив», надлежаще извещенных о времени и месте заседания, не сообщивших о причинах неявки представителей.

рассмотрев дело № 2 по признакам нарушения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкеской Республики (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Первомайская, д. 34 «а»), Республиканским государственным учреждением «Карачаево-Черкесский центр ценообразования в строительстве» (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Первомайская, д. 34 «а»), Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (юр.адрес:119991, г. Москва,  ул. Строителей, д. 6, корп. 4; почт. адрес: 129085, г. Москва, а/я 126. НО «НАСИ»), Обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (129085, г. Москва, пр-т Мира, д. 95, стр.1) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, ограничивающего доступ к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно- сметной документации, а также участии в этом соглашении,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В УФАС по КЧР поступило поручение ФАС России (вх. № 2734 от 28.10.2015 года) о рассмотрении вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкеской Республики (далее - Минстрой КЧР), Республиканским государственным учреждением «Карачаево-Черкесский центр ценообразования в строительстве» (далее - РГАУ «КЧ ЦЦС»), Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее - НО «НАСИ»), Обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (далее - ООО «Госнорматив») статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в заключении соглашения, ограничивающего доступ к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, а также участии в этом соглашении.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона        от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

УФАС по КЧР в связи с наличием в действиях вышеуказанных хозяйствующих субъектов признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» 03.02.2016 года Приказом № 4 возбудило настоящее дело. Определением от 03.02.2016 года дело    № 2 назначено к рассмотрению.

Представители ответчика РГАУ «КЧ ЦЦС» Комиссии пояснили, что нарушение антимонопольного законодательства устранено, поддержали направленные ранее письменные пояснения от 18.02.2016 года № 7 из которых следует, что в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.04.2008 г. № 44  Учреждением были разработаны территориальные сметные нормативы КЧР - ТЕР-2001 в редакции 2010 года с изменениями 2012 года. Проекты территориальных сметных нормативов согласованы с Министерством регионального развития Российской Федерации, утверждены приказами Минстроя КЧР, внесены в федеральный реестр сметных нормативов. Разработка территориальных сметных нормативов КЧР редакции 2010 года с изменениями 2012 года осуществлялась в рамках договора от 27.03.2009 года № СД-19/2009 между НО «НАСИ» и РГАУ «КЧ ЦЦС» с использованием программного комплекса «Центр-Регион». Территориальные сметные нормативы КЧР - ТЕР-2001 в редакции 2010 года и с изменениями 2012 года размещались на официальном сайте Минстроя КЧР в свободном доступе. Разработка территориальных сметных нормативов КЧР  в редакции 2014 года ведется с использованием программного комплекса «РИК» в рамках договора от 27.04.2014 года № 3/ТСНБ. При определении сметной стоимости объектов на территории КЧР в соответствии с новыми государственными нормативами, введенными в действие с 01.04.2014 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации от 30.01.2014 года № 31пр, введено в действие с 01.10.2015 года обязательное применение федеральных единичных расценок. В связи с изданием приказов Минстроя КЧР от 18.08.2015 года № 82 и от 19.08.2015 года № 83 прекращено действие договора от 27.03.2009 года № СД-19/2009 между НО «НАСИ» и РГАУ «КЧ ЦЦС», лицензионного договора от 12.04.2010 года № ТГН-01/2010 между НО «НАСИ», РГАУ «КЧ ЦЦС» и ООО «Госнорматив» и договора от 31.07.2013 № ТГН-01/2013 года между НО «НАСИ» и РГАУ «КЧ ЦЦС».

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Комиссия УФАС по КЧР приходит к следующему.

ФАС России вынесено решение по делу № №1-16-179/00-22-14, которым Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации, Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов», Общество с ограниченной ответственностью «Госстройсмета», Некоммерческая организация «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общество с ограниченной ответственностью «Стройинформиздат», Общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» признано нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, а также участии в данном соглашении.

ФАС России в рамках рассмотрения дела №1-16-179/00-22-14 были направлены запросы о предоставлении информации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы разработки территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен, используемых для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно письму Минстроя КЧР от 19.12.2014 года № 2982/05 (вх. ФАС России от 26.12.2014 № 121587/14) органом (организацией), ответственным за разработку (организацию разработки) территориальных сметных нормативов Карачаево-Черкесской Республики, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен, используемых для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики является Минстрой КЧР и подведомственное ему РГАУ «КЧ ЦЦС». Непосредственно разработку территориальных сметных нормативов Карачаево-Черкесской Республики ТЕР-2001 в редакции 2010 года с изменениями от 2012 года осуществляли работники РГАУ «КЧ ЦЦС».

Согласно Положению о Минстрое КЧР, утвержденному указом Президента КЧР от 21.04.2011 года № 155, к функциям Минстроя КЧР относится:

- участие в пределах своей компетенции в проведении единой государственной  политики  по  вопросам  ценообразования  в  строительстве, рационального использования бюджетных средств, осуществление перехода на новую сметно-нормативную  базу  ценообразования   в  строительстве  (пункт 3.2.5);

- осуществление регистрации, анализа и прогнозирования уровня цен в сфере строительства (пункт 3.21);

- утверждение территориальных сметных нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в КЧР (пункт 3.22);

- проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального и текущего ремонта, финансируемые из средств республиканского бюджета (пункт 3.24).

Пунктом 2 Постановления Правительства КЧР от 24.03.2010 года № 104 Минстрою КЧР  предписано утвердить и ввести в действие  с 01.04.2010 года нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости  строительства, реконструкции и ремонта объектов в КЧР (территориальные сметные нормативы) в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87, установлено, что сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее - Федеральный реестр сметных нормативов).

Согласно пунктам 8 и 9 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств республиканского бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.10.2009 года № 383, инвестиционные проекты Карачаево-Черкесской Республики подлежат проверке на основе количественных критериев оценки эффективности использования средств республиканского бюджета, направляемых на капитальные вложения. Проверка объектов капитального строительства по одному из количественных критериев, осуществляется путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с соответствующей сметной нормой, определяющей потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (укрупненный норматив цены строительства), включенной в установленном порядке в Федеральный реестр сметных нормативов.

Соответственно территориальные сметные нормативы КЧР являются официальной информацией и служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Доступ к ним не должен быть ограничен.

Территориальные сметные нормативы Карачаево-Черкесской Республики и изменения к ним были утверждены приказами Минстроя КЧР от 24.03.2010 года № 25 и 19.12.2011 № 85, включены Министерства регионального развития Российской Федерации в Федеральный реестр сметных нормативов (от 02.04.2010 № 17 и от 17.01.2012 № 111).

Согласно письму Минстроя КЧР от 19.12.2014 № 2982/05 (вх. ФАС России от 26.12.2014 № 121587/14) территориальные сметные нормативы Карачаево-Черкесской Республики размещены в открытом доступе на интернет-сайте Минстроя КЧР по адресу http://mskchr.ru/. Вместе с тем, согласно интернет-странице сайта Минстроя КЧР по адресу mskchr.ru/нормативные-документы/369/, на которой размещены файлы с нормативами, изменения в территориальные сметные нормативы Карачаево-Черкесской Республики, утвержденные приказом от 19.12.2011 года № 85, были размещены на сайте только 28.11.2014 года, то есть спустя три года с даты их утверждения. При этом большинство сборников с нормативами размещены с ограничением функции копирования. Неактуальное размещение информации с ограничением функции копирования ограничивает возможность использования этих документов третьими лицами, что приводит к ограничению доступа на товарный рынок.

Как следует из письма Минстроя КЧР от 19.12.2014 № 2982/05 (вх. ФАС России от 26.12.2014 № 121587/14) и представленных материалов разработка территориальных сметных нормативов Карачаево-Черкесской Республики редакции 2010 года с изменениями от 2012 года осуществлялась в рамках договора от 27.03.2009 № СД-19/2009 между НО «НАСИ» и РГАУ «КЧ ЦЦС», согласно положениям которого:

-        РГАУ «КЧ ЦЦС» обязуется сопровождать (актуализировать) ТСНБ ТЕР-2001 (база данных новой редакции территориальной сметно-нормативной базы); по завершении работ передавать экземпляр переведенной ТСНБ ТЕР-2001 в формате программного продукта НО «НАСИ»; распространять ТСНБ ТЕР-2001 в формате и составе программных продуктов, имеющих свидетельство ФГУ «ФЦЦС» о включении программного продукта в перечень программ, осуществляющих внедрение эталонной сметно-нормативной базы на основании договоров, заключенных с НО «НАСИ». В случае исключения программного продукта из числа перечня программ, осуществляющих внедрение эталонной базы незамедлительно прекратить тиражирование ТСНБ ТЕР-2001 в формате исключенной сметной программы;

-        НО «НАСИ» взяло на себя обязательства предоставить РГАУ «КЧ ЦЦС эталонную базу (федеральная эталонная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве); оказывать содействие в регистрации ТСНБ ТЕР-2001 путем направления запросов, пояснений, получения ответов о ходе рассмотрения вопроса регистрации, проведения консультаций и предварительной автоматизированной экспертизы ТСНБ ТЕР-2001.

Созданные РГАУ «КЧ ЦЦС» и НО «НАСИ» объекты интеллектуальной собственности распространялись через ООО «Госнорматив» на основании лицензионных договоров от 12.04.2010 года № ТГН-01\2010 и от 31.07.2013 года № ТГН-01/2013 между НО «НАСИ», РГАУ «КЧ ЦЦС» и ООО «Госнорматив».

Из положений указанных договоров следует, что дальнейшее распространение территориальных сметных нормативов КЧР осуществляется по согласованию с НО «НАСИ», что влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами и, как следствие, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.

Согласно пункту 27 ранее действовавшего Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 44 от 11.04.2008 года (действовал до 30.03.2013 года), проекты территориальных сметных нормативов должны быть разработаны в соответствии с государственными сметными нормативами.

Согласно действующему Порядку разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденному приказом Госстроя от 04.12.2012 года №75/ГС, разработка проектов сметных нормативов осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов (пункт 3 Порядка), то есть, в том числе в соответствии с государственными сметными нормативами.

Таким образом, разработка территориальных сметных нормативов должна производиться в соответствии с государственными сметными нормативами, а не на основании баз данных, содержащих государственные сметные нормативы.

Согласно письму Минстроя КЧР от 19.12.2014 года № 2982/05 (вх. ФАС России от 26.12.2014 № 121587/14) разработка территориальных сметных нормативов Карачаево-Черкесской Республики в редакции 2014 года велась с использованием программного комплекса «РИК». При этом взаимодействие РГАУ «КЧ ЦЦС» с НО «НАСИ» осуществлялась в рамках публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и выполнению работ по созданию баз данных от 02.07.2013 № 3. Соответственно, РГАУ «КЧ ЦЦС»  использовала для разработки территориальных сметных нормативов КЧР вместо государственных  сметных нормативов, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, базу данных НО «НАСИ». В связи с этим, дальнейшее распространение территориальных сметных нормативов КЧР производилось только по согласованию с НО «НАСИ».

Минстрой КЧР поставил РГАУ «КЧ ЦЦС», НО «НАСИ» ООО «Госнорматив» в особое положение, как исключительных обладателей информации, необходимой для составления сметной документации (сметных нормативов, индексов сметной стоимости, средних сметных цен), что привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на вышеназванные товарные рынки.

Указанные соглашения могли привести к ограничению доступа к территориальным сметным нормативам на рынке компьютерных сметных программ и рынке составления проектно-сметной документации.

Оценив материалы дела, устные пояснения лиц, участвующих в деле, исходя из фактических обстоятельств, сложившихся на момент рассмотрения дела, Комиссия УФАС по КЧР пришла к выводу о том, что действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкеской Республики, Республиканского государственного учреждения «Карачаево-Черкесский центр ценообразования в строительстве», Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив» по реализации указанных договоров подпадают под запрет, установленный статьей 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Вместе с тем, учитывая, что к моменту рассмотрения настоящего дела Минстроем КЧР изданы приказы от 18.08.2015 года № 82 «О применении федеральных единичных расценок для составления сметной документации при определении сметной стоимости строительства объектов на территории Карачаево-Черкесской Республики» и от 19.08.2015 года № 83 «О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 18.08.2015 года № 82», а также  прекращено действие договора от 27.03.2009 года № СД-19/2009 между НО «НАСИ» и РГАУ «КЧ ЦЦС», лицензионного договора от 12.04.2010 года         № ТГН-01/2010 между НО «НАСИ», РГАУ «КЧ ЦЦС» и ООО «Госнорматив» и договора от 31.07.2013 № ТГН-01/2013 года между НО «НАСИ» и РГАУ «КЧ ЦЦС» основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС по КЧР,

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкеской Республики, Республиканское государственное учреждение «Карачаево-Черкесский центр ценообразования в строительстве», Некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       2. В связи с устранением нарушения на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства – предписание не выдавать.

       3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                       А.С. Уракчиев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                      К.А. Бабаев  

 

Д.А. Чагарова

                           

З.У. Узденова

 

С.М. Кумратов

 

                                                                                              А.Ю. Салпагарова                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны