Решение б/н Решение №35 в отношении Карачаево-Черкесского Республиканско... от 2 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Оглашено  23 июня  2015 г.

Изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 г.                                   г. Черкесск     

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

- К.А. Бабаева - заместителя руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

 

- С.М. Кумратова - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- А.Ю. Салпагаровой - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,

 с участием:

 - представителей ответчика – Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» - ФИО, ФИО,

 

рассмотрев дело № 35 по признакам нарушения Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» (369000,КЧР, г. Черкесск, ул..............., д. 19) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов действия, ограничивающих конкуренцию,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В период с 10.02.2015 года по 01.05.2015 года на основании                приказа № ..... от 30.01.2015 года УФАС по КЧР была проведена плановая выездная проверка Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» (далее -   КЧРГУП «Теплоэнерго»).

В ходе контрольного мероприятия инспекцией было выявлено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов (акт проверки  №.... от 30.04.2015 года).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона        от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Руководителем УФАС по КЧР было дано согласие на возбуждение дела по признакам нарушения КЧРГУП «Теплоэнерго» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». 04.06.2015 года Приказом № .... было возбуждено настоящее дело. Определением от 04.06.2015 года дело №... назначено к рассмотрению.

В своих письменных возражениях на акт проверки и устных пояснениях по делу представители ответчика сообщили о том, что при проведении указанного открытого конкурса Предприятие руководствовалось требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и принципами открытости закупки, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции. Представители ответчика также указывают на то, что Предприятие обращалось в ФАС России за разъяснением о законности заключения договоров на поставку нефтепродуктов с одним или несколькими поставщиками, из которого следует, что ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров в Законе о закупках не содержится. Полагают, что нарушений антимонопольного законодательства КЧРГУП «Теплоэнерго» не допущено.

Исследовав доводы возражений и письменные доказательства по делу Комиссия УФАС по КЧР приходит к следующему.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими права закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

Исходя из части 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд КЧРГУП «Теплоэнерго» (далее – Положение о закупках) размещено на официальном сайте закупок в сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). Данным документом установлены способы закупок Предприятием: конкурс, аукцион, запрос предложений, закупка из одного (единственного) источника и иные.

В приведенных в Положении о закупках терминах и определениях под закупкой у одного (единственного) источника понимается способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком без рассмотрения конкурирующих предложений.

В пункте 1.2. главы 8 Положения КЧРГУП «Теплоэнерго»  установлены случаи, при которых допускается применение данного способа закупок, к их числу относится - признание конкурентной процедуры закупки несостоявшейся (подпункт 1.2.4.  гл. 8 Положения).

По материалам дела комиссией установлено, что 30.07.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках размещено извещение о проведении открытого конкурса под № .... по отбору поставщика нефтепродуктов (мазут топочный марки М-100, печное топливо) для нужд котельных КЧРГУП «Теплоэнерго» на отопительный сезон 2014-2015 гг.

Конкурс проводился в соответствии с главой № 4 Положения о закупках (л.д. 17).

Из плана закупок КЧРГУП «Теплоэнерго» на 2015 год, конкурсной документации следует, что предметом закупки являлись два лота: поставка мазута М-100 (в количестве 3701 тн.) и поставка печного бытового топлива (в количестве 2481 тн.).

В протоколе вскрытия конвертов с заявками № ... от 20.08.2014 года  обозначено, что до окончания указанного в извещении о проведении открытого конкурса срока не поступило ни одной заявки. Действуя в рамках пункта 3.7. главы № 4 Положения, комиссия по закупкам Предприятия приняла решение о признании открытого конкурса несостоявшимся и заключении договора с применением  процедуры закупки из одного (единственного) источника.

Между тем, при наличии, вытекающего из Положения о закупке, права на самостоятельное определение способа закупки, в том числе права применения  процедуры закупки  из одного (единственного) источника, в Положении о закупках КЧРГУП «Теплоэнерго» не установлен сам порядок проведения вышеуказанной процедуры, а имеется лишь перечень оснований (условий), дающих право на ее осуществление.

Применяя неконкурентную процедуру, заказчик должен обосновать правомерность своей позиции по выбору поставщика.

Как справедливо указано в разъяснении ФАС России, оформленном письмом №АЦ/28097/14 от 14.07.2014 года (л.д. 125-127), в Законе о закупках отсутствуют какие-либо ограничения по сумме договоров, заключаемых по итогам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного Положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективное расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг  для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В результате спорной закупки были заключены договоры поставки нефтепродуктов с девятью хозяйствующими субъектами: ООО «В....» (договор № .... от 23.09.2014 года), ООО «А....» (договор № ..... от 09.10.2015 года), ООО «Р....» (договор № .....  от 13.10.2014 года), ООО «А....» (договор № ... от 14.10.2014 года), ООО "Н...." (договор №... от 15.10.2014 года), ООО «И..» (договор №... от 21.10.2014 года), ЗАО «П...» (договор № .... от 23.10.2014 года), ООО «А....» (договор № .... от 10.11.2014 года), ООО «С...» (договор №.... от 08.12.2014 года).

Данные соглашения имеют идентичный предмет закупки, лежат в одном временном интервале, что является нарушением вышеуказанных принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничения конкуренции, и противоречит целям регулирования Закона о закупках.

В  материалах дела отсутствуют доказательства, а представители КЧРГУП «Теплоэнерго» не отрицают, что ответчиком не было произведено ни одного юридически значимого действия (направление оферты, запроса предложений, получение отказа поставщиков от поставки всего объема товара и т.д.), совершение которого повлекло бы за собой возникновение правоотношений с одним (единственным) поставщиком на весь испрашиваемый объем продукции.       

Довод представителей ответчика о том, что КЧРГУП «Теплоэнерго» были предприняты все возможные меры по поиску поставщика нефтепродуктов на весь объем закупки, Комиссией также отклоняется как необоснованный.

Документально ничем не подтверждается также довод представителей ответчика о том, что конкурсная документация была сформирована с учетом наличия поставщиков, способных обеспечить поставку всего необходимого объема нефтепродуктов.

Поскольку, финансово-хозяйственная деятельность Предприятия, отраженная в договорах поставки нефтепродуктов за 2012-2013 годы, свидетельствует о том, что вышеуказанные хозяйствующие субъекты ранее осуществляли поставку нефтепродуктов. Следовательно, КЧРГУП «Теплоэнерго» осведомлено о том, что многие поставщики товаров не могут поставить весь требуемый согласно техническому заданию объем, но при этом многие поставщики имеют возможность поставить часть требуемой продукции.

В случае разделения крупного лота на несколько, количество потенциальных участников конкурса увеличивается, что способствует развитию конкуренции, в том числе делает доступным прямое участие  поставщиков.

Выставленное предприятием-заказчиком требование к количеству поставляемого товара повлекло за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие и обеспечить поставку необходимого объема товаров, и, как следствие, создало условия для ограничения конкуренции при проведении конкурсного мероприятия.

Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

Кроме того, проведение спорной закупки свидетельствует об уходе заказчика от проведения конкурентных процедур по закупке данного товара и заключении договора поставки по максимальной цене,

При проведении открытого конкурса по отбору поставщика нефтепродуктов (мазут топочной марки М-100, печное топливо) для нужд котельных КЧРГУП «Теплоэнерго» под №.... -  нарушены нормы  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Оценив материалы дела, устные пояснения лиц, участвующих в деле, исходя из фактических обстоятельств, сложившихся на момент рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу о том, что при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов ответчиком совершены действия, ограничивающие конкуренцию, запрет на которые установлен частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В связи с чем, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС по КЧР,

 

                                                РЕШИЛА:

 

1.      Признать  Карачаево-Черкесское Республиканское государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» нарушившим  часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.      Выдать Карачаево-Черкесскому Республиканскому государственному унитарному предприятию предписание впредь при проведении закупки у одного (единственного) поставщика руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

3.      Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      К.А. Бабаев

 

Члены Комиссии

Члены Комиссии                                                                                                                                                                  С.М. Кумратов

                                   

                                                                                             А.Ю. Салпагарова

 

                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны