Решение б/н Решение №35 в отношении Карачаево-Черкесского Республиканско... от 2 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Оглашено 23 июня 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
- К.А. Бабаева - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
- С.М. Кумратова - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- А.Ю. Салпагаровой - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,
с участием:
- представителей ответчика – Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» - ФИО, ФИО,
рассмотрев дело № 35 по признакам нарушения Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» (369000,КЧР, г. Черкесск, ул..............., д. 19) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов действия, ограничивающих конкуренцию,
УСТАНОВИЛА:
В период с 10.02.2015 года по 01.05.2015 года на основании приказа № ..... от 30.01.2015 года УФАС по КЧР была проведена плановая выездная проверка Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» (далее - КЧРГУП «Теплоэнерго»).
В ходе контрольного мероприятия инспекцией было выявлено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов (акт проверки №.... от 30.04.2015 года).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководителем УФАС по КЧР было дано согласие на возбуждение дела по признакам нарушения КЧРГУП «Теплоэнерго» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». 04.06.2015 года Приказом № .... было возбуждено настоящее дело. Определением от 04.06.2015 года дело №... назначено к рассмотрению.
В своих письменных возражениях на акт проверки и устных пояснениях по делу представители ответчика сообщили о том, что при проведении указанного открытого конкурса Предприятие руководствовалось требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и принципами открытости закупки, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции. Представители ответчика также указывают на то, что Предприятие обращалось в ФАС России за разъяснением о законности заключения договоров на поставку нефтепродуктов с одним или несколькими поставщиками, из которого следует, что ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров в Законе о закупках не содержится. Полагают, что нарушений антимонопольного законодательства КЧРГУП «Теплоэнерго» не допущено.
Исследовав доводы возражений и письменные доказательства по делу Комиссия УФАС по КЧР приходит к следующему.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими права закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Исходя из части 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд КЧРГУП «Теплоэнерго» (далее – Положение о закупках) размещено на официальном сайте закупок в сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). Данным документом установлены способы закупок Предприятием: конкурс, аукцион, запрос предложений, закупка из одного (единственного) источника и иные.
В приведенных в Положении о закупках терминах и определениях под закупкой у одного (единственного) источника понимается способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком без рассмотрения конкурирующих предложений.
В пункте 1.2. главы 8 Положения КЧРГУП «Теплоэнерго» установлены случаи, при которых допускается применение данного способа закупок, к их числу относится - признание конкурентной процедуры закупки несостоявшейся (подпункт 1.2.4. гл. 8 Положения).
По материалам дела комиссией установлено, что 30.07.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках размещено извещение о проведении открытого конкурса под № .... по отбору поставщика нефтепродуктов (мазут топочный марки М-100, печное топливо) для нужд котельных КЧРГУП «Теплоэнерго» на отопительный сезон 2014-2015 гг.
Конкурс проводился в соответствии с главой № 4 Положения о закупках (л.д. 17).
Из плана закупок КЧРГУП «Теплоэнерго» на 2015 год, конкурсной документации следует, что предметом закупки являлись два лота: поставка мазута М-100 (в количестве 3701 тн.) и поставка печного бытового топлива (в количестве 2481 тн.).
В протоколе вскрытия конвертов с заявками № ... от 20.08.2014 года обозначено, что до окончания указанного в извещении о проведении открытого конкурса срока не поступило ни одной заявки. Действуя в рамках пункта 3.7. главы № 4 Положения, комиссия по закупкам Предприятия приняла решение о признании открытого конкурса несостоявшимся и заключении договора с применением процедуры закупки из одного (единственного) источника.
Между тем, при наличии, вытекающего из Положения о закупке, права на самостоятельное определение способа закупки, в том числе права применения процедуры закупки из одного (единственного) источника, в Положении о закупках КЧРГУП «Теплоэнерго» не установлен сам порядок проведения вышеуказанной процедуры, а имеется лишь перечень оснований (условий), дающих право на ее осуществление.
Применяя неконкурентную процедуру, заказчик должен обосновать правомерность своей позиции по выбору поставщика.
Как справедливо указано в разъяснении ФАС России, оформленном письмом №АЦ/28097/14 от 14.07.2014 года (л.д. 125-127), в Законе о закупках отсутствуют какие-либо ограничения по сумме договоров, заключаемых по итогам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного Положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективное расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В результате спорной закупки были заключены договоры поставки нефтепродуктов с девятью хозяйствующими субъектами: ООО «В....» (договор № .... от 23.09.2014 года), ООО «А....» (договор № ..... от 09.10.2015 года), ООО «Р....» (договор № ..... от 13.10.2014 года), ООО «А....» (договор № ... от 14.10.2014 года), ООО "Н...." (договор №... от 15.10.2014 года), ООО «И..» (договор №... от 21.10.2014 года), ЗАО «П...» (договор № .... от 23.10.2014 года), ООО «А....» (договор № .... от 10.11.2014 года), ООО «С...» (договор №.... от 08.12.2014 года).
Данные соглашения имеют идентичный предмет закупки, лежат в одном временном интервале, что является нарушением вышеуказанных принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничения конкуренции, и противоречит целям регулирования Закона о закупках.
В материалах дела отсутствуют доказательства, а представители КЧРГУП «Теплоэнерго» не отрицают, что ответчиком не было произведено ни одного юридически значимого действия (направление оферты, запроса предложений, получение отказа поставщиков от поставки всего объема товара и т.д.), совершение которого повлекло бы за собой возникновение правоотношений с одним (единственным) поставщиком на весь испрашиваемый объем продукции.
Довод представителей ответчика о том, что КЧРГУП «Теплоэнерго» были предприняты все возможные меры по поиску поставщика нефтепродуктов на весь объем закупки, Комиссией также отклоняется как необоснованный.
Документально ничем не подтверждается также довод представителей ответчика о том, что конкурсная документация была сформирована с учетом наличия поставщиков, способных обеспечить поставку всего необходимого объема нефтепродуктов.
Поскольку, финансово-хозяйственная деятельность Предприятия, отраженная в договорах поставки нефтепродуктов за 2012-2013 годы, свидетельствует о том, что вышеуказанные хозяйствующие субъекты ранее осуществляли поставку нефтепродуктов. Следовательно, КЧРГУП «Теплоэнерго» осведомлено о том, что многие поставщики товаров не могут поставить весь требуемый согласно техническому заданию объем, но при этом многие поставщики имеют возможность поставить часть требуемой продукции.
В случае разделения крупного лота на несколько, количество потенциальных участников конкурса увеличивается, что способствует развитию конкуренции, в том числе делает доступным прямое участие поставщиков.
Выставленное предприятием-заказчиком требование к количеству поставляемого товара повлекло за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие и обеспечить поставку необходимого объема товаров, и, как следствие, создало условия для ограничения конкуренции при проведении конкурсного мероприятия.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.
Кроме того, проведение спорной закупки свидетельствует об уходе заказчика от проведения конкурентных процедур по закупке данного товара и заключении договора поставки по максимальной цене,
При проведении открытого конкурса по отбору поставщика нефтепродуктов (мазут топочной марки М-100, печное топливо) для нужд котельных КЧРГУП «Теплоэнерго» под №.... - нарушены нормы части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Оценив материалы дела, устные пояснения лиц, участвующих в деле, исходя из фактических обстоятельств, сложившихся на момент рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу о том, что при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов ответчиком совершены действия, ограничивающие конкуренцию, запрет на которые установлен частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с чем, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС по КЧР,
РЕШИЛА:
1. Признать Карачаево-Черкесское Республиканское государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Карачаево-Черкесскому Республиканскому государственному унитарному предприятию предписание впредь при проведении закупки у одного (единственного) поставщика руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии
Члены Комиссии С.М. Кумратов
А.Ю. Салпагарова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.