Решение б/н Решение по жалобе ИП Ананьевой И. О. от 25 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Карачаево-Черкесской

Республике

 

пр. Ленина, 38, г. Черкесск, 369000

тел. (8782) 26-63-56, факс (8782)26-64-55

e-mail: : to09@fas.gov.ru

 

         __26.05.2019________№_____________________

       На №__________от________________

Заказчик:

Республиканское государственное бюджетное лечебно-профилактическое учреждения  «Карачаево-Черкесский онкологический диспансер им. С.П.Бутова»

369000, г. Черкесск, ул.Свободы, 62

 

Заявитель:

ИП Ананьева И.О.

<…>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 009/06/106/59-2019 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

25.06.2019г.                                                                       г. Черкесск

    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской     Республике по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:       

Председателя Комиссии – Г.П.Авраховой- Врио руководителя управления;

Членов Комиссии: -Д.М. Керейтовой  – главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;

                               - Ж.П. Немчиновой – специалиста-эксперта отдела контроля закупок

при участии представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Карачаево-Черкесский онкологический диспансер им. С.П.Бутова» <…>., в отсутствии ИП Ананьевой И.О., рассмотрев жалобу (далее – Заявитель) на действия Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Карачаево-Черкесский онкологический диспансер им. С.П.Бутова» (далее – Заказчик), при проведении Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцев), номер извещения 0379200006719000151 (далее – Аукцион)  на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной  антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя,  пунктом 1 раздела 8 «Техническая часть» аукционной документации Заказчиком  установлено требованием о том,  что предохранительный колпачок иглы должен иметь пять ребер жесткости. В ГОСТ Р ИСО 7864-2011  «Иглы инъекционные однократного применения стерильные» установлены требования  к иглам.  В п.10 данного ГОСТа указано, что колпачок иглы должен быть  изготовлен  из окрашенного  или бесцветного материала.  В ГОСТе отсутствует такое понятие как «ребро жесткости колпачка иглы», а тем более  установлено какое  бы то ни было  количество таких ребер. Установление такого требования ограничивает количество участников закупки.

 Далее Заявитель указывает , что пунктом 8 раздела 8 «Техническая часть» аукционной документации  предлагается к поставке шприц  инъекционный  однократного применения  со встроенным механизмом предотвращения повторного использования  - автоматическое блокирование  поршня, на который уже однажды нажали, в результате чего на него невозможно будет нажать снова.

Технические требования к шприцам данной конструкции  содержатся в ГОСТ ISO 7886-4-2011 «Шприцы инъекционные однократного применения  стерильные», часть 4 «Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению». Согласно пункту 5.2  указанного ГОСТа устройства, препятствующие повторному применению, классифицированы  следующим образом: тип 1 – срабатывает автоматически   в процессе  или после завершения предназначенного однократного применения; тип 2 – требует вмешательства  пользователя для приведения шприца  в негодность  после завершения однократного применения. Заказчик в описании требует  шприцы только типа 2, что ограничивает  количество участников закупки. Кроме того, данные шприцы производятся только иностранными производителями, на территории РФ производства таких шприцов отсутствует, следовательно,  исключается возможность  участия  в торгах отечественных производителей.

Представитель Заказчика, не согласился с доводами Заявителя и в возражениях на жалобу и в заседании комиссии сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе  наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017г. №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога товаров) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 (далее - Правила формирования каталога).

Согласно подпункту «г» пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Подпунктом «а» пункта 13 Правил формирования каталога установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменные значения характеристик товаров, работ, услуг.

Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка расходных материалов для медицинского применения (шприцы).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил,  что  при описании объекта закупки  им были соблюдены нормы Постановления Правительства от 08.02.2017г. № 145 «Об утверждении Правил  формирования и ведения  в единой информационной системе в сфере закупок  каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – каталог КТРУ).  Несмотря на то,  что в КТРУ в отношении товара «Шприц общего назначения» не содержится требований в отношении защитного колпачка, Заказчик имеет право устанавливать дополнительные характеристики , не предусмотренные каталогом с обоснованием необходимости использования таких  требований . Заказчик установил такие требования в отношении ребер жесткости  , т.к. изучив рынок товара, установил, что колпачки бывают трех видов :  с 4-мя ребрами, с 5-ю ребрами  и с 8-ю ребрами.  Установил усредненное количество ребер, так как это удобно  и безопасно для работы персонала, который давно работает именно с такими колпачками для игл.  Также указал, что данное требование не ограничивает количество участников закупки, не  ограничивает конкуренцию. Для участия в закупке подано 3 заявки, в двух  из которых по указанной позиции  предложен товар российского производства.

Комиссия УФАС по КЧР, рассмотрев довод жалобы и заслушав мнение Заказчика,   не сочла достаточным  основанием для применения  дополнительного  требования о количестве  ребер жесткости колпачка иглы  исключительно удобство для работы персонала,  приходит к выводу о том, что установление данного требования нарушает  пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки ограничения количества  участников закупки.  Данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

    1.  По второму доводу жалобы  установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 38 Закона о контактной системе медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Заявитель указывает  , что Заказчик в описании объекта закупки  установил требование  о наличии устройства , препятствующего повторному применению шприцев только второго типа  ( требует вмешательства  пользователя для приведения шприца в негодность), что ограничивает  количество участников закупки.

Согласно пункту 8 технического задания Заказчиком установлено требование: «Стерильное изделие, состоящее из прозрачного цилиндра с поршнем и встроенным механизмом предотвращения повторного использования, на дистальном конце изделия расположена фиксированная игла; изделие предназначено для  использования с целью  восстановления /введения вакцин и предотвращения инфекций. Механизм предотвращения повторного использования  автоматически блокирует поршень, на который уже однажды нажали, в результате чего  на него невозможно будет нажать снова (например, из-за зазубрин, крючка или выступа  на поршне или колец на цилиндре)   или он может разрушать шприц  после полного  нажатия поршня , что препятствует  повторному  использованию изделия. Это изделие для одноразового использования».

Согласно ГОСТ ISO 7886-4-2011 «Шприцы инъекционные  однократного применения стерильные. Часть 4 «Шприцы с устройством ,препятствующим их повторному применению» . Согласно п. 5.2  указанного ГОСТа устройства, препятствующие повторному применению  классифицируются  следующим образом:  «тип 1 – срабатывает автоматически   в процессе или после  завершения  предназначенного однократного применения; тип 2 – требует вмешательства  пользователя для приведения  шприца в негодность после завершения  предназначенного однократного  применения».

 Как следует из вышеуказанного ,  «требование вмешательства  пользователя для приведения шприца в негодность  после завершения  предназначенного  однократного применения» не использовано  Заказчиком в описании данного товара.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что вышеуказанное формирование объекта закупки ( шприцы инъекционные общего назначения и шприц, в котором механизм предотвращения  повторного использования  блокирует поршень, на который уже однажды нажали, в результате чего на него нельзя будет нажать вновь)  вызвано потребностью Заказчика, при этом медицинские изделия, включенные в объект закупки находятся в свободном обращении на рынке, так как предметом контракта является поставка товара, а не производство (изготовление), что по мнению Заказчика, не приводит к ограничению количества участников закупки.  Кроме того, указал , что кроме 3-х иностранных производителей данных шприцев имеется и российский  производитель ( ООО «Кострома-Медико, № РУ ФСР 2008/03974).

Комиссия УФАС по КЧР , рассмотрев доводы жалобы и отзыв Заказчика ,  считает довод Заявителя   в части того, что  в описании объекта закупки  Заказчик установил требование  о наличии устройства , препятствующего повторному применению шприцев только второго типа  ( требует вмешательства  пользователя для приведения шприца в негодность),  не нашедшим  своего подтверждения.

 При этом Комиссия указывает  на нарушение пункта 1 части 1  статьи 33, поскольку  Заказчиком использовались при описании   показатели , не предусмотренные ГОСТ ISO 7886-4-2011. При этом, считает, что закупку данного товара необходимо провести отдельным лотом , во избежание ограничения  количества участников закупки.

 

2. При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией УФАС по КЧР были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе. 

2.1. Согласно  пункту 1 статьи 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 42 Закона № 44-ФЗ  в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.

Статьями 28 и 29 Закона  о контрактной системе установлены преимущества для учреждений и предприятий  уголовно-исполнительной системы и участие организаций инвалидов в закупках.

Статья 30 Закона о контрактной системе – участие субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках не относится к преимуществам  в силу пункта 9 части 42 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, установив  в извещении   в разделе преимущества  для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям , не предусмотренные действующей редакцией закона  № 44-ФЗ , Заказчиком допущено нарушение пункта 9 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ИП Ананьевой И.А. обоснованной в части.

2. Признать Заказчика - Республиканское государственное бюджетное лечебно-профилактическое учреждения  «Карачаево-Черкесский онкологический диспансер им. С.П.Бутова» нарушившим пункт 1  части 1 статьи 33 , пункт 1 части 1 статьи 64 ,  часть 9 статьи  42  Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать  материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства   уполномоченному должностному лицу.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

Председатель Комиссии                                            Г.П.Аврахова

 

Члены Комиссии                                                        Д.М.Керейтова

                                                                                     Ж.П.Немчинова                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны