Решение №1896-3/17 РЕШЕНИЕ Резолютивная часть решения оглашена 28.06.2022 ... от 12 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.06.2022                                          г. Черкесск

В полном объеме решение изготовлено 12.07.2022

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Управления) в составе:

Председателя Комиссии:

- <....> – врио руководителя Управления;

 Членов Комиссии:

- <....> – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <....> – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,

рассмотрев дело № 009/01/10-20/2022 по признакам нарушения <....> (369000, КЧР, <....>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», посредством видеоконференцсвязи,

 

УСТАНОВИЛА

 

Карачаево-Черкесским УФАС России рассмотрена жалоба <....>, в интересах жителей многоквартирных домов с № 1 по № 15 Микрорайона г. Теберда Карачаево-Черкесской Республики на действия (бездействие) <....>, по вопросу предоставления коммунальных услуг «Отопление» ненадлежащего качества в отопительном сезоне 2021-2022.

Из жалобы следует, что согласно замерам, проводимых жильцами вышеуказанных домов, температура воздуха в жилых помещениях, в период с 01.11.2021 по 21.01.2022 не превышала 17 C°, причиной такой температуры считают несоблюдение <....> утвержденного температурного графика.

Письмом от 19.04.2022 № 1404 в ответ на определение об отложении рассмотрения дела № 009/01/10-20/2022 от 15.04.2022 №1128-3/17 <....> пояснило, что показатели тепловычеслителя Тебердинского ТУ Центральной котельной «Микрорайон», представленные в Управление письмом от 28.02.2022 № 720, являются среднесуточной температурой и не могут применяться как показатель фактической работы котельной. Кроме того, в январе 2022 года было выявлено повреждение участка теплотрассы, в соответствии с протоколом расследования аварийной ситуации и актом от 17.01.2022 № 1, в связи с чем в период с 18.01.2022 по 19.01.2022, поставка тепловой энергии производилась со снижением параметров теплоносителя. Также 13, 14, 15, 16 января 2022 года по причине поставки некачественного жидкого топлива котельная не могла выдать необходимую температуру теплоносителя. В связи с вышеизложенным, по данным <....>, произведен перерасчет платы за коммунальную услугу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 16 указанной статьи теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Согласно части 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 данного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении в системе теплоснабжения лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. № 808 (далее – Правила № 808), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).

Согласно пункту 51 Правил № 808 договор поставки определяет параметры качества поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя (температурные и гидравлические режимы).

Законом о теплоснабжении предусмотрено требование об обязательном коммерческом учете количества и качества тепловой энергии и (или) теплоносителя, которая(-ый) производится, передается и потребляется за определенный период по договорам теплоснабжения, поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя                              (п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 19 Закона о теплоснабжении).

В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей.

В силу пункта 24 Правил № 808 показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

Из пункта 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г.    № 115 (далее – Правила № 115), следует, что температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 часов, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:

по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, +/- 3%; по давлению в подающем трубопроводе, +/- 5%; по давлению в обратном трубопроводе,                      +/- 0,2 кгс/см2.

В соответствии с пунктом 9.2.1 Правил № 115 отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.

Также в типовом договоре, размещённом на сайте <....> в телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке – http://kch-teplo.ru/sites/default/files/upload/dogovor_tszh_zhsk_2019g.docx теплоснабжающая организация обязуется:

Согласно пункту 3.1.6. поддерживать в котельной среднесуточную температуру подачи теплоносителя с допускаемым отклонением температуры ±3%;

- в соответствии с принятым температурным графиком качественного регулирования отпуска тепловой энергии;

Согласно пункту 3.1.7. обеспечивать следующие параметры качества тепловой энергии на границе раздела эксплуатационной ответственности Сторон:

- среднесуточную температуру сетевой воды в прямом трубопроводе в соответствии с принятым температурным графиком   и с учетом снижения температуры теплоносителя при его транспортировке в соответствии с нормативными документами;

- допустимое отклонение среднесуточных параметров качества - не более ±3%.

Согласно представленным материалам выявлено, что котельная <....> в                  г. Теберда производит отпуск тепловой энергии потребителям по температурному графику + 95/70 C°. В результате анализа информации, представленной <....> письмом от 28.02.2022 № 720 о фактическом температурном графике установлены неоднократные отклонения температуры теплоносителя от нормативных, а именно:

 

Дата

Среднесуточная температура, C°

Температурный график 95/70 C°

Котельная <....>

Отклонения температуры в точке поставки, (допустимо +/-3%)

По температуре, C°

в %

26.10.2021

-2,0

65,0

62,5

-2,5

4

16.01.2022

-11,3

82,01

78,3

-3,69

4,7

17.01.2022

-12,7

84,01

72,1

-11,89

16,5

18.01.2022

-1,3

63,0

59,5

-3,52

5,9

05.02.2022

-6,0

73,00

56,4

-16,59

29,4

06.02.2022

-5,8

71,02

67,4

-3,61

5,4

 

Отклонение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе ниже предусмотренных значений температурного графика, утвержденного <....>, является нарушение <....> Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, при осуществлении подачи тепловой энергии, (отсутствие инструктажа сотрудников котельной о необходимости неукоснительного исполнения вышеуказанных правил), что явилось причиной понижения температуры в местах проживания граждан, что свидетельствует о предоставлении ненадлежащей коммунальной услуги.

Так, согласно заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республики» от 14.02.2022 № 04-821-2022 на основании лабораторных исследований от 10.02.2022 № 960.06.10 установлено, что измерение микроклимата в МКД, расположенного по адресу: КЧР, г. Теберда, Микрорайон, дома с 1 по 15 МКД (в МКД №9 кв.62 (зал) температура воздуха 17,5-17,7 C° при норме 18-24 C°, в МКД №9 кв. 56 температура воздуха 17,1-17,77 C° при норме 18-24 C°и МКД №8 кв. 71 температура воздуха 15,4-17,1 C° при норме     18-24 C) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

Доказательств наличия каких-либо потерь на теплотрассе которые могли свидетельствовать о наличии ненормативных потерь тепловой энергии не установлено. Кроме того, согласно актам проверок готовности к отопительному периоду 2021 – 2022 проводимых в отношении МКД Микрорайона г. Теберда комиссия, образованная постановлением Администрации Карачаевского городского округа от 21.07.2021 № 657 вынесла заключение о готовности вышеуказанных МКД к отопительному периоду. Причем <....> осуществило подачу тепловой энергии, тем самым не возражая против готовности МКД Микрорайона г. Теберда к отопительному периоду 2021-2022.

Письмом от 19.04.2022 № 1404 <....> указало на факт поставки тепловой энергии ненадлежащего качества в течении 13, 14, 15, 16 января 2022 года и не могло выдать необходимую температуру теплоносителя.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей.

Таким образом, ответственность за подачу теплоносителя ненадлежащего качества и подаче тепловой энергии, не обеспечивающей нормативную температуры воздуха:

в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C), несет теплоснабжающая организация – <....>.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995                           № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» <....> занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по теплоснабжению в границах балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других теплоснабжающих организаций.

Таким образом, <....> является субъектом естественной монополии по передаче тепловой энергии на территории г. Теберда в границах эксплуатируемых им систем теплоснабжения и на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, коим и являются в данном случае жители многоквартирных домов с № 1 по № 15 Микрорайона               г. Теберда Карачаево-Черкесской Республики.

При этом, в связи с доминирующим положением <....> на товарном рынке, потребители тепловой энергии не имеют альтернативы в выборе иного лица для получения надлежащих услуг теплоснабжения.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать <....> (369000, КЧР, <....>) нарушившим части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать <....> обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель комиссии                                   

Члены комиссии:                                                                                    

                                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны