Решение №651-1/15 Решение и предписание в отношение ГУ по тарифам и ценам КЧР ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  10 апреля   2012 г.

Изготовлено в полном объеме:  19 апреля 2012 г.                                                          г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,  

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>;

- <>,

рассмотрев дело N 4 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Водоканал" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 387) и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся во включении в тариф на водоснабжение и водоотведение для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей,

 

                                                        УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 22.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.  

В соответствии с полномочиями, предусмотренными  частью 1 ст. 4 Закона № 210-ФЗ Правительство РФ своим постановлением от 14.07.20085 г. № 520  утвердило «Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса»   и поручило Министерству регионального развития РФ по согласованию с Минэкономразвития РФ, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой разработать и утвердить Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Эти Методические указания  утверждены приказом Минрегиона № 47 от 15.02. 2011 г., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.03. 2011 г. № 19999 (далее – Указания, начало действия Указаний 05.04.2011).

Указаниями  предусмотрено, что регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, а также ведения раздельного учета финансовых потребностей по реализации производственной и инвестиционной программы. При установлении тарифов и надбавок не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности, отнесение их к финансовым потребностям по реализации производственной и инвестиционной программы.

Оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. При этом не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Указания, которые должны  применяться при  установлении тарифов на 2012 год содержат четкие указания о том, что расходы  на прием всех платежей и расходы на  изготовление и рассылку  платежных документов для жителей многоквартирных домов (кроме выбравших  непосредственное управление)   не должны включаться  в тарифы.

Регулирование тарифов на  водоснабжение и водоотведение  на территории Карачаево-Черкесской Республики уполномочено   осуществлять Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее по тексту – ГУ по тарифам).

Комиссией  установлены следующие обстоятельства.

Жители г. Черкесска оплачивают ОАО «Водоканал» за услугу по водоснабжению и за услугу по водоотведению. При этом на 2010 год при  установлении тарифа в согласованной  ГУ по тарифам плановой калькуляции  себестоимости опущенной воды и отвода сточной жидкости в общеэксплуатационных расходах учтены расходы  на услуги РКЦ, затраты по этому виду расходов приняты ГУ по тарифам  в размере 3 % от суммы собранных платежей от населения. Эти расходы на 2010 год согласованы  ГУ по тарифам   по водоснабжению в размере 3461,5 тыс. руб. (фактически это составляет x,x % от расходов  по полной себестоимости  и x,x % от НВВ) и по  водоотведению в размере 1298 тыс. руб. (фактически это составляет x,x % от расходов  по полной себестоимости  и x,x % от НВВ).

В расчете тарифа на 2011 год  в общеэксплуатационных расходах ГУ по тарифам согласовало  расходы  на услуги по работе с потребителями (эти услуги расшифрованы как сбор платежей  за коммунальные услуги, ведение учета потребителей). При этом затраты по этому виду расходов как и  в  тарифах на 2010 год приняты ГУ по тарифам  в размере 3 % от планируемых  доходов  от реализации услуг потребителям. Это уточнение  в заключении ГУ по тарифам на 2011 год согласуется с тем, что  сбор платежей  и ведение  учета потребителей в пользу ОАО «Водоканал» по абонентам – гражданам осуществляло ООО «Расчетно-кассовый центр» (ООО «РКЦ») в соответствии с договором, предмет которого содержал и сбор платежей, и ведение учета потребителей – физических лиц. В  2010 году вместо одного договора на сбор платежей и учет потребителей – физических лиц между ОАО «Водоканал» и ООО «РКЦ»  было заключено  2 договора: договор на сбор платежей и договор на ведение учета потребителей.  ГУ по тарифам   при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение  эти расходы на 2011 год согласовал в размере: по водоснабжению - 6580,14  тыс. руб. (фактически это составляет x,x % от расходов  без учета прибыли и x,x % от НВВ), по водоотведению - 3103,07 тыс. руб. (фактически это составляет x,x % от расходов  без учета прибыли и x,x % от НВВ).

В  плановых калькуляциях себестоимости отпущенной воды и сточной жидкости   на 2012 год  учтены расходы сторонних организаций   по ведению учета потребителей в размере соответственно по водоснабжению и водоотведению 5238,87 тыс. руб.  и 2803,69 тыс. руб. Изменилось по сравнению  с 2010 и 2011 годами   наименование  услуг, однако,  суть их фактически осталась прежней: это услуги по сбору  платежей и  ведению учета потребителей. С 01.01.2011 г.  услугу по ведению учета потребителей ОАО «Водоканал» оказывает ООО «Контролер»  в соответствии с договором  от xx.xx.2010 г.  № xx/xx, до  01.01.2011 услугу по ведению учета потребителей и  по сбору денежных средств оказывало ООО «РКЦ» по договорам № xxx/xx от xx.xx.2010 (сбор денег с граждан, вознаграждение  X % плюс НДС,  по договору № xxx/xx от xx.xx.2009г., вступившему  в силу с 01.01.2010 г. вознаграждение за ведение учета потребителей  составляло X,X% плюс НДС). По договорам   № xx от xx.xx.2010 г., № xx от  xx.xx.2011 г. вознаграждение ООО «РКЦ» за сбор денег и ведение учета прочих потребителей составляло  X,X % плюс НДС.

В плановой калькуляции на 2012 год    по водоснабжению  на услуги  по ведению учета потребителей   предусмотрено 5238,87 тыс. руб. (фактически это составляет x,x % от расходов  по полной себестоимости), по водоотведению – 2803,69 тыс. руб. (фактически это составляет x,x % от расходов  по полной себестоимости).  В соответствии с пояснениями  представителя ГУ по тарифам  расходы по ведению учета потребителей  в тарифы  закладываются на уровне 3 %. Фактически  по водоотведению  эти расходы заложены в тариф   на более высоком уровне. При этом  установлено, что  в  соответствии с договором   № xx/xx от  xx.xx.2010 г.  ведение учета потребителей - граждан по водоснабжению и водоотведению за вознаграждение  в размере X,X % от общего сбора денежных средств осуществляет для ОАО «Водоканал» ООО «Контролер».   

В соответствии с   указанным  договором  производится не только ведение лицевых счетов и начисление  оплаты за потребленные коммунальные ресурсы, но и  разноска потребителям  платежных документов (счетов, квитанций), в том числе, жителям всех многоквартирных домов. В соответствии с  агентским договором  № xx от  xx.xx.2011 г.   ООО «РКЦ»  осуществляет  для ОАО «Водоканал» сбор (прием) денежных средств  и ведение учета потребителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) за вознаграждение в размере X,X %  от общего сбора денежных средств.    В калькуляциях на 2012 год    согласованы расходы на  ведение учета потребителей, куда входят и расходы по разноске счетов жителям многоквартирных домов, которые обслуживаются  управляющими компаниями. Ресурсоснабжающая организация  представляет органу регулирования тарифов  свои предложения, которые  обосновывает экономически. В обоснование своих расходов  ОАО «Водоканал»   представляет  документы, в том числе, договоры, подтверждающие обоснованность запрашиваемых на   реализацию производственной программы средств.  Схема работы  по приему платежей и ведению учета потребителей между ОАО «Водоканал», ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» была сформирована в то время, когда   руководителем  ОАО «Водоканал»  был   нынешний руководитель  ГУ по тарифам, следовательно,  ГУ по тарифам не могло не знать о   фактических взаимоотношениях  между  ОАО «Водоканал», ООО «РКЦ» и ООО «Контролер». 

Из вышеуказанного  следует, что ОАО «Водоканал» запросило, а  ГУ по тарифам заложило в  тарифы расходы,  превышающие фактические финансовые потребности регулируемой организации на  предусмотренные  действующим законодательством расходы по ведению учета потребителей, кроме этого в финансовые потребности  ОАО «Водоканал» заложены расходы на оплату услуг ООО «РКЦ»  по сбору платежей. Эти расходы  повлияли на величину  установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Включение расходов на сбор платежей и разноску   платежных документов в состав тарифов на водоснабжение и водоотведение не является оправданным и может привести к ограничению конкуренции, поскольку ставит хозяйствующие субъекты в преимущественное положение на соответствующем рынке приема платежей по сравнению с конкурентами. Таким образом, ОАО «Водоканал» и Главное управление КЧР по тарифам и ценам, включив в обоснование тарифов (ОАО «Водоканал») и  в тарифы (ГУ по тарифам) на водоснабжение и водоотведение расходы на  разноску счетов,  расходы на оплату услуг организаций по приему платежей, нарушили статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении  представленных материалов    Комиссией установлено также  следующее.

            Плановая калькуляция  на 2012 год   по водоснабжению содержит   предложения  ОАО «Водоканал»  по  объему   поднятой и пропущенной через очистные сооружения воды  34770 тыс. куб.м., из них   потери воды запланированы  62,3 % (18634,8 тыс. куб. м.). При  этом  предложено всего расходов по полной себестоимости – 205297 тыс. руб., при  потерях 62,3 % реализация должна составить 11,275 тыс. куб. м. Исходя из этих цифр  себестоимость 1 куб. м. равна 18,21 руб., однако, ГУ согласовало объем поднятой   и очищенной воды 18730,4 тыс. куб.м. при потерях 30 % (4832,58 тыс. куб.м.), реализация также  должна составить 11275,58 тыс. куб.м. расходы по полной себестоимости 179759 тыс. руб. Исходя из этих цифр   сверхнормативные потери в сетях  (все, что больше 30 %)  практически полностью возложены на потребителей. Представителем ГУ по тарифам  дано пояснение, что регулирующий орган не может снизить  объем реализации и  согласовать  такие  большие потери, поэтому   ГУ по тарифам согласовывает   полезный отпуск в   том же объеме, что запрошено ОАО «Водоканал», согласовывают  потери  в размере 30 %, прибавляет расход воды на собственные нужды и получает объем воды, которая  должна быть поднята и  обеззаражена   ОАО «Водоканал».

ОАО «Водоканал» считает, что фактически должно быть поднято на треть воды больше, чем   согласовано ГУ по тарифам. При этом ОАО «Водоканал»  запрашивает расходы:  на подъем 34 770 тыс. куб. м. воды  всего в размере  2456,4 тыс. руб.,  в том числе на электроэнергию – 549, 3 тыс. руб. и на ремонт -  1339,8 тыс. руб.; на очистку 34 770 тыс. куб. м. воды  всего – 32297,2 тыс. руб., в том числе на электроэнергию – 3043,9 тыс. руб., на материалы – 16930,3 тыс. руб., на ремонт – 9081,4 тыс. руб.

ГУ по тарифам согласовывает объем поднятой и  очищенной воды  на треть меньше, а расходы   по этим же статьям  согласовывает со значительно меньшим, чем на одну треть уменьшением. ГУ по тарифам согласованы расходы  на подъем 18730,4 тыс. куб. м. воды  всего в размере  2402,61 тыс. руб. (97,8 % от запрошенного),  в том числе на электроэнергию – 519,29 тыс. руб. (94,5 % от запрошенного) и на ремонт -  1339,83 тыс. руб. (100,0 % от запрошенного); на очистку 18730,4 тыс. куб. м. воды  всего – 26827,95 тыс. руб. (83,1 % от запрошенного), в том числе на электроэнергию – 3042,26 тыс. руб. (99,9 % от запрошенного), на материалы – 11589,07 тыс. руб. (68,5 % от запрошенного), на ремонт – 9073,0 тыс. руб. (99,9 % от запрошенного).

Аналогичным образом  выглядит и анализ  согласования   расходов    на  отвод сточной жидкости: ГУ по тарифам согласован пропуск  сточной жидкости через очистные сооружения  12152,7 тыс. куб.м. вместо 35502,0 тыс. куб.м., предложенных ОАО «Водоканал» (меньше в 2.9 раза), при этом  расходы по полной себестоимости согласованы  на уровне 83,2 % от запрошенных (83746, 56 тыс. руб. - 100660,42 тыс. руб.).

Комиссия  не может согласиться  с пояснениями  представителя ГУ по тарифам о том, что  заложенные в тариф расходы  являются условно-постоянными.  Расходы на оплату труда, налоги и  отчисления можно принять как условно-постоянные,  но расходы на  электроэнергию, например,  таковыми  не могут быть, т.к. напрямую зависят от  количества поднятой и обеззараженной воды и   очищенной сточной жидкости. Такая позиция ГУ по тарифам может привести к ситуации, когда ОАО «Водоканал» не будет заинтересован в ликвидации утечек на своих магистральных и разводящих сетях, прекратит расходовать на эти цели финансовые средства. При таком подходе регулятора к регулированию тарифа ОАО «Водоканал» может экономить средства на ремонте и поддержании инженерной инфраструктуры  в надлежащем состоянии, т.к. свои расходы, в том числе, на подъем и обеззараживание  не использованной  воды (утекла   сразу в канализацию,  просочилась в грунт) ОАО «Водоканал»  возместит  за счет  тарифа,   т.е. в тариф  будет заложено  столько, что на все хватит.

Тарифы на водоснабжение и водоотведение  в 2012 году  установлены  с поэтапной  разбивкой: с 01.01.2012 г. – на уровне 100 %   к тарифу, действовавшему    на 31.12.2011 г.; с 01.07.2012 г.  – рост на  5,9 % по водоснабжению и рост на 6,0 % по водоотведению  к тарифу, действовавшему   на 30.06.2012 г.; с  01.09.2012 г. – рост  на 4,8%  по водоснабжению и  рост на 4,7 % по водоотведению  к тарифу, действовавшему на 31.08.2012 г.

Согласование ГУ по тарифам  для ОАО «Водоканал» расходов,  значительно превышающих их относительные величины   по сравнению с запрошенными  по отношению к фактическому объему коммунальных ресурсов, свидетельствует о том, что органом  исполнительной власти  и хозяйствующим субъектом при установлении тарифов на услуги по водоснабжению и  водоотведению совершены согласованные действия, которые приводят или могут привести к повышению или поддержанию цен, что запрещено в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

 

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При рассмотрении  данного дела Комиссия пришла к выводу, что регулируемая организация – ОАО «Водоканал» включило в плановые калькуляции  себестоимости отпущенной воды и отвода сточной жидкости  расходы  на  разноску счетов абонентам – жителям всех многоквартирных домов, расходов на оплату услуг организаций по приему платежей, а также  расходы на значительно больший,  чем фактический объем подлежащей подъему  и обеззараживанию воды и   утилизации сточных вод, а  ГУ по тарифам согласовало расходы в значительно больших объемах, что  привело не только к поддержанию в 1 полугодии 2012 года цен на услуги ОАО «Водоканал» в прежних размерах, но и к необоснованному повышению цен  по сравнению с фактическими затратами. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и Открытое акционерное общество «Водоканал»    нарушившими   статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- пересмотреть тарифы на водоснабжение и водоотведение  на  2012 год  для  потребителей ОАО «Водоканал», исключив из состава тарифов на водоснабжение и водоотведение все необоснованные затраты   ОАО «Водоканал».

3. Выдать Открытому акционерному обществу «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- исключить из финансовых потребностей организации  на  коммунальные ресурсы  (вода и  канализационные стоки) необоснованные затраты, связанные   с  подъемом и обеззараживанием   дополнительного к согласованным  Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам объемам воды и стоков, а также затраты, связанные с  расходами  на оплату услуг иных организаций по приему платежей и расходами на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

4. Материалы данного дела направить в Прокуратуру КЧР для сведения и ходатайствовать об организации  комплексной проверки  деятельности  Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, Открытого акционерного общества  «Водоканал» и иных лиц, осуществляющих деятельность по  ведению учета потребителей, доставке счетов, приему платежей.

5. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                               

Члены Комиссии                                                                              

 

                                                                                                                                           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

19 апреля 2012 г.                                                                                   г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>;

- <>,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 19.04.2012 года по делу № 4 о нарушении Открытым акционерным обществом "Водоканал" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 387) и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Международная, 176-а)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Открытому акционерному обществу "Водоканал" и Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   прекратить нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении при  установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение согласованных действий путем  включения в тарифы расходов на  разноску счетов,  расходов на оплату услуг организаций по приему платежей которые привели  к  повышению тарифов на водоснабжение и водоотведение для абонентов ОАО «Водоканал».

 

В этих целях Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   обязано пересмотреть тарифы на водоснабжение и водоотведение  2012 год  для  потребителей ОАО «Водоканал», исключив из состава тарифов на водоснабжение о водоотведение все необоснованные затраты   ОАО «Водоканал».

 

В этих целях Открытое акционерное общество "Водоканал"    обязано исключить из финансовых потребностей организации  на    коммунальные ресурсы  (вода и  канализационные стоки) необоснованные затраты, связанные   с  подъемом и обеззараживанием   дополнительного к согласованным  Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам объемам воды и стоков, а также затраты, связанные с  расходами  на оплату услуг иных организаций по приему платежей и расходами на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

 

Срок исполнения  - до 20 мая 2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 26 мая 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                               

Члены комиссии:                    

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны