Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/06-2016 от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

ИП Ремизов А.Н.

<…>

<…>

 

ООО «ЖК «Александровский»

ул. Маршала Тухачевского, д.27,

к. 2, г. Санкт-Петербург, 195067

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/06-2016

 

29 марта 2016 года                                                                           г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

рассмотрев дело № 03-02/06-2016, возбужденное в отношении ИП Ремизова А.Н. (<…>) и ООО «ЖК Александровский» (ул. Маршала Тухачевского, д.27, к. 2, г. Санкт-Петербург, 195067) по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту распространения наружной рекламы следующего содержания: «ЖК «Александровский» Просто превосходно! Ипотека в жилом комплексе «Александовский» под 9,4% годовых от банка ВТБ 24, <…>», расположенной рядом с домом №2 на пр. Ленина в г. Петрозаводске, в присутствии представителя ООО «ЖК Александровский» – <…> (доверенность от 11.01.2016), в отсутствие ИП Ремизова А.Н., надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 33 ФЗ «О рекламе», 12.11.2015 специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр наружной рекламы, на рекламной конструкции, расположенной на пр. Ленина, г.Петрозаводска (недалеко от дома №2). В ходе осмотра установлено, что на рекламной конструкции размещена реклама следующего содержания: «ЖК «Александровский» просто превосходно! Ипотека в жилом комплексе «Александровский», <…>, 9,4% годовых от банка ВТБ 24», - основная часть, написанная крупным шрифтом, занимающая практически всю рекламную площадь;

- часть, занимающая небольшую часть внизу рекламной площади, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом, однозначно прочитать который не представляется возможным даже при ближайшем нахождении возле рекламной конструкции.

01.12.2015 в приемную Президента Российской Федерации обратился житель г. Петрозаводска с жалобой на вышеуказанную рекламу.

Определением от 08.02.2016 «О возбуждении дела №03-02/06-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - Определение) было возбуждено настоящее дело и назначено на 15 часов 00 минут 26.02.2016.

Указанным Определением к участию в рассмотрении дела, как лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, был привлечен ИП Ремизов А.Н.

В письме без номера и даты (вх. от 25.02.2016 № 785) ИП Ремизов А.Н. указал следующее: «на основании заключаемых договоров – разовых (до трех месяцев) или долговременных (до одного года) я, как «Исполнитель» предоставляю «Арендатору» рекламное место на конструкции Призматрон (пр. Ленина,2) для размещения по заданию Заказчика рекламных постеров. Этот типовой договор подразумевает, что за содержание размещаемой рекламы полную ответственность несет «Арендатор», так как именно «Арендатор» предоставляет в электронном виде оригинал-макет «Исполнителю».

Из представленных ИП Ремизовым А.Н. документов следует, что между ним и ООО «ЖК Александровский» заключен договор от 20.04.2015 № 03-15 о рекламном обслуживании (далее – договор).  В соответствии с предметом договора, заказчик в лице ООО «ЖК Александровский» поручает, а исполнитель – ИП Ремизов А.Н. принимает на себя обязательства по изготовлению, монтажу и размещению рекламного баннера размером 6 Х 3 м., общей площадью 18 кв. м. на конструкции «Призматрон» по адресу: г.Петрозаводск, пр. Ленина, д.2.

ИП Ремизов А.Н. также сообщил, что макет рекламы – «ЖК «Александровский» Просто превосходно! Ипотека в жилом комплексе «Александовский» под 9,4% годовых от банка ВТБ 24, <…>» был получен им посредством электронной почты.

Определением от 26.02.2016 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/06-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и продлении срока его рассмотрения» рассмотрение дела было отложено до 15 часов 00 минут 29.03.2016, в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела было привлечено ООО «ЖК «Александровский».

В письме от 21.03.2016 №65-и (вх. 22.03.2016 №1271) ООО «ЖК Александровский» указало, что представленный для размещения баннер содержит всю необходимую существенную информацию, способствующую полной осведомленности потенциальных потребителей обо всех условиях, влияющих на выбор рекламного продукта. В связи с тем, что в ФЗ «О рекламе» не прописан размер шрифта для отражения существенной информации ООО «ЖК Александровский» полагает, что требования, установленные ФЗ «О рекламе», Обществом были соблюдены.

 На рассмотрении дела представитель ООО «ЖК Александровский» дала пояснения аналогичные изложенным в письме от 21.03.2016 №65-и.

Рассмотрев материалы дела, проанализировав нормативные-правовые акты комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемый информационный блок полностью соответствуют понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Из документов, представленных в материалы дела, следует, что вышеуказанный рекламный блок условно можно разделить на две информационные части:

- основная часть, написанная крупным шрифтом: «ЖК «Александровский» просто превосходно! Ипотека в жилом комплексе «Александровский», <…>, 9,4% годовых от банка ВТБ 24», занимающая практически всю рекламную площадь;

-          часть, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом, содержит следующую информацию, прочитать которую не представляется возможным: «Процентная ставка в рублях РФ – 9,4% годовых. Указанная ставка применяется в рамках специальной программы кредитования ВТБ 24 (ПАО) с учетом дисконта 2% к базовой ставке в размере 11,4% по программе «Ипотека с господдержкой» при приобретении квартиры в ЖК «Александровский» и действует первые 3 года (36 месяцев) с момента подписания кредитного договора. С 37 месяца до полной выплаты по Кредитному договору процентная ставка устанавливается в размере 11,4%.*

* Базовая процентная ставка 11,4% на весь срок кредитования обеспечивается за счет участия Банка в государственной программе субсидирования ипотеки при наличии комплексного страхования (страхование жизни и здоровья Клиента и квартиры по тарифам и выбранном Клиентом Страховой компании). ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1623. Банк ВТБ 24 (ПАО) оказывает исключительно Банковские услуги и не участвует в строительстве объектов или продаж недвижимости. * Базовые условия предоставления кредита по программе «Ипотека с господдержкой»: кредит предоставляется на приобретения жилья в новостройках, аккредитованных в банке ВТБ 24 или готового жилья у юридического лица на первичном рынке по договорам купли-продажи; процентная ставка – 11,4% на весь срок кредитования обеспечивается за счет участия Банка в государственной программе субсидирования ипотеки при наличии комплексного страхования (Страхование жизни и здоровья Клиента и квартиры по тарифам в выбранном Клиентом Страховой компании)**, указанный уровень ставки обеспечивается за счет участия банка в государственной программе субсидирования ипотеки; валюта кредита – рубли; для жилых помещений, расположенных на территориях г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга сумма кредита – до 8 млн. руб., для жилых помещений, расположенных в других регионах РФ – до 3 мил. руб.; срок кредитования – до 30 лет; первоначальный взнос – от 20%. ВТБ 24 (ПАО) оказывает исключительно банковские услуги и не участвует в строительстве объектов или продаже недвижимости. Условия действительны на 07.10.2015 г. ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1623. г. Москва, ул. Мясницкая, 35. тел. <…> (звонок по России бесплатно). ** Компания ВТБ Страхование предоставляет скидку в размере 25% на ипотечное страхование при единовременной оплате полиса за первые 3 года пользования кредитом. Предложение не является публичной офертой.»

Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС №58), если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС №58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

В соответствии с письмом ФАС России от 11.09.2012 №АК/29603, при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, в случае когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

С учетом изложенного комиссия полагает, что вышеуказанная реклама размещена с нарушением требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного следует, что в силу статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЖК Александровский».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать ненадлежащей наружную рекламу следующего содержания: «ЖК «Александровский» Просто превосходно! Ипотека в жилом комплексе «Александовский» под 9,4% годовых от банка ВТБ 24, <…>. Процентная ставка в рублях РФ – 9,4% годовых. Указанная ставка применяется в рамках специальной программы кредитования ВТБ 24 (ПАО) с учетом дисконта 2% к базовой ставке в размере 11,4% по программе «Ипотека с господдержкой» при приобретении квартиры в ЖК «Александровский» и действует первые 3 года (36 месяцев) с момента подписания кредитного договора. С 37 месяца до полной выплаты по Кредитному договору процентная ставка устанавливается в размере 11,4%.*

* Базовая процентная ставка 11,4% на весь срок кредитования обеспечивается за счет участия Банка в государственной программе субсидирования ипотеки при наличии комплексного страхования (страхование жизни и здоровья Клиента и квартиры по тарифам и выбранном Клиентом Страховой компании). ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1623. Банк ВТБ 24 (ПАО) оказывает исключительно Банковские услуги и не участвует в строительстве объектов или продаж недвижимости. * Базовые условия предоставления кредита по программе «Ипотека с господдержкой»: кредит предоставляется на приобретения жилья в новостройках, аккредитованных в банке ВТБ 24 или готового жилья у юридического лица на первичном рынке по договорам купли-продажи; процентная ставка – 11,4% на весь срок кредитования обеспечивается за счет участия Банка в государственной программе субсидирования ипотеки при наличии комплексного страхования (Страхование жизни и здоровья Клиента и квартиры по тарифам в выбранном Клиентом Страховой компании)**, указанный уровень ставки обеспечивается за счет участия банка в государственной программе субсидирования ипотеки; валюта кредита – рубли; для жилых помещений, расположенных на территориях г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга сумма кредита – до 8 млн. руб., для жилых помещений, расположенных в других регионах РФ – до 3 мил. руб.; срок кредитования – до 30 лет; первоначальный взнос – от 20%. ВТБ 24 (ПАО) оказывает исключительно банковские услуги и не участвует в строительстве объектов или продаже недвижимости. Условия действительны на 07.10.2015 г. ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1623. г. Москва, ул. Мясницкая, 35. тел. <…> (звонок по России бесплатно). ** Компания ВТБ Страхование предоставляет скидку в размере 25% на ипотечное страхование при единовременной оплате полиса за первые 3 года пользования кредитом. Предложение не является публичной офертой.», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. В отношении ИП Ремизова А.Н. дело прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения ФЗ «О рекламе».

3. Предписание не выдавать в связи с прекращением нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЖК «Александровский».

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                            <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны