Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/07-2015 от 18 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/07-2015

 

     07 апреля 2016 года                                                                                г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 апреля 2016 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<> 

рассмотрев дело №03-02/07-2016, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <>, по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5,  пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13 июня 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в отсутствие ИП <>, заявителей, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступили обращения заявителя1 от 09.01.2016 (вх. от 09.02.2016 №525) и заявителя 2 от 14.02.2016 (вх. от 15.02.2016 №599) о распространении листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки. Заявители считают, что правомерность действий организации, называющей себя «Единая городская служба по учету водоснабжения» и предлагающей свои услуги по поверке приборов учета воды в навязчивой форме, вызывают сомнения, вводят потребителей в заблуждение.

К заявлениям приложены листовки, содержащие следующую информацию:

«Единая городская служба по учету водоснабжения телефон:63-77-07. Персональное извещение.

Уважаемый абонент!

Доводим до вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме.

Работы по поверке будут производиться с 01 февраля по 01 марта 2016 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 63-77-07.

Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 63-77-07».

При этом листовка оформлена с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении платежных документов жилищно-коммунальными службами на оплату.

Из материалов дела следует, что номер телефона 63-77-07 ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ОАО «МТС») выделило в качестве дополнительного «городского номера» ООО «РусЭнергоУчет». Последнее, в свою очередь, исполняет обязательства на обработку входящих вызовов по Республике Карелия в рамках договора на оказание услуг call-центра от 01.01.2015 №144/КЦ-2015, заключенного с индивидуальным предпринимателем <>; основной вид деятельности - производство санитарно-технических работ (Код ОКВЭД 45.33); далее по тексту - ИП <>).

По результатам рассмотрения заявлений, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508 (далее –Правила) определением от 09.03.2016 «О возбуждении дела №03-02/07-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 05.04.2016. В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, был привлечен ИП Сенькин А.А.

Указанным определением ИП <> в срок до 25.03.2016 надлежало представить в адрес Карельского УФАС России:

 - письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- сведения об оказании ИП <> услуг по установке индивидуальных приборов учета воды и их поверке на территории г. Петрозаводска в 2016 году;

- копии договоров (иных документов), заключенных с третьими лицами на оказание услуг по распространению на территории г. Петрозаводска сведений информационного характера в виде информационных уведомлений о поверке приборов учета воды с указанием наименования «Единая городская служба по учету водоснабжения» и номера телефона 63-77-07, либо указание на то, что их распространение осуществлялось собственными силами;

- договоры выполнения работ (оказания услуг) поверки приборов учета, заключенные с аккредитованными учреждениями, организациями на поверку приборов учета в г. Петрозаводске;

- копии договоров, заключенных с гражданами на оказание услуг по установке (замене) приборов учета и договоров на оказание услуги по поверке приборов учета за 2016 год на территории г. Петрозаводска;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Письмом без даты и номера (вх. от 25.03.2016 №1336) ИП <> указал, что в своих уведомлениях только доводит до потребителей информацию о нормативных документах, согласно которым в определенных случаях для потребителей могут наступить негативные последствия в части увеличения размеров тарифов при оплате за потребление воды. Кроме того, по мнению ИП <>, рассматриваемые в рамках настоящего дела листовки являются информационными материалами, а не рекламой, так как в них он только «извещает» потребителей о своей инициативе в области установки и поверки приборов учета воды.

При этом из объяснений ИП <> следует, что он не согласен с выводами определения о наличии в его действиях нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку интересующую информацию любой желающий может получить по телефону, указанному в листовках.  Кроме того, при осуществлении им деятельности с потребителями заключается договор на оказание соответствующих услуг, который содержит всю необходимую информацию об исполнителе услуг – ИП <>. В указанном письме ответчик также отметил, что из Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) следует, что исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Кроме того, Закон о защите прав потребителей не содержит императивных требований к исполнителю о конкретном времени и способе доведения до потребителя необходимой информации (за исключением случаев стационарной торговли с использованием вывески). В связи с чем, по мнению индивидуального предпринимателя информация о продавце (исполнителе) может быть доведена до потребителя как до совершения сделки, так и в момент ее совершения (заключения возмездного договора).

По вопросу использования в листовках наименования «городская сервисная служба» ИП <> отметил, что в его адрес не поступало жалоб или заявлений по поводу незаконного использования вышеуказанного словосочетания.

ИП <>, объяснял факт использования в листовке словосочетания «график коллективной поверки» сообщил, что, применяя его подразумевал проведение осмотра и оказания бесплатных консультаций потребителей по вопросу необходимости поверки имеющихся у них индивидуальных приборов учета или отсутствия таковой.

Из письма ИП <> следует, что, предлагая в листовке оказать услуги по поверке приборов учета воды, действительно у него отсутствовала аккредитация на совершение поверочных действий. При этом, по утверждению ИП <>, он не имел намерения осуществлять такого рода деятельность, а намеревался оказывать консультации потребителям по данному вопросу и при желании граждан собирать у них заявки на поверку приборов учета воды, направляя их в соответствующую организацию.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, рассмотрев письменные пояснения ИП <>, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г. Петрозаводска;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращения внимания на услуги по поверке приборов учета воды, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Единая городская служба по учету водоснабжения»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номеру телефона 63-77-07, может воспользоваться услугой по поверке приборов учета воды, которую оказывает «Единая городская служба по учету водоснабжения».

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

На территории г. Петрозаводска организация с фирменным наименованием «Единая городская служба по учету водоснабжения» не зарегистрирована, в среде потребителей не может позиционироваться с ИП <>, поскольку распространяемые листовки не содержат соответствующего указания.

Кроме того, рассматриваемая рекламная листовка содержит информацию: «… обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки…», «… работы по поверке будут производиться с … по …», «… Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки….».

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова содержит несколько смысловых значений слова «коллективный»: 1. Свойственный коллективу. 2. Общий, совместный, производимый коллективом. 3. Предназначенный для коллектива.

Таким образом, использованные в листовке сочетания слов, а именно: «Городская служба по учету водоснабжения», «коллективная поверка приборов учета воды», «персональное извещение»; графическое исполнение листовки, сходное с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении службой города Петрозаводска коллективного (предназначенного для всех) мероприятия по поверке счетчиков воды, носящее обязательный характер.

Такая форма и содержание рекламы вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формирует у потребителей рекламы неверное мнение по поводу организации, производящей поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у Городской службы по учету водоснабжения, а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП <>) искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии по адресу http://fundmetrology.ru.

По данным сайта Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды на территории Республики Карелия имеет исключительно ФБУ «Карельский ЦСМ» (185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 5).

Указанная информация была подтверждена также ФБУ «Карельский ЦСМ» (письмо исх. от 27 августа 2015 года №22/1711, вх. от 04 сентября 2015 года №4623).

Таким образом, ФБУ «Карельский ЦСМ» на сегодняшний день является единственной организацией на территории Республики Карелия, имеющей право осуществлять деятельность по поверке приборов учета. Любые другие организации или частные лица, предлагающие услуги по «проверке и техническому обслуживанию» водосчётчиков вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Комиссией Карельского УФАС России указанные пояснения ИП <> не принимаются по вышеизложенным обстоятельствам. Кроме того, следует отметить, что из содержания, рассматриваемых листовок не является очевидным, что под изложенным ИП <> подразумевал бесплатную консультацию по вопросам поверки приборов учета воды и сбор заявок на их поверку, с дальнейшей передачей в соответствующую организацию.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.  При этом ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»). Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Исходя из информации, полученной от ООО «РусЭнергоУчет» и ИП <>  в понимании пунктов 5,  6 и  7 статьи  3  ФЗ   «О рекламе»  ИП  <> является рекламодателем, рекламораспространителем,  рекламопроизводителем  информации, изложенной в листовках.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил №508, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в виде листовок с информацией о проведении процедуры коллективной поверки индивидуальных приборов учета воды, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ИП <>, распространявшего названную рекламу, нарушившим требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ИП <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

07 апреля 2016 года                                                                                   г. Петрозаводск

 

Предписание объявлено 05 апреля 2016 года.

Предписание изготовлено в полном объеме 07 апреля 2016 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<> 

на основании своего решения по делу №03-02/07-2016 о признании ненадлежащей рекламу, распространяемую в виде листовок с информацией о проведении процедуры коллективной поверки индивидуальных приборов учета воды, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года №508 (далее – Правила №508),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Индивидуальному предпринимателю <> прекратить изготовление и распространение ненадлежащей рекламы в виде листовок с информацией о проведении процедуры коллективной поверки индивидуальных приборов учета воды, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
  2. Индивидуальному предпринимателю <> в течение 10 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

Доводим до сведения, что невыполнение в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны