Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела по признакам нарушения закон... от 20 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев представленные материалы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление ИП Сухоруковой В.А. (вх. от 18 ноября 2016 года № 5125) о признаках нарушения рекламного законодательства в рекламном модуле «Доставка товара из IKEA», размещенного в газете «Город Костомукша» № 06 (187) от 25 февраля 2016 года на странице 10, следующего содержания: «ДОСТАВКА ТОВАРА ИЗ IKEA Вы можете заказать товары из IKEA по таким ценам, как в каталоге и на сайте, доплатив лишь за доставку товара! НУЖНО ПРОСТО: ВЫБРАТЬ ТОВАР; ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ; ОПЛАТИТЬ И ЖДАТЬ ПОЛУЧЕНИЯ; ОПЛАТИТЬ ЗАКАЗ СТАЛО УДОБНЕЕ, БЛАГОДАРЯ ТЕРМИНАЛУ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПО БАНКОВСКИМ КАРТАМ! ПОДРОБНОСТИ О СТОИМОСТИ ДОСТАВКИ В ОФИСЕ: ул. Калевала, 14; Тел.: +7-900-459-54-27 vk.com/dostavka_ikea_kostomuksha; druzov-dostavka@mail.ru Часы работы: ПН-ПТ: 10.00-18.00 Перерыв: 13.00-14.00 СБ-ВС: выходной» (далее – рассматриваемая реклама).

Как следует из заявления, в рекламе отсутствуют сведения о продавце товара, а также о лице осуществляющем доставку товара. Заявитель просит Карельское УФАС России проверить вышеназванную рекламу на предмет нарушения статьи 8 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

Рекламно – информационная газета «Город Костомукша» зарегистрирована Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия свидетельство СМИ от 30 марта 2012 года № ПИ № ТУ10-00199, учредитель и издатель: ООО «РИА «ВАШ Город» (ОГРН: 1121031000089; адрес регистрации юридического лица:<…>; учредителем и директором указанного Общества является <…>).

В ответ на запрос Карельского УФАС России от 05 декабря 2016 года № 03-01/153/4634 ООО «РИА «ВАШ Город» представило договор о размещении рекламного материала от 10 января 2016 года № 04 (далее – договор), в рамках которого ООО «РИА «ВАШ Город» размещает рекламный материал ООО «Новэнта» в газете «Город Костомукша».

Кроме того, ООО «РИА «ВАШ Город», представило заявку ООО «Новэнта» на размещение рекламного материала в газете «Город Костомукша» в выпусках от 21 января 2016 года № 1, от 28 января 2016 № 2, от 02 февраля 2016 года № 3, от 11 февраля 2016 года № 4, от 25 февраля 2016 года № 6; платежное поручение от 18 февраля 2016 года № 14; счет – фактура от 29 февраля 2016 года № 16; макет размещаемой рекламы.

Исследовав материалы и нормативные документы, можно сделать следующие выводы.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (на страницах газеты «Город Костомукша») в г. Костомукша;

-   предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования-рекламирования: обращения внимания на услуги по доставке товара из IKEA;

-  направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 8 ФЗ «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в Законе РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункты 1, 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612 (далее - Правила), определено, что продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Таким образом, отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является отсутствие прямого непосредственного контакта потребителем с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора по средствам получения предварительного сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар; момент такого договора не ставиться в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, но определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

В рассматриваемом рекламном блоке «Доставка товара из IKEA» предложено выбрать товар на сайте, оставить заявку, оплатить и ждать получения, указаны условия заказа и доставки, а также номер телефона и адрес страницы в социальной сети «ВКонтакте», по которым можно осуществить заказ интересующего товара.

 На указанной в рекламном блоке странице по адресу: vk.com/dostavka_ikea_kostomuksha размещена информация о возможности заказать товар из IKEA в г. Костомукша, в том числе с доставкой на дом. Таким образом, способ продажи товаров IKEA является дистанционным.

Объектом рекламирования в рекламе, размещенной в газете «Город Костомукша» (выпуск № 06 (187) от 25 февраля 2016 года), являются товары из IKEA, ассортимент которых можно узнать в каталоге и на сайте, а информацию об оплате и доставке в г. Костомукша на сайте, в офисе или по телефону +7(900)459-54-27) при дистанционном способе их продажи. В свою очередь в данной рекламе отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица), что свидетельствует о признаках нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «РИА «ВАШ Город» является рекламораспространителем, а ООО «Новэнта» - рекламодателем вышеуказанной рекламы.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 03-02/07-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «РИА «ВАШ ГОРОД» (ОГРН: 1121031000089; ИНН/КПП: 1004016405/100401001; <…>);

- ООО «Новэнта» (ОГРН: 1151031000350; адрес регистрации юридического лица: <…>; учредителем и директором указанного Общества является <…> с 10 марта 2016 года);

заявитель:

-    ИП Сухорукова В.А. (адрес: «…»).

3. Назначить дело № 03-02/07-2017 к рассмотрению на 07 февраля 2017 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ООО «РИА «ВАШ ГОРОД» до 02 февраля 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

5. ООО «Новэнта» до 02 февраля 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

-  сведения о продавце указанных товаров (фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица) представленных в рассматриваемой рекламе;

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

 

Явка представителей ООО «РИА «ВАШ ГОРОД», ООО «Новэнта» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны