Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/07-2017 от 22 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:<…>.

 

рассмотрев дело № 03-02/07-2017, возбужденное в отношении ООО «<…>.» (ОГРН: 1121031000089; ИНН/КПП: 1004016405/100401001; юридический адрес: <…>.), ООО «<…>.» (ОГРН: 1151031000350; адрес регистрации юридического лица: <…>.; учредителем и директором указанного Общества является <…> с 10 марта 2016 года) по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) в рекламе, размещенной в газете «Город Костомукши» с нарушением требований законодательства о рекламе, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление ИП <…>. (вх. от 18 ноября 2016 года № 5125) по факту размещения рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе:

«ДОСТАВКА ТОВАРА ИЗ IKEA Вы можете заказать товары из IKEA по таким ценам, как в каталоге и на сайте, доплатив лишь за доставку товара! НУЖНО ПРОСТО: ВЫБРАТЬ ТОВАР; ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ; ОПЛАТИТЬ И ЖДАТЬ ПОЛУЧЕНИЯ; ОПЛАТИТЬ ЗАКАЗ СТАЛО УДОБНЕЕ, БЛАГОДАРЯ ТЕРМИНАЛУ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПО БАНКОВСКИМ КАРТАМ! ПОДРОБНОСТИ О СТОИМОСТИ ДОСТАВКИ В ОФИСЕ: <…>.; Тел.: +7-900-459-54-27 vk.com/dostavka_ikea_kostomuksha; druzov-dostavka@mail.ru Часы работы: ПН-ПТ: 10.00-18.00 Перерыв: 13.00-14.00 СБ-ВС: выходной» (газета «Город Костомукши» № 06 (187) от 25 февраля 2016 года на странице 10; далее – рассматриваемая реклама).

В ходе рассмотрения заявления установлены следующие обстоятельства.

Рекламно – информационная газета «Город Костомукши» зарегистрирована Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (свидетельство СМИ от 30 марта 2012 года № ПИ № ТУ10-00199). Учредителем и издателем газеты является ООО «<…>.».

В ответ на запрос Карельского УФАС России от 05 декабря 2016 года № 03-01/153/4634 ООО «РИА «ВАШ Город» предоставило договор о размещении рекламного материала от 10 января 2016 года № 04 (далее – договор), в рамках которого ООО « «<…>.» размещает рекламный материал ООО «<…>.» в газете «Город Костомукши».

Кроме того, ООО «РИА «В<…>.», предоставило заявку ООО «<…>.» на размещение рекламного материала в газете «Город Костомукша» в выпусках от 21 января 2016 года № 1, от 28 января 2016 № 2, от 02 февраля 2016 года № 3, от 11 февраля 2016 года № 4, от 25 февраля 2016 года № 6; платежное поручение от 18 февраля 2016 года № 14; счет – фактура от 29 февраля 2016 года № 16; макет размещаемой рекламы.

По результатам рассмотрения заявления определением от 18 января 2017 года «О возбуждении дела № 03-02/07-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 11 часов 30 минут 07 февраля 2017 года.

Письмом от 30 января 2017 года № 7 (вх. от 30 января 2017 года № 508) директор ООО «РИА «ВАШ ГОРОД» <…> ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Из пояснений Общества следует, что в настоящее время нарушения устранены, все последующие выпуски газеты «Город Костомукши» выходят в соответствии с требованиями законодательства о рекламе.

В связи с тем, что в адрес Карельского УФАС России не поступили сведения об уведомлении ООО «<…>.» о дате, времени и месте рассмотрения дела, в целях соблюдения прав и интересов указанных лиц, Комиссия определила рассмотрение дела № 03-02/07-2017 отложить.

Определением от 07 февраля 2017 года «Об отложении рассмотрения дела № 03-02/07-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и продлении срока его рассмотрения» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 30 минут 06 марта 2017 года и продлен срок его рассмотрения до 17 марта 2017 года.

Согласно сведениям, с сайта Почты России – www.pochta.ru, почтовые отправления по адресу регистрации ООО <…>.не получает. 

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, ООО <…>.надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела № 03-02/07-2017.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (на страницах газеты «Город Костомукши») в г. Костомукша;

-  предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования-рекламирования: обращения внимания на товар (из Ikea), реализуемый на условиях доставки;

- направлена на продвижение данного товара на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 8 ФЗ «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в Законе РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункты 1, 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612 (далее - Правила), определено, что продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Таким образом, отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является отсутствие прямого непосредственного контакта потребителем с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора по средствам получения предварительного сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар; момент такого договора не ставиться в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, но определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

В рассматриваемом рекламном блоке «Доставка товара из IKEA» предложено выбрать товар на сайте, оставить заявку, оплатить и ждать получения, указаны условия заказа и доставки, а также номер телефона и адрес страницы в социальной сети «ВКонтакте», по которым можно осуществить заказ интересующего товара.

 На указанной в рекламном блоке странице по адресу: vk.com/dostavka_ikea_kostomuksha размещена информация о возможности заказать товар из IKEA в г. Костомукша, в том числе с доставкой на дом. Таким образом, способ продажи товаров IKEA является дистанционным.

Объектом рекламирования в рекламе, размещенной в газете «Город Костомукша» (выпуск № 06 (187) от 25 февраля 2016 года), являются товары из IKEA, ассортимент которых можно узнать в каталоге и на сайте, а информацию об оплате и доставке в г. Костомукша на сайте, в офисе или по телефону +7(900)459-54-27).  Следовательно, способ продажи товаров из Ikea является дистанционным.

В свою очередь в данной рекламе отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица), что говорит о нарушении статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО <…>.» является рекламораспространителем, а ООО <…>.- рекламодателем вышеуказанной рекламы.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «ДОСТАВКА ТОВАРА ИЗ IKEA Вы можете заказать товары из IKEA по таким ценам, как в каталоге и на сайте, доплатив лишь за доставку товара! НУЖНО ПРОСТО: ВЫБРАТЬ ТОВАР; ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ; ОПЛАТИТЬ И ЖДАТЬ ПОЛУЧЕНИЯ; ОПЛАТИТЬ ЗАКАЗ СТАЛО УДОБНЕЕ, БЛАГОДАРЯ ТЕРМИНАЛУ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПО БАНКОВСКИМ КАРТАМ! ПОДРОБНОСТИ О СТОИМОСТИ ДОСТАВКИ В ОФИСЕ: ул. Калевала, 14; Тел.: +7-900-459-54-27 vk.com/dostavka_ikea_kostomuksha; druzov-dostavka@mail.ru Часы работы: ПН-ПТ: 10.00-18.00 Перерыв: 13.00-14.00 СБ-ВС: выходной» в газете «Город Костомукши» № 06 (187) от 25 февраля 2016 года на странице 10, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО <…>.ООО <…>.не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения, путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны