Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/08-2015 по признакам... от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 03-02/08-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

12 марта 2015 года                                                                                    г. Петрозаводск

 

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Пряхин Артур Борисович – руководитель Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения 01.05.2014 в социальной сети «Вконтакте» по адресу: vk.com/forsageshсool рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление (вх. от 04.06.2014 №2857) Общества с ограниченной ответственностью «Престиж-Рейтинг» (далее - ООО «Престиж-Рейтинг», Заявитель) о признаках нарушения рекламного законодательства при размещении рекламы услуг Общества с ограниченной ответственностью Автошкола «Форсаж» (ОГРН 1111001010900; ИНН/КПП 1001249634/100101001; юридический адрес: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Гоголя, д.21; дата регистрации 05.10.2011; далее – ООО Автошкола «Форсаж») в социальной сети «Вконтакте» по адресу: vk.com/forsageshсool/.

Как следует из распечатки от 19.05.2014 из сети «Интернет» со страницы ООО «Автошкола «Форсаж» в социальной сети «Вконтакте», 01.05.2014 ООО «Автошкола «Форсаж» разместило сообщение об оказываемых услугах, стоимости обучения, контактном номере телефона, при этом было использовано изображение американского актера Вин Дизеля с указанием рядом с его изображением «Форсаж автошкола» и контактного номера телефона.

Как указывает заявитель, изображение американского киноактера Вина Дизеля используется предположительно без соответствующего согласия гражданина на использование его изображения, что является нарушением части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон).

Заявитель просил Карельское УФАС России провести проверку по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и устранить данное нарушение.

Карельское УФАС России письмом от 09.06.2014 №03-01/2177 со ссылкой на разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 13.09.2012 №АК/29977 и пункт «б» части 17 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, отказало Заявителю в возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации, посчитав, что данное изображение не является рекламой.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2014 по делу №А26-7219/2014 решение Карельского УФАС России, изложенное в письме от 09.06.2014 №03-01/2177, признано недействительным, как не соответствующее ФЗ «О рекламе» так как указанная информация является рекламой.  Суд также обязал Карельское УФАС России устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Престиж-Рейтинг» путем возбуждения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2014 по делу №А26-7219/2014 оставлено без изменения.

В ходе изучения собранной информации установлено следующее.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как указано судами двух инстанций, размещенное в социальной сети «Вконтакте» в сети «Интернет» на странице Автошколы «Форсаж» изображение американского актера Вин Дизеля с одновременным указанием информации об Автошколе «Форсаж» и размещением контактного номера телефона должно быть расценено в качестве рекламы. Учитывая, что актер являлся одним из главных героев одноименного кинофильма «Форсаж», содержащего сцены с участием опытных гонщиков, мастерски управляющих автомобилями, участвующих в соревнованиях по стрит-рейсингу, размещение на странице в социальной сети изображения данного актера, одновременно с информацией о деятельности Автошколы стимулирует интерес у неопределенного круга людей к Автошколе, способствует ее продвижению на рынке, формированию положительного к ней отношения и закреплении его образа в памяти потребителя.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.

В материалах дела отсутствуют сведения о получении ООО Автошкола «Форсаж» согласия на использование изображения американского актера Вин Дизеля для рекламирования своих услуг.

Таким образом, размещение в социальной сети «Вконтакте» фотографии американского актера Вин Дизеля без его согласия указывает на признаки нарушения части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем, согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» является  - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО Автошкола «Форсаж».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 03-02/08-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО Автошкола «Форсаж» (ОГРН 1111001010900; ИНН/КПП 1001249634/100101001; юридический адрес: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Гоголя, д.21; дата регистрации 05.10.2011);

заявитель:

- ООО «Престиж-рейтинг» (ОГРН 1081001020110; ИНН/КПП 1001217939/100101001; юридический адрес: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Антикайнена, д.11, пом.40; дата регистрации 25.12.2008);

3. Назначить дело № 03-02/08-2015 к рассмотрению на 07 апреля 2015 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ООО Автошкола «Форсаж» до 02 апреля 2015 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- устав ООО Автошкола «Форсаж»;

- сведения о получении ООО Автошкола «Форсаж» согласия на использование изображения американского актера Вин Дизеля для рекламирования услуг Общества;

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативные правовые акты;

- копия трудового (гражданско-правового) договора, заключенного между ООО Автошкола «Форсаж» и Чайкой А.Г., а также должностной инструкции или иных документов, определяющих его обязанности и полномочия;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Явка лиц для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны