Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела по признакам нарушения зако... от 20 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев представленные материалы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление ИП Сухоруковой В.А. (вх. от 18 ноября 2016 года № 5116) о признаках нарушения рекламного законодательства в рекламном модуле «Ветеринарной клиники «Ветамед», размещенном в газете «Новости Костомукши» от 29 сентября 2016 года № 35 на странице 11, следующего содержания: «ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА ВЕТАМЕД 5-30-79 +7 911 418 52 02 срочный вызов врача г. Костомукша ул. Интернациональная, 10, п. 2  БУДНИ: 13.00-18.00 СУББОТА: 13.00-17.00 ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВЫХОДНОЙ» с изображением частичного силуэта мужчины в белом халате со стетоскопом на плечах (далее – рассматриваемая реклама).

Как следует из заявления, в рекламе используется образ медицинского работника. Заявитель просит Карельское УФАС России проверить вышеназванную рекламу на предмет нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

Место нахождения редакции СМИ по адресу:<…>. Главный редактор – <…>.

Издателем газеты «Новости Костомукши» является Муниципальное бюджетное учреждение «Муниципальный архив и Центральная библиотека Костомукшского городского округа» (далее также Учреждение) (<…>)

Согласно Единой информационной системы Роскомнадзора учредителями средства массовой информации – газеты «Новости Костомукши» (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 10 – 00294 от 29 апреля 2014 года) являются Администрация Костомукшского городского округа, Совет Костомукшского городского округа, АУ РК «Информационное агентство «Республика Карелия».    

МБУ «Муниципальный архив и Центральная библиотека Костомукшского городского округа», отвечая на запрос Карельского УФАС России от 08 декабря 2016 года № 03-01/146/4641, с письмом от 13 декабря 2016 года № 1070 (вх. от 19 декабря 2016 года № 5636) представило договор об оказании услуг от 28 января 2016 года № 21/2016-НК (далее – договор).

В рамках заключенного договора МБУ «Муниципальный архив и Центральная библиотека Костомукшского городского округа» оказывает услугу по предоставлению печатной площади для размещения информации (рекламы) в газете «Новости Костомукши» Индивидуальному предпринимателю Магомедову Герай Нажмудиновичу.

Кроме того, МБУ «Муниципальный архив и Центральная библиотека Костомукшского городского округа», представило счет – фактуры от 29 сентября 2016 года № ВА000224 (оплата услуг по размещению информации в газете «Новости Костомукши» от 01 сентября 2016 года, 08 сентября 2016 года, 15 сентября 2016 года, 22 сентября 2016 года, 29 сентября 2016 года), акт от 29 сентября 2016 года № ВА000226 об оказании услуг по договору (на размещение информации в выпуске газеты «Новости Костомукши» от 01 сентября 2016 года, 08 сентября 2016 года, 15 сентября 2016 года, 22 сентября 2016 года, 29 сентября 2016 года), акт от 31 октября 2016 года № ВА000252 об оказании услуг по договору (на размещение информации в выпуске газеты «Новости Костомукши» от 06 октября 2016 года, 13 октября 2016 года, 20 октября 2016 года, 27 октября 2016 года).

МБУ «Муниципальный архив и Центральная библиотека Костомукшского городского округа» также были представлены копия заявки на размещение макета рассматриваемой рекламы и экземпляры выпусков газеты «Новости Костомукши» от 20 октября 2016 года, 27 октября 2016 года, в которой они размещены.

Исследовав материалы и нормативные документы, можно сделать следующие выводы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме их использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в периодическом печатном средстве массовой информации, а именно, в газете «Новости Костомукши»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – Ветеринарная клиника «Ветамед», формирование и поддержание интереса к нему и продвижение на рынке оказанных им услуг.

Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Новости Костомукши», является рекламой.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускаются использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

По смыслу комментируемой нормы реклама с использованием образов медицинских и фармацевтических работников вне зависимости от способа ее распространения разрешена в случаях, когда объектом такой рекламы являются исключительно медицинские услуги или средства личной гигиены. Поэтому в рекламе аптек, медицинской техники, лекарственных средств, продукции медицинского назначения и иных товаров для здоровья образы медицинских и фармацевтических работников использовать недопустимо, иначе такая реклама будет нарушать комментируемую норму.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 года № 1664н (далее – Номенклатура медицинских услуг). Услуги ветеринарии в данный перечень не входит, а регламентируются специальным законом «О ветеринарии».

Таким образом, ветеринарные услуги не являются медицинскими.

Согласно позиции ФАС России, размещенной на официальном сайте Службы (http://moscow.fas.gov.ru/page/6270), невербальное сообщение о медицинском или фармацевтическом работнике несут атрибуты их профессиональной деятельности. В этом смысле «белый халат» является тем символом, который прочно связан с образом врача. Впрочем, цвет и фасон форменной одежды, набор предметов, специальные знаки, которые нам безошибочно укажут на медицинского работника, могут быть различными. Соответственно, атрибуты, создающие образ медицинского работника, не могут использоваться в рекламе товаров, услуг и деятельности, которые не являются медицинскими услугами и средствами личной гигиены.

Жизненной потребностью человека является стремление поддерживать свое существование, быть в безопасности и иметь уверенность в будущем. С этой точки зрения в немощи и болезни человек испытывает бесконечное доверие и почтение к врачу как носителю специальных знаний и навыков. Врач традиционно пользуется особым статусом и уважением в любом обществе.

В законодательстве Российской Федерации определение «образа» отсутствует. Согласно Большому толковому словарю русского языка «образ» - это «1.внешний вид, облик; наружность, внешность; 2. живое наглядное представление о ком-либо, о чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; 3. форма восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира» и т.п.

Следовательно, по мнению ФАС России, изложенному на официальном сайте, «образ» - это не только внешний вид предмета, но и форма его представления и воспроизведения в сознании человека. Любое явление или предмет окружающей действительности трансформируется в человеческом сознании в образ и продолжает свое существование уже только в виде образа.

В рассматриваемой рекламе использован образ медицинского работника, на что указывают следующие атрибуты: одежда (белый халат), стетоскоп.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных пунктом 4 частью 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 частью 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а также исходя из указанного выше договора ИП Магомедов Г.Н. является рекламодателем указанной выше рекламы.

Таким образом, использовав в спорной рекламе образ медицинского работника ИП Магомедов Г.Н. нарушил требования, установленные пунктом 4 частью 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 03-02/08-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ИП Магомедов <…> (ОГРНИП: 304100406900011; ИНН: 054100015112; «…»);

заинтересованное лицо:

- МБУ «Муниципальный архив и Центральная библиотека Костомукшского городского округа» (ОГРН: 1021000881615; ИНН/КПП: 1004009800/100401001; юридический адрес: <…>);

заявитель:

-    ИП Сухорукова В.А. (адрес: «…»).

3. Назначить дело № 03-02/08-2017 к рассмотрению на 09 февраля 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ИП Магомедову Г.Н. до 02 февраля 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

-   сведения о лице осуществляющем деятельность в ветеринарной клинике «Ведамед» (свидетельство, устав, документы об утверждении (назначении) директора при наличии);

-   письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

5. МБУ «Муниципальный архив и Центральная библиотека Костомукшского городского округа» до 30 января 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

-   письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

 

Явка представителей МБУ «Муниципальный архив и Центральная библиотека Костомукшского городского округа», ИП Магомедова Г.Н. для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

Связанные организации

Связанные организации не указаны