Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/09-2016 по признакам... от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 03-02/09-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

04 апреля 2016 года                                                                                  г. Петрозаводск

 

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев представленные материалы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России с письмом Управления Роспотребнадзора по РК от 03 февраля 2016 года №02-03/649 (вх. от 04 февраля 2016 года № 433) поступила жалоба физического лица по факту размещения рекламы алкогольной продукции (пиво) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «В Контакте» по адресу https://vk.com/klassikasushi.

Как указывает заявитель, алкогольная продукция, реализуемая предприятием общественного питания кафе «Шеф-мастер» (расположено по адресу:                      г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, 26, ТЦ «Столица» вход со двора), активно рекламируется в социальной сети «Вконтакте».

При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы по адресу: https://vk.com/klassikasushi, указанному в заявлении, а также сопутствующей ей интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika, переход на которую осуществлен через администратора сайта Виталия Захарова (скриншоты страниц приложены к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления).

Из материалов проверки следует, что торговую деятельность по указанным на интернет-страницах адресам: РФ, Петрозаводск, Лососинское шоссе, д.26 ТЦ «Столица» (вход со двора) осуществляет ООО «БИР»; РФ, Петрозаводск г., Первомайский пр., д.6а -  ООО «ШЕФ-МАСТЕР».

Размещением информации в сети Интернет на страницах в социальной сети «В Контакте» по адресу https://vk.com/klassikasushi осуществляет «...» (директор ООО «БИР» и ООО «ШЕФ-МАСТЕР»).

Согласно информации с сайта ФНС России из ЕГРЮЛ:

 ООО «ШЕФ-МАСТЕР» (ОГРН 1131001010832, ИНН/КПП 1001273740/100101001, юридический адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, 21-161) - деятельность ресторанов и кафе (код 55.30);

 ООО «БИР» (ОГРН 1151001008212, ИНН/КПП 1001298494/100101001, юридический адрес: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 69-29) - деятельность ресторанов и кафе (код 55.30).

В ходе анализа интернет – страницы по адресу: https://vk.com/sushiklassika, зафиксировано размещение следующей информации: «    (отсылка) "ШЕФ-МАСТЕР" доставка 24ч. Пицца,Бургеры,Шаверма; 23 янв 2016 в 21:10; Более 20 сортов 24 часа!!! У нас и с собой!!! 👣👣👣Древлянка ТЦ "Столица" (вход со двора) ☎ 636-639», с изображением рук человека, держащих четыре пивные кружки с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом.

Размещенная на интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika информация содержит все правовые признаки рекламы:

-   распространена посредством размещения её в сети «Интернет»;

-   адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: кафе «Шеф-мастер», формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, а также призвана сформировать у потребителей рекламы представление о том, что в случае возникновения у них потребности в приобретении алкогольных напитков, приобрести их возможно именно в кафе «Шеф-мастер», а также воспользоваться услугой доставки на дом.

Согласно статье 8 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

При проведении анализа интернет-страниц по адресам: https://vk.com/klassikasushi и https://vk.com/sushiklassika отслежена информация, распространяемая на данных страницах, в которых представлен широкий ассортимент товаров, предлагаемых к продаже (к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления приложены скриншоты страниц). Установлено, что на интернет-страницах размещена публичная оферта реализуемых ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» товаров (продукты питания, напитки, пиво) указана их стоимость; покупатель оформляет заказ необходимых ему товаров, по указанному телефону, сообщая свои контактные данные (адрес, телефон), после чего подтверждает заказ. Проанализировав приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, учитывая, что при дистанционном способе продажи товара отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителей с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения фотоснимков на интернет-страницах, установлено, что способ продажи товаров ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» посредством интернета – страниц является дистанционным.

Таким образом, объектом рекламирования в рекламе, размещенной на вышеуказанных страницах, являются товары при дистанционном способе их продажи. В свою очередь в данной рекламе отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), что говорит о признаках нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что в рекламе не допускается, в том числе демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В соответствии с письмом ФАС России от 09 августа 2006 года №АК/13075, под демонстрацией процесса потребления пива следует понимать совершение таких действий, которые непосредственно направлены на фактическое употребление пива, при этом это может быть выражено как одним действием, так и цепью логически следующих действий, направленных на фактическое потребление пива.

В данном случае усматривается, что процесс потребления алкогольной продукции демонстрируется посредством наличия в рассматриваемой рекламе, держащих в руках кружки с алкогольной продукцией, что влечёт их дальнейшее употребление.

Следовательно, рассматриваемая реклама на интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika размещена в нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В силу части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В нарушение части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» указанная реклама алкогольной продукции не сопровождается предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В нарушение указанной нормы реклама алкогольной продукции размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/sushiklassika.  

Исходя из пункта 5 и пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «БИР» и ООО «ШЕФ-МАСТЕР».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 03-02/09-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «ШЕФ-МАСТЕР» (ОГРН 1131001010832, ИНН/КПП 1001273740/100101001, юридический адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, 21-161);

-    ООО «БИР» (ОГРН 1151001008212, ИНН/КПП 1001298494/100101001, юридический адрес: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 69-29);

заявитель:

-       «…» («…»);

заинтересованные лица:

- ООО «В Контакте» (ОГРН 1079847035179, ИНН/КПП 7842349892/784001001, юридический адрес: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 61, лит. А);

-       Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия (пр. А.Невского, 28, г. Петрозаводск, 185003).

3. Назначить дело № 03-02/09-2016 к рассмотрению на 26 апреля 2016 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» до 14 мая 2015 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы алкогольной продукции в сети Интернет по следующим адресам: https://vk.com/klassikasushi,  https://vk.com/sushiklassika, со ссылкой на нормативные правовые акты;

- все имеющееся у ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» лицензии, дающие обществам право розничной продажи алкогольной продукции;

- документы, на основании которых ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» занимают помещения по адресам: РФ, Петрозаводск, Лососинское шоссе, д.26 ТЦ «Столица» (вход со двора); РФ, Петрозаводск г., Первомайский пр., д.6а;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу;

- в случае отсутствия каких-либо сведений из вышеизложенного перечня – представить письменные пояснения (представить  соответствующие документы).

 

Явка представителей ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны