Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/09-2016 в отношении ОО... от 29 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/09-2016

 

27 апреля 2016 года                                                                                  г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>;

 

рассмотрев дело № 03-02/09-2016, возбужденное в отношении ООО «ШЕФ-МАСТЕР» (ОГРН 1131001010832, ИНН/КПП 1001273740/100101001, юридический адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, 21-161) и ООО «БИР» (ОГРН 1151001008212, ИНН/КПП 1001298494/100101001, юридический адрес: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 69-29) по признакам нарушения пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) по факту распространения в социальной сети «ВКонтакте» по адресам https://vk.com/klassikasushi и https://vk.com/sushiklassika рекламы алкогольной продукции, в присутствии директора ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР»  - Захарова В.С. (выписка из ЕГРЮЛ), в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя и представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия и ООО «В Контакте»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России с письмом Управления Роспотребнадзора по РК от 03 февраля 2016 года №02-03/649 (вх. от 04 февраля 2016 года № 433) поступила жалоба физического лица по факту размещения рекламы алкогольной продукции (пиво) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «В Контакте» по адресу https://vk.com/klassikasushi.

Как указывает заявитель, алкогольная продукция, реализуемая предприятием общественного питания кафе «Шеф-мастер» (расположено по адресу: г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, 26, ТЦ «Столица» вход со двора), активно рекламируется в социальной сети «Вконтакте».

По результатам рассмотрения заявления определением от 04 апреля 2016 года «О возбуждении дела №03-02/09-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 15 час. 00 мин. 26 апреля 2016 года.

На заседании комиссии представитель ответчиков признал факт нарушения ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ «О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы по адресу: https://vk.com/klassikasushi, указанному в заявлении, а также сопутствующей ей интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika, переход на которую осуществлен через администратора сайта Виталия Захарова (скриншоты страниц приложены к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления).

Из материалов дела следует, что торговую деятельность по указанным на интернет-страницах адресам: РФ, Петрозаводск, Лососинское шоссе, д.26 ТЦ «Столица» (вход со двора) осуществляет ООО «БИР»; РФ, Петрозаводск                 г., Первомайский пр., д.6а -  ООО «ШЕФ-МАСТЕР».

Размещение информации в сети Интернет на страницах в социальной сети «В Контакте» по адресу https://vk.com/klassikasushi осуществляет Захаров Виталий Сергеевич (директор ООО «БИР» и ООО «ШЕФ-МАСТЕР»).

Из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, полученным с сайта в сети интернет ФНС России установлены следующие данные:

ООО «ШЕФ-МАСТЕР» (ОГРН 1131001010832, ИНН/КПП 1001273740/100101001, юридический адрес: 185014, Республика Карелия,                 г. Петрозаводск, ул. Древлянка, 21-161) - деятельность ресторанов и кафе (код 55.30);

 ООО «БИР» (ОГРН 1151001008212, ИНН/КПП 1001298494/100101001, юридический адрес: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 69-29) - деятельность ресторанов и кафе (код 55.30).

В ходе анализа содержания интернет – страниц по адресу: https://vk.com/sushiklassika, зафиксировано размещение следующей информации: « (отсылка) "ШЕФ-МАСТЕР" доставка 24ч. Пицца,Бургеры,Шаверма; 23 янв 2016 в 21:10; Более 20 сортов 24 часа!!! У нас и с собой!!! 👣👣👣Древлянка ТЦ "Столица" (вход со двора) ☎ 636-639», с изображением рук человека, держащих четыре пивные кружки с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом.

Размещенная на интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika информация содержит все правовые признаки рекламы:

-   распространена посредством размещения её в сети «Интернет»;

-   адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: кафе «Шеф-мастер», формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, а также призвана сформировать у потребителей рекламы представление о том, что в случае возникновения у них потребности в приобретении алкогольных напитков, приобрести их возможно именно в кафе «Шеф-мастер», а также воспользоваться услугой доставки на дом.

Согласно статье 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

При проведении анализа содержания интернет-страниц по адресам: https://vk.com/klassikasushi и https://vk.com/sushiklassika отслежена информация, распространяемая на данных страницах, в которых представлен широкий ассортимент товаров, предлагаемых к продаже (к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления приложены скриншоты страниц). Установлено, что на интернет-страницах размещена публичная оферта реализуемых ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» товаров (продукты питания, напитки, пиво) указана их стоимость; покупатель оформляет заказ необходимых ему товаров, по указанному телефону, сообщая свои контактные данные (адрес, телефон), после чего подтверждает заказ. Проанализировав приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, учитывая, что при дистанционном способе продажи товара отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителей с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения фотоснимков на интернет-страницах, установлено, что способ продажи товаров ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» посредством интернета – страниц является дистанционным.

Таким образом, объектом рекламирования в рекламе, размещенной на вышеуказанных страницах, являются товары при дистанционном способе их продажи. В свою очередь в данной рекламе отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), что говорит о признаках нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что в рекламе не допускается, в том числе демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В соответствии с письмом ФАС России от 09 августа 2006 года №АК/13075, под демонстрацией процесса потребления пива следует понимать совершение таких действий, которые непосредственно направлены на фактическое употребление пива, при этом это может быть выражено как одним действием, так и цепью логически следующих действий, направленных на фактическое потребление пива.

В данном случае усматривается, что процесс потребления алкогольной продукции демонстрируется посредством наличия в рассматриваемой рекламе, изображения рук, держащих кружку с пенным напитком, ассоциирующейся с алкогольной продукцией.

Следовательно, рассматриваемая реклама на интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika размещена в нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В силу части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В нарушение части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» указанная реклама алкогольной продукции не сопровождается предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В нарушение указанной нормы реклама алкогольной продукции размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/sushiklassika.  

Исходя из пункта 5 и пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «БИР» и ООО «ШЕФ-МАСТЕР».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР», размещенную на интернет – странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika, следующего содержания: « (отсылка) "ШЕФ-МАСТЕР" доставка 24ч. Пицца,Бургеры,Шаверма; 23 янв 2016 в 21:10; Более 20 сортов 24 часа!!! У нас и с собой!!! 👣👣👣Древлянка ТЦ "Столица" (вход со двора) ☎ 636-639», с изображением рук человека, держащих четыре пивные кружки с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом», а также информацию о продаже товаров (продукты питания, напитки, пиво), распространяемых дистанционным способом, поскольку в них нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

2. ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

27 апреля 2016 года                                                                                  г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

 

 

 

 

 

 

на основании решения от 27 апреля 2016 по делу №03-02/09-2016 о признании рекламы алкогольной продукции ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР», распространенной в социальной сети «Вконтакте» по адресам https://vk.com/klassikasushi и https://vk.com/sushiklassika, ненадлежащей, нарушившей требования пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),      

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, требований пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», путем устранения с интернет – страницы по адресу: https://vk.com/sushiklassika рекламы алкогольной продукции, признанной по решению комиссии Карельского УФАС России ненадлежащей, а также прекратить дистанционный способ  продажи реализуемых ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» товаров с нарушением статьи 8 ФЗ «О рекламе».
  2. ООО «ШЕФ-МАСТЕР» и ООО «БИР» в течение 5 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны