Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/09-2018 по признакам ... от 3 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Энергосервис»

юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3

 г. Петрозаводск, 185030

 

заявитель

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 03-02/09-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

21 февраля 2018 года                                                                                       г. Петрозаводск

 

Председатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Карельского УФАС России поступило обращение заявителя (вх. от 21.12.2017 №5867) о распространении листовок с информацией о необходимости замены индивидуальных приборов учета электрической энергии в связи с их несоответствием требованиям законодательства. Заявитель сомневается в правомерности действий организации ООО «Энергосервис», предлагающей свои услуги в навязчивой форме, полагает, что такими действиями, вводятся в заблуждение потребители.

К заявлению приложена листовка, выполненная следующим образом:

      

Исследовав материалы расследования, прихожу к следующему.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.06.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г. Петрозаводска;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращение внимания на услуги по замене приборов учета электрической энергии, а также на лицо, оказывающее эти услуги – ООО «Энергосервис»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В ходе проведенного расследования установлено, что ООО «Энергосервис» зарегистрировано 20.11.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску. Предметом деятельности Общества является производство электромонтажных работ (код ОКВЭД 43.21).

ООО «Энергосервис» в ответ на запрос Карельского УФАС России от 29.12.2017 №03-01/191/4829 в письме (вх. от 02.02.2018 №457) сообщило, что указанные в запросе листовки изготовлены ООО «Петрозаводская бланочная типография» по договору, заключенному между Обществом и типографией от 01.10.2017.  Распространялись листовки собственными силами.

Кроме того, Общество в указанном письме сообщило о том, что рассматриваемая листовка распространялась с 20.10.2017 также и по другим адресам г. Петрозаводска (Зеленая 8, 12, пер. Ругозерский 5, 7, 9, 11 и т.д.). При этом адреса, по которым необходимо распространить листовку, определялись после визуального осмотра индивидуальных приборов учета, установленных собственниками помещений в многоквартирных домах.

Директор ООО «Энергосервис» также пояснил, что при указании в листовке информации о несоответствии прибора учета электрической энергии, установленного, в том числе у заявителя, руководствовался требованиями, определенными в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии; далее – Основные положения) и пункте 81 (2) Правил №354.

При этом установлено что между ООО «Энергокомфорт. Карелия» и ООО «Энергосервис» договорные отношения отсутствуют.

Кроме того, ООО «Энергокомфорт. Карелия» в письме от 15.01.2018 №3-02/1-354 (вх. от 15.01.2018 №130) пояснило, что в квартире заявителя установлен индивидуальный прибор учета №3000530, СО 446 класса точности 2,5, дата установки 1980 год.  При этом из предоставленных сведений следует, что с аналогичными характеристиками установлены приборы учета электрической энергии еще в 39 квартирах жилого дома, в котором проживает заявитель. Вместе с тем по информации ООО «Энергокомфорт. Карелия» все собственники квартир по указанному многоквартирному дому оплачивают потребленную электрическую энергию по установленным приборам учета. Однако, Общество не направляло уведомлений об истечении срока эксплуатации (поверки) приборов учета и необходимости замены собственникам квартир многоквартирного дома по адресу: ул. Пограничная, 6а, указывая при этом, что в силу требований пунктов 31, 81, 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), функции по направлению таких уведомлений возложены на исполнителя коммунальных услуг (управляющую организацию, ТСЖ, ТСН).

В силу статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Пунктом 138 Основных положений предусмотрена обязанность использования гражданами приборов учета классом точности 2,0 и выше.

В соответствии с пунктом 142 Основных положений приборы учета класса точности ниже 2,0, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений №442.

На основании пунктов 80, 81(10), 81(12) Правил №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

При этом прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Межповерочный интервал однофазных счетчиков электрической энергии составляет от 8 до 16 лет в зависимости от типа и года выпуска.  В соответствии с ГОСТ 6570-96 с 01 июля 1997 года запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5, однако переход на измерение электроэнергии счетчиками класса точности 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате его отказа.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что информация о несоответствии прибора учета электрической энергии нормам законодательства соответствует действительности.

Вместе с тем необходимо отметить, что рассматриваемая рекламная листовка также содержала следующую информацию: «для замены прибора учета Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в диспетчерскую по телефону 63-07-15 ежедневно с 09.00 до 19.00».

Как указал Высший арбитражный суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ), размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 №58).

Статья 5 ФЗ «О рекламе» закрепила общие требования к рекламе. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

При этом, согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Использованное в листовке вышеуказанное сочетание слов, а именно: «…Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в диспетчерскую…», ссылка на нормативно-правовые акты Российской Федерации в совокупности могут пониматься потребителями рекламы как официальное уведомление о замене приборов учета электрической энергии ООО «Энергосервис», при этом носящее обязательный характер. Кроме того, указанное может создавать у потребителей рекламы впечатление, что именно ООО «Энергосервис» является официально уполномоченным лицом по оказанию данного вида услуг.  Однако, ООО «Энергосервис» не является таковым, так как не является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых распространялись рассматриваемые рекламные листовки.

Таким образом, несмотря на подтвержденный факт необходимости замены прибора учета электрической энергии у заявителя ООО «Энергосервис» не является лицом, в обязанности которого входит доведение до потребителей информации о такой необходимости. Кроме того, услуги по установке и замене приборов учета электрической энергии помимо ООО «Энергосервис» в городе оказывают и иные лица (например, ООО «Энергоконтроль», ООО «МастерПро» и т.д.). Однако, сформированное таким образом содержание рекламной листовки может давать ООО «Энергосервис» преимущество перед другими конкурентами, поскольку создает впечатление у потребителей официальности изложенного в листовке требования о замене прибора учета.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно срочности получения услуг по замене прибора учета электрической энергии и именно ООО «Энергосервис», соответственно искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

С учетом изложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «Энергосервис» является рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу №03-02/09-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель: <>);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «Энергосервис» (ИНН 1001303031; ОГРН 1151001014394; юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3, г. Петрозаводск, 185030).

3. Назначить дело №03-02/09-2018 к рассмотрению на 21.03.2018 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ООО «Энергосервис» до 16.03.2018 (включительно) предоставить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты, за исключением уже представленных;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Явка представителя ООО «Энергосервис» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица, представителя в антимонопольном органе по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ).

 

Председатель Комиссии                                                                                        К.Е. Бабкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны