Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/09-2018 от 3 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Энергосервис»

юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3

 г. Петрозаводск, 185030

 

заявитель

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/09-2018

 

02 апреля 2018 года                                                                                          г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 02 апреля 2018 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Бабкин К.Е. – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии,

Суслова Е.П. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

 Сальникова Е.С. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

рассмотрев дело №03-02/09-2018, возбужденное в отношении ООО «Энергосервис» (ИНН 1001303031; ОГРН 1151001014394; юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3, г. Петрозаводск, 185030) по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе», Закон), в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела заявителя и в присутствии директора ООО «Энергосервис» <> (выписка из ЕГРЮЛ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило обращение заявителя (вх. от 21.12.2017 №5867) о распространении листовок с информацией о необходимости замены индивидуальных приборов учета электрической энергии в связи с их несоответствием требованиям законодательства. Заявитель сомневается в правомерности действий организации ООО «Энергосервис», предлагающей свои услуги в навязчивой форме, полагает, что такими действиями вводятся в заблуждение потребители.

К заявлению приложена листовка, выполненная следующим образом:

По мнению заявителя, ООО «Энергосервис» навязываются услуги по замене прибора учета электрической энергии, в связи с чем реклама является ненадлежащей.

Установлено, что ООО «Энергосервис» зарегистрировано 20.11.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску. Предметом деятельности Общества является производство электромонтажных работ (код ОКВЭД 43.21).

ООО «Энергосервис» в ответ на запрос Карельского УФАС России от 29.12.2017 №03-01/191/4829 в письме (вх. от 02.02.2018 №457) сообщило, что указанные в запросе листовки изготовлены ООО «Петрозаводская бланочная типография» по договору, заключенному между Обществом и типографией от 01.10.2017.

Указанный факт подтвержден ООО «Петрозаводская бланочная типография письмом от 31.01.2018 №1 (вх от 02.02.2018 №460).

 По информации ООО «Энергосервис» рассматриваемые листовки распространялись собственными силами.

Кроме того, Общество в вышеуказанном письме сообщило о том, что рассматриваемая листовка распространялась с 20.10.2017 также и по другим адресам г. Петрозаводска (Зеленая 8, 12, пер. Ругозерский 5, 7, 9, 11 и т.д.). При этом адреса, по которым необходимо распространить листовку, определялись после визуального осмотра индивидуальных приборов учета, установленных собственниками помещений в многоквартирных домах.

Директор ООО «Энергосервис» пояснил, что при указании в листовке информации о несоответствии прибора учета электрической энергии, установленного, в том числе у заявителя, руководствовался требованиями, определенными в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии; далее – Основные положения) и пункте 81 (2) Правил №354).

ООО «Энергокомфорт. Карелия» в письме от 15.01.2018 №3-02/1-354 (вх. от 15.01.2018 №130) пояснило, что в квартире заявителя установлен индивидуальный прибор учета №3000530, СО 446 класса точности 2,5, дата установки 1980 год.  При этом из предоставленных сведений следует, что с аналогичными характеристиками установлены приборы учета электрической энергии еще в 39 квартирах жилого дома, в котором проживает заявитель. Вместе с тем по информации ООО «Энергокомфорт. Карелия» все собственники квартир по указанному многоквартирному дому оплачивают потребленную электрическую энергию по установленным приборам учета. Однако, Общество не направляло уведомлений об истечении срока эксплуатации (поверки) приборов учета и необходимости замены собственникам квартир многоквартирного дома по адресу: ул. Пограничная, 6а, указывая при этом, что в силу требований пунктов 31, 81, 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), функции по направлению таких уведомлений возложены на исполнителя коммунальных услуг (управляющую организацию, ТСЖ, ТСН).

При этом ООО «Энергокомфорт. Карелия» сообщило, что договорные отношения между обществом и ООО «Энергосервис» отсутствуют.

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 (далее – Правила) определением от 21.02.2018 «О возбуждении дела №03-02/09-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 21.03.2018. В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, к участию в рассмотрении дела привлечено ООО «Энергосервис».

В соответствии с пунктом 4 определения директор ООО «Энергосервис» с письмом от 14.03.2018 (вх. от 14.03.2018 №1245) предоставил дополнительные пояснения по факту распространения рассматриваемой рекламной листовки, в которых указал на несогласие с вменяемым нарушением, по следующим причинам.

Во-первых, как отмечает директор ООО «Энергосервис» в уведомлении указано фирменное наименование общества, номер ОГРН и ИНН, позволяющие с точностью идентифицировать ООО «Энергосервис» как коммерческую организацию, отсутствует в уведомлении Государственная или иная символика.

Во-вторых, по мнению ООО «Энергосервис», из листовки не следует, что общество является единственным хозяйствующим субъектом на рынке услуг по замене приборов учета электроэнергии, при этом нет ссылок на недостатки конкурентов или сравнения с ними. В листовке указаны контакты общества, по которым потенциальный потребитель может связаться с сотрудниками общества и узнать всю необходимую информацию. При этом реклама является адресной и нацелена на конкретного потребителя - собственника квартиры, имеющего нерасчетный прибор учета электроэнергии с истекшим сроком межповерочного интервала. Кроме того, Управлением в ходе рассмотрения заявления также установлено, что приборы учета класса точности 2,5 в любом случае подлежат замене на аналог с повышенным классом точности. С учетом изложенного, по мнению ООО «Энергосервис», рассматриваемой листовкой потребители не вводятся в заблуждение, как и не может создаваться впечатление у потребителей официальности изложенного в рекламной листовке.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г. Петрозаводска;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращение внимания на услуги по замене приборов учета электрической энергии, а также на лицо, оказывающее эти услуги – ООО «Энергосервис»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В рассматриваемой рекламной листовке ООО «Энергосервис» ссылаясь на Федеральный закон от 23.11.2009 №261 и на постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, которым утверждены Основные положения   указало, что прибор учета электрической энергии, установленный у собственника помещения, расположенного по адресу: <>, г. Петрозаводск «не соответствует предъявленным нормам и подлежит обязательной замене».

В силу статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Пунктом 138 Основных положений предусмотрена обязанность использования гражданами приборов учета классом точности 2,0 и выше.

В соответствии с пунктом 142 Основных положений приборы учета класса точности ниже 2,0, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений №442.

На основании пунктов 80, 81(10), 81(12) Правил №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

При этом прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Межповерочный интервал однофазных счетчиков электрической энергии составляет от 8 до 16 лет в зависимости от типа и года выпуска.  В соответствии с ГОСТ 6570-96 с 01 июля 1997 года запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5, однако переход на измерение электроэнергии счетчиками класса точности 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате его отказа.

С учетом вышеизложенных норм и согласно сведениям и документам, полученным в ходе проведенного расследования, установлено, что информация о несоответствии прибора учета электрической энергии, установленному по конкретному адресу нормам законодательства, указанная в рассматриваемой рекламной листовке соответствует действительности.

Вместе с тем необходимо отметить, что рассматриваемая рекламная листовка также содержала следующую информацию: «для замены прибора учета Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в диспетчерскую по телефону 63-07-15 ежедневно с 09.00 до 19.00».

Как указал Высший арбитражный суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ), размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 №58).

Статья 5 ФЗ «О рекламе» закрепила общие требования к рекламе. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

При этом, согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Использованное в листовке вышеуказанное сочетание слов, а именно: «…Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в диспетчерскую…», ссылка на нормативно-правовые акты Российской Федерации в совокупности могут пониматься потребителями рекламы как официальное уведомление о замене приборов учета электрической энергии ООО «Энергосервис», при этом носящее обязательный характер. Кроме того, указанное может создавать у потребителей рекламы впечатление, что именно ООО «Энергосервис» является официально уполномоченным лицом по оказанию данного вида услуг.  Однако, ООО «Энергосервис» не является таковым, так как не является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых распространялись рассматриваемые рекламные листовки.

Таким образом, несмотря на подтвержденный факт необходимости замены прибора учета электрической энергии у заявителя ООО «Энергосервис» не является лицом, в обязанности которого входит доведение до потребителей информации о такой необходимости. Кроме того, услуги по установке и замене приборов учета электрической энергии помимо ООО «Энергосервис» в городе оказывают и иные лица (например, ООО «Энергоконтроль», ООО «МастерПро» и т.д.). Однако, сформированное таким образом содержание рекламной листовки может давать ООО «Энергосервис» преимущество перед другими конкурентами, поскольку создает впечатление у потребителей официальности изложенного в листовке требования о замене прибора учета и обязанности по обращению к указанному лицу в кратчайшие сроки.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно срочности получения услуг по замене прибора учета электрической энергии и именно ООО «Энергосервис», соответственно искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Необходимо отметить, что директор ООО «Энергосервис» на заседании комиссии по настоящему делу 21.03.2018 признал вину Общества по факту распространения ненадлежащей рекламы, поскольку фраза «…Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в диспетчерскую…» своей категоричностью может вводить потребителей в заблуждение.

Таким образом вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

С учетом изложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «Энергосервис» является рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы.

Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 частью 3 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО «Энергосервис» в виде листовок с информацией о необходимости замены индивидуальных приборов учета электрической энергии в связи с их несоответствием требованиям законодательства, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «Энергосервис», являющееся рекламодателем рассматриваемых рекламных листовок, нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Предписание о прекращении нарушения требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в связи с прекращением распространения рассматриваемых листовок не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                               К.Е. Бабкин

 

Члены Комиссии                                                                                           Е.П. Суслова

 

                    Е.С. Сальникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны