Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/10-2017 по признакам... от 20 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев представленные материалы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление ИП Сухоруковой В.А. (вх. от 18 ноября 2016 года № 5125) о признаках нарушения рекламного законодательства в рекламном модуле «Nord Kosta», размещенном в газете «Город Костомукша» № 06 (187) от 25 февраля 2016 года на странице 21, следующего содержания: «первый блок: «Nord Kosta у нас выгодно!»; второй блок: «входные и межкомнатные двери эксклюзивные поставки от поставщиков России. ДОКРИЗИСНЫЕ ЦЕНЫ! РАССРОЧКА.»; третий блок: попробуй наши цены и качество!»; четвертый блок: ул. Октябрьская,7 под. 1 / 8-953-528-77-18; 8-953-534-81-91» (далее – рассматриваемая реклама).

Как следует из заявления, в рекламе присутствует утверждение «Эксклюзивные поставки от поставщиков России.». Заявитель просит Карельское УФАС России проверить вышеназванную рекламу на предмет нарушения статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

Рекламно – информационная газета «Город Костомукша» зарегистрирована Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия свидетельство СМИ от 30 марта 2012 года № ПИ № ТУ10-00199, учредитель и издатель: ООО «РИА «ВАШ Город» (ОГРН: 1121031000089; адрес регистрации юридического лица: <…>; учредителем и директором указанного Общества является<…>).

В ответ на запрос Карельского УФАС России от 05 декабря 2016 года № 03-01/153/4634 ООО «РИА «ВАШ Город» представило договор о размещении рекламного материала от 15 января 2016 года № 12 (далее – договор), в рамках которого ООО «РИА «ВАШ Город» размещает рекламный материал «…» в газете «Город Костомукша».

Кроме того, ООО «РИА «ВАШ Город», представило заявку «…»  на размещение рекламного материала в газете «Город Костомукша»; приходный кассовый ордер от 08 марта 2016 года № 20; макеты размещаемой рекламы.

Исследовав материалы и нормативные документы, можно сделать следующие выводы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме их использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в периодическом печатном средстве массовой информации, а именно, в газете «Город Костомукша»;

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-   имеет контактную информацию;

- преследует цель обратить внимание на реализацию услуги по изготовлению, продаже входных и межкомнатных дверей, которые можно приобрести в Компании «Nord Kosta» на условии «Эксклюзивные поставки от поставщиков России.»;

-  направлена на формирование у потребителей желания приобрести услуги по изготовлению, продаже входных и межкомнатных дверей в Компании «Nord Kosta», продвигая данный товар на рынке реализации аналогичных товаров.        

Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Город Костомукша», является рекламой.

В статьей 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно статье 8 ФЗ «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в Законе РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункты 1, 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612 (далее - Правила), определено, что продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Таким образом, отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является отсутствие прямого непосредственного контакта потребителем с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора по средствам получения предварительного сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар; момент такого договора не ставиться в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, но определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

Рассматриваемая реклама не содержит информацию о возможности потребителю приобретения товара путем прямого непосредственного контакта перед приобретением.

В спорной рекламе указан в том числе номер телефона по которому можно осуществить заказ интересующего товара.

Объектом рекламирования в рекламе, размещенной в газете «Город Костомукша» (выпуск № 06 (187) от 25 февраля 2016 года), являются товары Компании «Nord Kosta», информацию и условия приобретения, о котором можно узнать по телефонам 8-953-528-77-18, 8-953-534-81-91 при дистанционном способе их продажи. В свою очередь в данной рекламе отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица), что говорит о признаках нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, текст рассматриваемой рекламы содержит утверждение «Эксклюзивные поставки от поставщиков России.», в связи с чем необходимо отметить следующее.

Согласно Большому толковому словарю Кузнецова С.А. «эксклюзивный» значит единственный, неповторимый.

Указанная реклама свидетельствует, что ни один из продавцов аналогичного товара (межкомнатные и входные двери) не осуществляет продажу товара с такими же показателями, то есть к продаже предлагается товар лучше, чем аналогичные товары, предлагаемые другими продавцами.

При этом конкретные показатели товара, по которым осуществляется сравнение в рекламе не указаны. 

С учетом изложенного в рекламе Компании «Nord Kosta» содержится не подтвержденная информация о преимуществе предлагаемого товара перед аналогичным товаром, предлагаемым к продаже другими продавцами, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «РИА «ВАШ Город» является рекламораспространителем, а Бабушкин Николай Викторович  -  рекламодателем вышеуказанной рекламы.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 03-02/10-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «РИА «ВАШ ГОРОД» (ОГРН: 1121031000089; ИНН/КПП: 1004016405/100401001; юридический адрес: <…>);

- «…». (адрес: «…»);

заявитель:

-    ИП Сухорукова В.А. (адрес: «…»).

3. Назначить дело № 03-02/10-2017 к рассмотрению на 14 февраля 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ООО «РИА «ВАШ ГОРОД» до 08 февраля 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

5. Бабушкину Н.В.  до 08 февраля 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

-  сведения о продавце указанных товаров (фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица) представленных в рассматриваемой рекламе;

- информацию о лице осуществляющем деятельность по адресу ул. Октябрьская, д. 7, г. Костомукша, РК;

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

 

Явка представителей ООО «РИА «ВАШ ГОРОД», «…»   для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

Связанные организации

Связанные организации не указаны