Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/11-2015 в отношении ООО «Бюро путеш... от 5 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/11-2015

 

22 апреля 2015 года                                                                                  г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2015 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело №03-02/11-2015, возбужденное в отношении ООО «Бюро путешествий АвтоТур» (ОГРН 1121001013748 ИНН/КПП 1001262508/100101001, юр. адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Красная, д.28, офис 112; факт. адрес: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.22а, каб.24; дата регистрации: 12.09.2012) по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) по факту размещения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://putevka10.ru/zagran/ рекламы ООО «Бюро путешествий АвтоТур», в присутствии представителей ООО «Бюро путешествий АвтоТур» по доверенностям от 08.04.2015 б/н – <…>, <…>, представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия по доверенности от 10.07.2014 №МС/6420 – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление (вх. от 26.01.2015 №313) Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия (далее – УФМС по Республике Карелия, Заявитель) с жалобой на действия ООО «Бюро путешествий АвтоТур», выразившиеся в размещении в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://putevka10.ru/zagran рекламы следующего содержания: «Оформить загранпаспорт можно как собственными силами, так и при помощи нашего Бюро Путешествий. Однако, выбирая первый вариант, придется потратить немало сил, времени и терпения. Малейшая неточность с Вашей стороны и огромное количество анкет придется заполнять вновь. А сколько времени Вы потратите в очередях... Многие, не выдержав бюрократической рутины, откладывают оформление загранпаспорта на неопределенный срок либо просто-напросто отказываются от этого. Бюро Путешествий оказывает помощь в оформлении загранпаспорта за символическую сумму в размере 500 рублей. Подача заявления осуществляется в электронном виде».

По мнению заявителя, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, т.к. является недостоверной.

По результатам проведенной проверки определением от 26.03.2015 «О возбуждении дела №03-02/11-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 09.04.2015

До начала рассмотрения дела от ООО «Бюро путешествий АвтоТур» поступили письменные пояснения (вх. от 06.04.2015 №1780), из которых следует, что в нижнем колонтитуле сайта http://putevka10.ru указано, что представленная на сайте информация не является рекламой, сообщения о турах, услугах и ценах носят ознакомительный характер и не являются публичной офертой. Фраза «оформление загранпаспорта при помощи «Бюро Путешествий» означает помощь в регистрации клиента на сайте госуслуги и консультация по правильному заполнению анкеты на заграничный паспорт <...> в связи с тем, что многие граждане не являются уверенными пользователями ПК и самостоятельно не могут разобраться в процедуре оформления загранпаспорта. Информация о том, что «придется потратить немало сил, времени и терпения» основана на систематических жалобах туристов, которые, желая приобрести путевки, сталкивались с проблемами получения талончика на очередь в УФМС по Республике Карелия для оформления заграничного паспорта. На сайте не указано, что граждане самостоятельно не могут оформить загранпаспорт в УФМС по Республике Карелия, напротив, дана информация о том, что загранпаспорт оформляется только в УФМС по Республике Карелия, а Бюро Путешествий лишь оказывает помощь в оформлении. Информация, предоставленная на сайте в разделе «Оформление загранпаспорта» является полностью достоверной, т.к. там приведен перечень документов, нужный для оформления загранпаспорта, взятый с сайта госуслуги.

На заседании комиссии представители ООО «Бюро путешествий АвтоТур» поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, сообщили, что оспариваемую информацию с сайта удалили, но не согласны с нарушением закона о рекламе.

Представитель УФМС по Республике Карелия поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснив при этом, что реклама является недостоверной, не отражает действительности, дискредитирует деятельность государственных органов. Информация об очередях и множестве документов, необходимых для получения госуслуги недостоверна. Деятельность УФМС по Республике Карелия строго регламентирована законом. Очередей для сдачи документов в УФМС по Республике Карелия на 09.04.2015 нет.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Понятие Интернет в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под «Интернетом» понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ «О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

В целях установления лица, являющегося владельцем (администратором) сайта http://putevka10.ru, Карельским УФАС России был направлен запрос регистратору доменных имен ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ», который осуществил регистрацию данного домена.

Согласно представленной информации администратором доменного имени putevka10.ru в соответствии с регистрационными данными является <…>

Материалами проверки установлено, что <…> является должностным лицом – менеджером по туризму ООО «Бюро путешествий АвтоТур» по трудовому договору от <…>№<…>.

ООО «Бюро путешествий АвтоТур» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску за основным государственным регистрационном номером 1121001013748. Основным видом деятельности ООО «Бюро путешествий АвтоТур» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001 КДЕС. Ред. 1) является деятельность туристических агентств (63.30).

Сведения о принадлежности ООО «Бюро путешествий АвтоТур» к размещаемой на сайте http://putevka10.ru информации содержится на главной странице сайта (указано фирменное наименование, контактные данные).

Таким образом, из указанного следует, что ООО «Бюро путешествий АвтоТур» осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации.

При таких обстоятельствах именно ООО «Бюро путешествий АвтоТур» признается Комиссией рекламодателем и рекламораспространителем размещенной на данном сайте информации.

Статьей 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия считает, что размещенная на сайте ООО «Бюро путешествий АвтоТур» в сети «Интернет» по адресу: http://putevka10.ru/zagran информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя этой информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – услуги по оказанию помощи в оформлении загранпаспорта, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО «Бюро путешествий АвтоТур», способствует формированию или поддержанию интереса к услугам ООО «Бюро путешествий АвтоТур» и продвижению их на рынке.

Пунктом 7.13.14 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 №711, установлено, что Федеральная миграционная служба осуществляет оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 17 Административного регламента  предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (утв. приказом ФМС России от 15.10.2012 №320, далее – Административный регламент ФМС России №320) оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации осуществляется ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями.

Согласно пункту 58 Административного регламента ФМС России №320, предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, включает в себя следующие административные процедуры:

- прием заявления;

- формирование и направление межведомственных запросов;

- рассмотрение заявления и принятие решение;

- оформление паспорта;

- выдача паспорта

Таким образом, оформление загранпаспорта является одной из административных процедур государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которая входит в пределы исключительной компетенции ФМС России и ее территориальных органов.

При таких обстоятельствах, указанная реклама содержит сведения об услуге по оформлению и выдаче заграничного паспорта, оказываемой ФМС России и ее территориальными органами, в частности УФМС по Республике Карелия.

Из представленных ООО «Бюро путешествий АвтоТур» пояснений следует, что ООО «Бюро путешествий АвтоТур» фактически оказывает услуги, связанные с подготовкой документов для оформления загранпаспорта в УФМС по Республике Карелия (заполнение анкеты, постановка в электронную очередь в УФМС по Республике Карелия).

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

При этом следует отметить, что в силу требований ФЗ «О рекламе» о недопустимости распространения недостоверной рекламы, отсутствие конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом и государственным органом в данном случае не является препятствием для учета позиции Высшего Арбитражного Суда, высказанного в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58.

Относительно содержащегося в рекламе указания на то, что «малейшая неточность с Вашей стороны и огромное количество анкет придется заполнять заново», Комиссия отмечает следующее.

Согласно административным регламентам, утвержденным приказами ФМС России от 15.10.2012 №320 и от 26.03.2014 №211, установлены исчерпывающие перечни документов, необходимых для получения государственной услуги по оформлению и выдаче заграничного паспорта. В силу указанных регламентов, для оформления загранпаспорта старого образца лицо, достигшее 18 лет, заполняет и представляет заявление (анкету) в двух экземплярах. Во всех остальных случаях заявление заполняется в одном экземпляре (пункты 24 Административных регламентов). При этом в случае допущения ошибок, сотрудник, принимающий заявление, дает возможность гражданину исправить эти ошибки непосредственно во время приема. При подаче заявления в электронном виде через портал государственных услуг заявления на бумажном носителе гражданин вовсе не заполняет, а лишь расписывается в подготовленном сотрудником ФМС заявлении.

ООО «Бюро путешествий АвтоТур» не представило документов, подтверждающих достоверность размещенной информации, пояснив лишь, что утверждения, содержащиеся в рассматриваемой рекламе, основаны на личном опыте работников компании, а также туристов, которые пытались самостоятельно оформить загранпаспорт.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама, размещенная на сайте ООО «Бюро путешествий АвтоТур», содержит не соответствующие действительности сведения о государственной услуге по оформлению и выдаче заграничного паспорта в части порядка (процедур) её оказания, а также вводит в заблуждение потенциальных получателей данной услуги путем неправомерного и необоснованного формирования негативного образа государственного органа, оказывающего данную услугу, что указывает на наличие нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является  - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «Бюро путешествий АвтоТур» является рекламодателем указанной выше рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать размещенную в сети «Интернет» по адресу: http://putevka10.ru/zagran рекламу ООО «Бюро путешествий АвтоТур» следующего содержания: «Оформить загранпаспорт можно как собственными силами, так и при помощи нашего Бюро Путешествий. Однако, выбирая первый вариант, придется потратить немало сил, времени и терпения. Малейшая неточность с Вашей стороны и огромное количество анкет придется заполнять вновь. А сколько времени Вы потратите в очередях... Многие, не выдержав бюрократической рутины, откладывают оформление загранпаспорта на неопределенный срок либо просто-напросто отказываются от этого. Бюро Путешествий оказывает помощь в оформлении загранпаспорта за символическую сумму в размере 500 рублей. Подача заявления осуществляется в электронном виде» ненадлежащей, нарушившей требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не выдавать в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                          <…>

 

 

         <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны