Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №03-02/13-2018 по признакам н... от 22 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения рекламного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В Карельское УФАС России поступило заявление физического лица от 19.01.2018 (вх. от 19.01.2018 №226) (далее – заявитель) по факту распространения в социальной сети «Инстаграм» по адресу: www.instagram.com/mestoptz рекламы кальянов, а также процессов курения кальянов.
Заявитель просит Карельское УФАС России провести проверку по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и устранить данное нарушение.
При рассмотрении заявления сотрудником Карельского УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы www.instagram.com/mestoptz, о чем составлен Акт осмотра Интернет-сайта от 02.03.2018. В ходе осмотра зафиксированы факты размещения рекламы следующего содержания:
«mestoptz Если @dymnyi_zmei на смене, то можете быть спокойны, потому что к каждому он найдет свой подход и тот уникальный вкус, который западет вам в душу. Бронь столов по телефону 631-007 ТЦ Максим Кирова,19 (2этаж)»;
«mestoptz Все идет своим чередом.Погода радует, морозы уходят, неделя заканчивается и мы находимся в самом центре города.Все что вы так любите в кальянах и вкусных чаях, можете найти у нас DOMA. Тот что на втором этаже, где есть дневной свет, уют и настоящие профессионалы своего дела. Как говорится в гостях хорошо, а DOMA лучше. Заглядывайте. сегодня на смене @dymnyi_zmei. Работаем для Вас до 02:00 ТЦ Максим Кирова,19 (второй этаж). 631-007»
«mestoptz Что может согреть в такой дикий карельский мороз?дай угадаю? Может быть чашечка горячего чая с самым дымным кальяном by mestoptz, а если ты придешь к 22:00 к нам на огонек, то к такому времяпровождение добавится еще и фильм из нашей подборки. Бронь столов по телефону 631-007 ТЦ Максим Кирова,19 (2этаж)».
Вышеуказанная информация сопровождается фотографиями с изображением кальянов и процесса курения кальянов.
Таким образом, в ходе рассмотрения заявления было установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «Инстаграм» по адресу: www.instagram.com/mestoptz распространяется информация о деятельности бара «Mestoptz Dom» с указанием адреса его расположения: ул.Кирова, д.19 ТЦ Максим (2 этаж).
При этом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «МЕСТОПТЗ» (ОГРН 1151001010820, ИНН/КПП 1001300464/100101001, генеральный директор ***.) ликвидировано 05.12.2017.
При этом в сети «Инстаграм», где размещена реклама кальянной «Mestoptz Dom», указан адрес страницы «Mestoptz Dom» в социальной группе «ВКонтакте», реклама которой была предметом рассмотрения по делу №03-02/26-2017.
В связи с чем необходимо отметить, что 27.12.2017 комиссия Карельского УФАС России приняла решение по аналогичному делу (№ 03-02/26-2017). Предметом рассмотрения дела также была реклама клуба «Mestoptz Dom», распространяемая в социальной сети «ВКонтакте». В ходе проведенного расследования установлено, что владельцем клуба «Mestoptz Dom» является ИП ***., ему же принадлежит номер телефона 631007, указанный в рассматриваемой рекламе. По делу также установлено, что помещением, в котором располагается кальянная «Mestoptz Dom» и адрес которого распространяется на странице «Mestoptz Dom» в социальной сети «Инстаграм», ИП Лобанов А.А. пользуется на основании заключенного договора аренды от 01.06.2017. Срок действия указанного договора до 30.04.2018. ИП *** был признан рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.
В рамках рассмотрения заявления по факту распространения рекламы кальянов с демонстрацией процессов курения в социальной сети «Инстраграм» 05.02.2018 был сделан запрос ИП ***. о причастности рассматриваемой рекламы к его деятельности как владельца клуба «Mestoptz Dom». Согласно почтовому уведомлению ИП *** получил указанное письмо 14.02.2018, однако информацию, обозначенную в запросе до настоящего времени не предоставил.
Исследовав имеющиеся материалы, можно сделать следующие выводы.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Применительно к положениям статьи 3 ФЗ «О рекламе» указанная информация, размещенная в сети Интернет в социальной группе «Инстаграм» на странице по адресу www.instagram.com/mestoptz, является рекламой, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, поскольку страница не является закрытой и на нее может зайти любой пользователь, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: клуба «Mestoptz Dom», формирует и поддерживает у потенциального потребителя интерес к деятельности клуба «Mestoptz Dom», в том числе к процессам курения кальяна, а также призвана сформировать у потребителей рекламы представление о том, что в случае возникновения у них потребности в курении кальяна, это возможно именно в «Mestoptz Dom».
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения.
В силу пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
В силу пунктов а), в), г) статьи 16 Закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
-распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
-использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
-использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигарной бумаги, зажигалок любым способом, а также демонстрацию процессов курения.
В нарушение вышеуказанных норм ФЗ «О рекламе» в рассматриваемой рекламе содержится демонстрация процессов курения и изображение кальяна, следовательно, вышеуказанная реклама, размещена с нарушением требований пункта 3 части 5 статьи 5, части 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Согласно части 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу №03-02/13-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель:
- *** (ул. Кирова, дом 19, кв. 1, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП ***. (ОГРНИП 316100100078460, ИНН 100122474402).
3. Назначить дело №03-02/13-2018 к рассмотрению на 13.04.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.
4. ИП ***. до 10.04.2018 (включительно) представить следующие сведения:
- письменные объяснения, каким образом в социальной сети «Инстаграм» на странице по адресу: www.instagram.com/mestoptz размещалась реклама, о деятельности принадлежащего ему клуба «Mestoptz Dom», содержащая признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и части 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»;
- сведения о лице/лицах, ответственных за размещение рекламы кальянов и процессов курения кальянов в сети Интернет на странице по адресу: www.instagram.com/mestoptz, с приложением подтверждающих документов (трудовой договор, должностная инструкция и т.п.);
- договоры (иные документы и доказательства, при их наличии) на изготовление и размещение рекламы, указанной в определении (со всеми приложениями), акты подтверждающие их исполнение;
- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию полного и объективного решения по данному делу.
До начала рассмотрения дела по существу (13.04.2018) сторонам предлагается ознакомиться с материалами дела для составления мотивированного отзыва на данное определение с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в определении.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.
Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).