Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/16-2017 по признакам... от 24 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <...>.– заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения на территории г. Петропавловск-Камчатский и г. Хабаровска листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки, а также о необходимости оборудования квартир приборами учета воды, содержащих признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Карельского УФАС России из Камчатского и Хабаровского УФАС России поступили обращения: заявитель 1 от 14.11.2016 (вх. от 18.01.2017 №248) и заявитель 2 от 29.11.2016, (вх. от 28.12.2016 №5808) о распространении листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки, а также о необходимости оборудования квартир приборами учета воды. Заявители считают, что правомерность действий организации, называющей себя «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» и предлагающей свои услуги в навязчивой форме, вызывают сомнения, вводят потребителей в заблуждение.
К заявлениям приложены идентичные листовки (за исключением, даты информационного уведомления и номера телефона (914-785-21-85)), выполненные следующим образом: левое поле имеет надпись ИЗВЕЩЕНИЕ, рядом размещена стрелка вниз; вверху правового поля помещена информация об организации «Единый Городской центр Обслуживания ЖКХ» под ней номер телефона: 20-04-90, правее от указанной информации размещена имитация штрих-кода с надписью Повторное уведомление №387748-75-549 от 28.11.2016 и стрелка вниз. Текст извещения начинается с обращения «Уважаемый абонент!», далее по тексту: «Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме.
Работы по поверке будут проводиться с 28 ноября по 28 декабря 2016 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 20-04-90
Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.
Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а так же в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 20-04-90».
Следует отметить, что к заявлению <заявителя 1> также были приложены две идентичные листовки отличающиеся: номером и датой повторного уведомления (№387748-75-547 от 14.11.2016) и периодом коллективной установки приборов учета (14 ноября по 14 декабря 2016 года), следующего содержания: «ИЗВЕЩЕНИЕ ▼ Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ, Телефон: 8-914-785-21-85, Повторное уведомление №387748-75-548 от 21.11.2016 Уважаемый абонент!
Доводим до Вашего сведения, что на основании Федерального Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Вам необходимо установить и ввести в эксплуатацию квартирные приборы учета воды.
Согласно готовящимся изменениям в Постановления Правительства Российской Федерации №354 и №306, с 1 января 2017 года норматив для тех, кто не установил приборы учета воды в своих квартирах, должен вырасти в 3 раза. Таким образом, чтобы каждый месяц не платить за услуги водоснабжения в 3 раза больше. Вам необходимо оборудовать квартиру приборами учета воды.
С 21 ноября по 21 декабря в ВАШЕМ доме проходит коллективная установка приборов учета воды.
Для согласования даты и времени монтажа приборов учета свяжитесь с Единым Городским Центром Обслуживания ЖКХ по телефону: 8-914-785-21-85»
При этом все вышеприведенные листовки оформлены с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении уведомлений жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к собственникам.
Согласно документам, полученным в ходе проводимых расследований по указанным заявлениям, установлено, что номера телефонов 20-04-90 (г. Хабаровск) и 8-914-785-21-85 (г. Петропавловск–Камчатский) ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ПАО «МТС») выделило ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ» (ИНН 1001313209; ОГРНИП 1161001059130 зарегстр. 04.08.2016; юр.адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д.64а, офис 503). Последнее в свою очередь, исполняет обязательства на обработку входящих вызовов, в рамках договора на оказание услуг call-центра от 01.09.2016 №144-3/2016, заключенного с индивидуальным предпринимателем <>.
Установлено, что ИП <> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.12.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску. Предметом деятельности ИП <> является производство санитарно-технических работ (Код ОКВЭД 45.33).
Необходимо отметить, что Карельское УФАС России в письме от 27.02.2017 №03-01/174/689 сообщило <заявителю 2> об отказе в возбуждении дела, поскольку на момент направления данного ответа Карельское УФАС России не располагало достоверными доказательствами, подтверждающими факт изготовления и распространения в г. Хабаровске информационных уведомлений ИП <>.
За пределами срока рассмотрения заявления <заявителя 2.> в адрес Карельского УФАС России поступило письмо ИП <> (подписанное представителем по доверенности) от 03.03.2017 №23 (вх. от 06.03.2017 №1098), из которого следует, что указанные в запросе информационные уведомления изготавливал и распространял собственными силами. Кроме того, ИП <> пояснил, что, предлагая в листовках оказать услуги по поверке приборов учета воды, действительно у него отсутствовала аккредитация на совершение поверочных действий. Однако, ИП <> представил договор от 04.01.2016 №8/2016 п (пролонгированный), заключенный с ООО «МЕТЕР», согласно которому ИП <>., выступая в качестве заказчика поручает ООО «МЕТЕР» выполнять работы по периодические поверки средств измерений, перечисленных в Приложении №1 к договору. Из договора следует, что ООО «МЕТЕР» имеет аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений от 24.05.2013 №РОСС RU.001.310159, действующий до 24.05.2018. При этом индивидуальный предприниматель отмечает, что заказы на поверку приборов учета воды в его адрес не поступали, соответственно в ООО «МЕТЕР» заказы на оказание данных услуг не передавались.
Аналогичный ответ от ИП <>. с письмом от 03.03.2017№24 (вх. от 06.03.2017 №1099) поступил в Управление на запрос от 17.02.2017 №03-01/02/602 по вопросу распространения листовок в г. Петропавловск-Камчатский.
Исследовав материалы проверки, прихожу к следующему.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.06.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация:
- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г. Петропавловск-Камчатский и г. Хабаровска;
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- преследует цели информирования: обращение внимания на услуги по поверке приборов учета воды и услуги по их установке, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ»;
- направлена на продвижение данных услуг на рынке.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемые рекламные листовки содержат информацию: «… обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки…», «с…. в Вашем доме проходит коллективная установка приборов учета воды», «… работы по поверке будут производиться с … по …», «….Вам необходимо оборудовать квартиру приборами учета воды.», «… Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала)….», «Для согласования даты и времени монтажа приборов учета свяжитесь с Единым Городским Центром Обслуживания ЖКХ по телефону…».
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова содержит несколько смысловых значений слова «коллективный»: 1. Свойственный коллективу. 2. Общий, совместный, производимый коллективом. 3. Предназначенный для коллектива.
Таким образом, использованные в листовке сочетания слов, а именно: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ», «коллективная поверка приборов учета воды», «коллективная установка приборов учета воды», «Вам необходимо»; графическое исполнение листовки, сходное с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении службой города г. Хабаровска и г. Петропавловск-Камчатский коллективного (предназначенного для всех) мероприятия по поверке счетчиков воды и /или их установке, носящее обязательный характер.
Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов 20-04-90 (г. Хабаровск) и 8-914-785-21-85 (г. Петропавловск-Камчатский), может воспользоваться услугами по поверке приборов учета воды и/или по их установке, которые оказывает «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ».
Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 №29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
На территории г. Хабаровска и г. Петропавловск-Камчатский организация с фирменным наименованием «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» не зарегистрирована, в среде потребителей не может позиционироваться с ИП <>, поскольку распространяемые листовки не содержат соответствующего указания. При этом как установлено, услугу по поверке приборов учета воды по договору с ИП <> оказывает ООО «МЕТЕР», о чем информация в рекламных листовках также отсутствует.
Следует отметить, что в рекламных материалах отсутствует существенная информация о месте проведения лабораторных испытаний приборов учета ООО «МЕТЕР» (в г. Санкт-Петербурге), в частности, гражданину, решившему воспользоваться услугами, предлагаемыми в рекламных листовках ИП <> для поверки средства измерения, необходимо будет его снять (демонтировать) и отправить из г. Хабаровска или из г. Петропавловска-Камчатского в г. Санкт-Петербург в лабораторию ООО «МЕТЕР». После поверки в г. Санкт-Петербурге данный прибор учета будет возвращен в соответствующие населенные пункты конечному заказчику услуги и монтирован на место.
Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формирует у потребителей рекламы неверное мнение по поводу организации, производящей поверку счетчиков воды и их установку, а также срочности и необходимости такой поверки, работ по установке только у Городского Центра Обслуживания ЖКХ, а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП <> и ООО «МЕТЕР») и условиях проведения поверки искажает смысл информации, может вводить в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.
С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП <> является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем вышеуказанной информации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу №03-02/16-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель:
- заявитель 1 (г. Петропавловск-Камчатский, 683000);
- заявитель 2 (г. Хабаровск, Хабаровский край, 680013);
лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП <>;
3. Назначить дело № 03-02/16-2017 к рассмотрению на 13 апреля 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.
4. ИП <> до 03 апреля 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):
- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;
- копии договоров (иных документов), заключенных с третьими лицами на оказание услуг по распространению на территории г. Петропавловск-Камчатский сведений информационного характера в виде информационных уведомлений об установке индивидуальных приборов учета воды с указанием наименования «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» и номера телефона 8-914-785-21-85, либо указание на то, что их распространение осуществлялось собственными силами;
- сведения об оказании ИП <> услуг по установке индивидуальных приборов учета воды на территории г. Петропавловск-Камчатский в 2016 году;
- копии договоров, заключенных с гражданами на оказание услуг по установке (замене) приборов учета за 2016 год на территории г. Петропавловска-Камчатский;
- правовое обоснование указания на извещениях/информационных уведомлениях наименования «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» с приложением подтверждающих документов;
- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.
Явка ИП <> для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность.
Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).