Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/16-2017 по признакам... от 24 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <...>.– заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения на территории г. Петропавловск-Камчатский и г. Хабаровска листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки, а также о необходимости оборудования квартир приборами учета воды, содержащих признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России из Камчатского и Хабаровского УФАС России поступили обращения: заявитель 1 от 14.11.2016 (вх. от 18.01.2017 №248) и заявитель 2 от 29.11.2016, (вх. от 28.12.2016 №5808) о распространении листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки, а также о необходимости оборудования квартир приборами учета воды. Заявители считают, что правомерность действий организации, называющей себя «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» и предлагающей свои услуги в навязчивой форме, вызывают сомнения, вводят потребителей в заблуждение.

К заявлениям приложены идентичные листовки (за исключением, даты информационного уведомления и номера телефона (914-785-21-85)), выполненные следующим образом: левое поле имеет надпись ИЗВЕЩЕНИЕ, рядом размещена стрелка вниз; вверху правового поля помещена информация об организации «Единый Городской центр Обслуживания ЖКХ» под ней номер телефона: 20-04-90, правее от указанной информации размещена имитация штрих-кода с надписью Повторное уведомление №387748-75-549 от 28.11.2016 и стрелка вниз. Текст извещения начинается с обращения «Уважаемый абонент!», далее по тексту: «Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме.

Работы по поверке будут проводиться с 28 ноября по 28 декабря 2016 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 20-04-90

Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а так же в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 20-04-90».

Следует отметить, что к заявлению <заявителя 1> также были приложены две идентичные листовки отличающиеся: номером и датой повторного уведомления (№387748-75-547 от 14.11.2016) и периодом коллективной установки приборов учета   (14 ноября  по 14 декабря 2016 года), следующего содержания: «ИЗВЕЩЕНИЕ ▼ Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ, Телефон: 8-914-785-21-85, Повторное уведомление №387748-75-548 от 21.11.2016 Уважаемый абонент!

Доводим до Вашего сведения, что на основании Федерального Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Вам необходимо установить и ввести в эксплуатацию квартирные приборы учета воды.

Согласно готовящимся изменениям в Постановления Правительства Российской Федерации №354 и №306, с 1 января 2017 года норматив для тех, кто не установил приборы учета воды в своих квартирах, должен вырасти в 3 раза. Таким образом, чтобы каждый месяц не платить за услуги водоснабжения в 3 раза больше. Вам необходимо оборудовать квартиру приборами учета воды.

С 21 ноября по 21 декабря в ВАШЕМ доме проходит коллективная установка приборов учета воды.

Для согласования даты и времени монтажа приборов учета свяжитесь с Единым Городским Центром Обслуживания ЖКХ по телефону: 8-914-785-21-85»

При этом все вышеприведенные листовки оформлены с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении уведомлений жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к собственникам.

Согласно документам, полученным в ходе проводимых расследований по указанным заявлениям, установлено, что номера телефонов 20-04-90 (г. Хабаровск) и 8-914-785-21-85 (г. Петропавловск–Камчатский) ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ПАО «МТС») выделило ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ» (ИНН 1001313209; ОГРНИП 1161001059130 зарегстр. 04.08.2016; юр.адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д.64а, офис 503). Последнее в свою очередь, исполняет обязательства на обработку входящих вызовов, в рамках договора на оказание услуг call-центра от 01.09.2016 №144-3/2016, заключенного с индивидуальным предпринимателем <>.

Установлено, что ИП <> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.12.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску. Предметом деятельности ИП <> является производство санитарно-технических работ (Код ОКВЭД 45.33).

Необходимо отметить, что Карельское УФАС России в письме от 27.02.2017 №03-01/174/689 сообщило <заявителю 2> об отказе в возбуждении дела, поскольку на момент направления данного ответа Карельское УФАС России не располагало достоверными доказательствами, подтверждающими факт изготовления и распространения в г. Хабаровске информационных уведомлений ИП <>.

За пределами срока рассмотрения заявления <заявителя 2.> в адрес Карельского УФАС России поступило письмо ИП <> (подписанное представителем по доверенности) от 03.03.2017 №23 (вх. от 06.03.2017 №1098), из которого следует, что указанные в запросе информационные уведомления изготавливал и распространял собственными силами. Кроме того, ИП <> пояснил, что, предлагая в листовках оказать услуги по поверке приборов учета воды, действительно у него отсутствовала аккредитация на совершение поверочных действий. Однако, ИП <> представил договор от 04.01.2016 №8/2016 п (пролонгированный), заключенный с ООО «МЕТЕР», согласно которому ИП <>., выступая в качестве заказчика поручает ООО «МЕТЕР» выполнять работы по периодические поверки средств измерений, перечисленных в Приложении №1 к договору. Из договора следует, что ООО «МЕТЕР» имеет аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений от 24.05.2013 №РОСС RU.001.310159, действующий до 24.05.2018. При этом индивидуальный предприниматель отмечает, что заказы на поверку приборов учета воды в его адрес не поступали, соответственно в ООО «МЕТЕР» заказы на оказание данных услуг не передавались.

Аналогичный ответ от ИП <>. с письмом от 03.03.2017№24 (вх. от 06.03.2017 №1099) поступил в Управление на запрос от 17.02.2017 №03-01/02/602 по вопросу распространения листовок в г. Петропавловск-Камчатский.

Исследовав материалы проверки, прихожу к следующему.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.06.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г. Петропавловск-Камчатский и г. Хабаровска;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращение внимания на услуги по поверке приборов учета воды и услуги по их установке, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемые рекламные листовки содержат информацию: «… обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки…», «с…. в Вашем доме проходит коллективная установка приборов учета воды», «… работы по поверке будут производиться с … по …», «….Вам необходимо оборудовать квартиру приборами учета воды.», «… Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала)….», «Для согласования даты и времени монтажа приборов учета свяжитесь с Единым Городским Центром Обслуживания ЖКХ по телефону…».

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова содержит несколько смысловых значений слова «коллективный»: 1. Свойственный коллективу. 2. Общий, совместный, производимый коллективом. 3. Предназначенный для коллектива.

Таким образом, использованные в листовке сочетания слов, а именно: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ», «коллективная поверка приборов учета воды», «коллективная установка приборов учета воды», «Вам необходимо»; графическое исполнение листовки, сходное с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении службой города г. Хабаровска и г. Петропавловск-Камчатский коллективного (предназначенного для всех) мероприятия по поверке счетчиков воды и /или их установке, носящее обязательный характер.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов 20-04-90 (г. Хабаровск) и 8-914-785-21-85 (г. Петропавловск-Камчатский), может воспользоваться услугами по поверке приборов учета воды и/или по их установке, которые оказывает «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ».

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 №29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

На территории г. Хабаровска и г. Петропавловск-Камчатский организация с фирменным наименованием «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» не зарегистрирована, в среде потребителей не может позиционироваться с ИП <>, поскольку распространяемые листовки не содержат соответствующего указания. При этом как установлено, услугу по поверке приборов учета воды по договору с ИП <> оказывает ООО «МЕТЕР», о чем информация в рекламных листовках также отсутствует.

Следует отметить, что в рекламных материалах отсутствует существенная информация о   месте проведения лабораторных испытаний приборов   учета ООО «МЕТЕР» (в г. Санкт-Петербурге), в частности, гражданину, решившему воспользоваться услугами, предлагаемыми в рекламных листовках ИП <> для поверки средства измерения, необходимо будет его снять (демонтировать) и отправить из г. Хабаровска или из г. Петропавловска-Камчатского в г. Санкт-Петербург в лабораторию ООО «МЕТЕР». После поверки в г. Санкт-Петербурге данный прибор учета будет возвращен в соответствующие населенные пункты конечному заказчику услуги и монтирован на место.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формирует у потребителей рекламы неверное мнение по поводу организации, производящей поверку счетчиков воды и их установку, а также срочности и необходимости такой поверки, работ по установке только у Городского Центра Обслуживания ЖКХ, а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП <> и ООО «МЕТЕР») и условиях проведения поверки искажает смысл информации,  может вводить в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП <> является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем вышеуказанной информации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу №03-02/16-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель:

- заявитель 1 (г. Петропавловск-Камчатский, 683000);

- заявитель 2 (г. Хабаровск, Хабаровский край, 680013);

лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ИП <>;

3. Назначить дело № 03-02/16-2017 к рассмотрению на 13 апреля 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ИП <> до 03 апреля 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- копии договоров (иных документов), заключенных с третьими лицами на оказание услуг по распространению на территории г. Петропавловск-Камчатский сведений информационного характера в виде информационных уведомлений об установке индивидуальных приборов учета воды с указанием наименования «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» и номера телефона 8-914-785-21-85, либо указание на то, что их распространение осуществлялось собственными силами;

- сведения об оказании ИП <> услуг по установке индивидуальных приборов учета воды на территории г. Петропавловск-Камчатский в 2016 году;

- копии договоров, заключенных с гражданами на оказание услуг по установке (замене) приборов учета за 2016 год на территории г. Петропавловска-Камчатский;

- правовое обоснование указания на извещениях/информационных уведомлениях наименования «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» с приложением подтверждающих документов;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Явка ИП <> для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны