Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-02/17-2015 от 8 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП»

 

пр.Ленина 8, г.Петрозаводск, 185000

ул.Белинского, 7В, г.Петрозаводск, 185000

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/17-2015

 

26 июня 2015 года                                                                                     г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Пряхин А.Б. – руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

рассмотрев дело №03-02/17-2015, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» (ОГРН 1131001005123, ИНН/КПП 1001269180/100101001, юридический адрес: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.8; далее – ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП», Общество, ответчик) по признакам нарушения пункта 6 части 1, пункта 8 части 2, части 3 статьи 21, пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон), в отсутствие заявителей, в присутствии законного представителя ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» - директора (…),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступила коллективная жалоба жильцов дома «…» о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно в социальной сети «Вконтакте» по адресу https://vk.com/bo4ka_bar_ptz.

Как указывают заявители, алкогольная продукция, реализуемая в ночном пивном баре «Бочонок», активно рекламируется в социальной сети «Вконтакте», в частности пропагандируются крепкие напитки, приглашаются посетители, в том числе в ночное время.

При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы по адресу: https://vk.com/bo4ka_bar_ptz, указанному в заявлении, а также сопутствующих ей интернет-страниц по адресам: https://vk.com/bar_bochonok, http://vk.com/barbochonok, переход на которые осуществлен по гиперссылкам, расположенным на указанной в заявлении интернет-странице. Результаты проведенного осмотра зафиксированы в акте осмотра от 21.04.2015.

Так, например, в группе «Бары «Бочка», находящейся по адресу: https://vk.com/bo4ka_bar_ptz, зафиксировано размещение следующей информации:

[1] 19.03.2015 в 14:08 - «Только в барах бочка супер акция!!! Разливное пиво от 100р. за литр пива» с графическим изображением логотипа бара «Бочка»;

[2] 07.03.2015 в 21:14 - графическое изображение бутылки виски «Jack Daniel's Tennessee Whiskey» с надписью «Буходной» и комментарием группы «Бары «Бочка» следующего содержания: «Еще не решил что делать? В Баре бочка тебе и твоей компании всегда рады»;

[3] 22.02.2015 в 20:01 -  «Мы продолжаем веселиться! Вы с нами?) Мы ждем Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением пивного бокала с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом;

[4] 21.02.2015 в 19:00 - «Сегодня суббота, а впереди еще два дня праздничных выходных! Давай к нам! Мы ждем Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением пивной кружки с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом;

[5] 20.02.2015 в 15:28 - «С пятницей, друзья! Мы ждем Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением рекламного плаката 1959 года «Фруктовый квас» (авт. Лапаев С.), представляющий из себя изображение пожилого мужчины, держащего в руке кружку с напитком, и измененного с помощью графических редакторов путем добавления мягкого знака к слову «квас», удаления элементов, относящих данный плакат к фруктовому квасу, реализуемому в СССР. Квась – глагол повелительного наклонения, образованный от инфинитива «квасить», имеющего в современном русском языке том числе значение «потреблять спиртное в большом количестве»;

[6] 19.02.2015 в 18:32 - «Вечер четверга – самое время расслабиться в приятной атмосфере наших уютных баров! Свежее холодное разливное по самым низким ценам! Мы ждем Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением пивной кружки и пивного бокала с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом;

[7] 13.02.2015 в 13:31 - «Сегодня пятница 13-е! Устрашающе низкие цены и чертовски страшное веселье ждут Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением рук, держащих пивные кружки с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом, и надписью на английском языке «beer – connecting people», что в переводе на русский язык означает «пиво – объединяя людей»;

[8] 12.02.2015 в 15:24 - «Четверг – это маленькая пятница! Ждем Вас отведать свежего разливного, закуски к нему и приятную компанию в уютном месте! Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением трех пивных бокалов с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом;

[9] 07.02.2015 в 20:20 - «Напоминаем, что сегодня суббота, и мы ждем Вас в наших барах! Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением двух мужчин, распивающих напитки из винных бокалов огромного размера;

[10] 06.02.2015 в 15:16 - «Подходит к концу рабочая неделя, а в «Бочке» есть все, чтобы расслабиться и забыть обо всех проблемах! Бери друзей и приходи к нам! Мы ждем Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением пивной кружки с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом, а также кружки, наполненной жареными фисташками – традиционной закуской, подаваемой к пиву;

[11] 31.01.2015 в 19:09 - «Вечер уже наступил и не хватает только тебя и твоих друзей! Заходите, будет весело. Мы ждем Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением двух мультипликационных персонажей, предположительно крыс, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и держащих в лапах бутылки с алкогольной продукцией и надписи «Суббота! Гуляем!»;

[12] 31.01.2015 в 16:03 - «Это была убойная пятница, но мы продолжаем отмечать выходные! Мы ждем Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением агитационного плаката 1954 года «Нет!» (авт. Говорков В.) с изображением человека, отказывающегося от потребления алкогольной продукции характерным жестом рукой, измененный с помощью графических редакторов путем замены слова «Нет!» на «Да!» и несущий буквально противоположный смысл;

[13] 24.01.2015 в 19:36 - «День студента в «Бочке» - это не только весело, но и выгодно! Наши цены всегда радуют! Мы ждем Вас сегодня в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением двух мультипликационных персонажей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, один из которых держит в лапах пивной бокал с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом;

[14] 24.01.2015 в 15:19 - «Друзья, приводите себя в чувство перед еще одной бессонной выходной ночью. Мы ждем Вас в наших барах: Ленина 8, Древлянка 18 и Белинского 7в!» с изображением мужчины, прислонившего к лицу пивной бокал с пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом;

[15] 23.01.2015 в 14:06 - «- Ну что, сегодня бухаем? – А какой повод? – В смысле повод? Пятница!» с изображением девушки, держащей в руках пивную кружку с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом;

[16] 21.01.2015 в 17:06 - «На Белинского в «Бочонке» акция! 25% скидка на Медовуху и Lowenbrau темное. Спешите! Количество ограничено» с изображением логотипа трактира «Бочка» и пивного оборудования, используемого для дозирования разливного пива различных марок.

По результатам рассмотрения заявления, определением от 22.04.2015 «О возбуждении дела №03-02/17-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 21.05.2015. К участию в рассмотрении дела указанным определением привлечено ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» (лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе), ООО «В Контакте» (заинтересованное лицо).

В силу пункта 5 названного определения ООО «В Контакте» в срок до 14.05.2015 надлежало представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений. Вместе с тем на момент рассмотрения дела запрашиваемые документы и сведения представлены не были.

В целях всестороннего, объективного рассмотрения дела определением от 21.05.2015 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/17-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» рассмотрение дела было отложено, срок рассмотрения продлен, назначена новая дата рассмотрения – 16.06.2015.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

На заседании комиссии законный представитель ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» (…) пояснил, что группы «Бочка» в социальной сети «Вконтакте» не создавались сотрудниками Общества, велись постоянными посетителями и гостями баров, он, в свою очередь, имея права администратора группы «Бары «Бочка», находящейся по адресу: https://vk.com/bo4ka_bar_ptz, размещал некоторые объявления в указанной группе, мог приводить размещаемую на странице информацию в соответствие с законом, однако, не придал этому должного значения. В настоящее время вся информация, которая может быть воспринята как реклама алкогольной продукции, удалена с сайта.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная на интернет-странице https://vk.com/bo4ka_bar_ptz информация содержит все признаки рекламы:

- распространена посредством размещения её в сети «Интернет»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: социальным барам «Бочка», кафе-бару «Бочонок», формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, а также призвана сформировать у потребителей рекламы представление о том, что в случае возникновения у них потребности в приобретении алкогольных напитков, приобрести их возможно именно в социальных барах «Бочка», кафе-баре «Бочонок», таким образом, это способствует реализации алкогольной продукции в данных заведениях.

Согласно части 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе алкогольной продукции.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы определенных объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом создание образов может происходить, в том числе посредством визуального восприятия.

Визуальным использованием образов людей и животных является изображение живых существ (включая вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов способами графики, живописи, анимации, фотографии и другими.

В рассматриваемой рекламе (объявления №5, 7, 9, 11-15) содержатся фотографии людей, персонажей мультипликационных фильмов, что запрещено пунктом 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, рассматриваемая реклама распространена в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается, в том числе демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В соответствии с письмом ФАС России от 09.08.2006 №АК/13075, под демонстрацией процесса потребления пива следует понимать совершение таких действий, которые непосредственно направлены на фактическое употребление пива, при этом это может быть выражено как одним действием, так и цепью логически следующих действий, направленных на фактическое потребление пива.

В данном случае усматривается, что процесс потребления алкогольной продукции демонстрируется посредством наличия в рассматриваемой рекламе фотографий людей, персонажей мультипликационных фильмов, держащих в руках бокалы с алкогольной продукцией или перед которыми на столах стоят наполненные бокалы с алкогольной продукцией, что влечёт их дальнейшее употребление.

Следовательно, рассматриваемая реклама (объявление №5, 7, 9, 11-15) размещена в нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В нарушение указанной нормы реклама алкогольной продукции размещена на страницах социальной сети «ВКонтакте» по адресу https://vk.com/bo4ka_bar_ptz, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В нарушение части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» указанная реклама алкогольной продукции не сопровождается  предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе»

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании документов, представленных на запросы Карельского УФАС России, установлено следующее.

ООО «В Контакте» (далее – ВКонтакте) является владельцем сайта Социальной сети ВКонтакте, адрес в Интернет http://vk.com (далее – Сайт), предназначенного для общения пользователей, поддержания связи со старыми и новыми друзьями (социальная сеть).

Условия использования Сайта, а также права и обязанности Пользователей и Администрации Сайта определяются Правилами пользования сайтом ВКонтакте (далее – Правила), находятся для всеобщего доступа на Сайте по адресу: http://vk.com/terms.

ВКонтакте предоставляет техническую возможность для общения Пользователей и обмена информацией с соблюдением требований законодательства РФ и Правил пользования сайтом ВКонтакте (https://vk.com/terms), самостоятельно не инициирует размещение информации на Сайте, не выбирает получателей информации, не участвует в формировании содержания страниц Сайта, в момент размещения информации Пользователями Сайта. Таким образом, ВКонтакте не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем в отношении информации, размещаемой на спорных страницах.

ВКонтакте сообщило, что администратором сообщества https://vk.com/bo4ka_bar_ptz является, в том числе пользователь персональной страницы «…», указавший при регистрации фамилию и имя (…), номер телефона «…», город Петрозаводск. Материалами дела подтверждается, что указанный абонентский номер телефона выделен  (…) – директору ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП».

Из имеющейся у Карельского УФАС России информации следует, что торговую деятельность по указанным на интернет-страницах адресам (ул.Ленина, д.8, ул.Древлянка, д.18, ул.Белинского, 7В в г.Петрозаводске Республики Карелия) осуществляет ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП».

Согласно информации ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» (ОГРН 1131001005123, ИНН/КПП 1001269180/100101001, юридический адрес: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.8) является деятельность баров (код 55.4). Также обществу выдана лицензия, предоставляющая право розничной торговли алкоголем на территории Петрозаводского городского округа (номер лицензии 10 АА №001532 10РПО 0000225).

Исходя из пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы  алкогольной продукции в сети Интернет по следующему адресу: https://vk.com/bo4ka_bar_ptz.

Комиссией установлено, что ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» имело возможность самостоятельно, с использованием предоставленного обществу оборудования  изменять, удалять, добавлять и определять содержание информации, размещенной на указанной странице в социальной сети «ВКонтакте».

Принадлежность страниц, находящихся по адресам: https://vk.com/bar_bochonok, http://vk.com/barbochonok в социальной сети «ВКонтакте», к ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» материалами дела не подтверждается.

Рассматривая вопрос о выдаче ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» предписания, комиссия Карельского УФАС России учитывает тот факт, что в настоящее время реклама алкогольной продукции с сайта удалена. Размещенная на странице фотография меню представляет собой справочно-информационные материалы, на которые в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный закон не распространяется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу алкогольной продукции, распространенную ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» в социальной сети «Вконтакте» по адресу https://vk.com/bo4ka_bar_ptz, ненадлежащей, как нарушившую требования пункта 6 части 1, пункта 8 части 2, части 3 статьи 21, пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения ФЗ «О рекламе» ООО «РКС РИТЕЙЛ ГРУПП» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 А.Б. Пряхин

 

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

 

        

Связанные организации

Связанные организации не указаны