Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/18-2018 от 14 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

*** – руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

***. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

*** – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

рассмотрев дело №03-02/18-2018, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Комплексный расчетный центр города Петрозаводска» (далее – ООО «КРЦ», общество) (ОГРН 1071001007660, ИНН 1001190250, юридический адрес: ул.Варламова, дом 9, г.Петрозаводск) по факту распространения информации рекламного характера на квитанции по оплате жилищных и коммунальных услуг за ноябрь 2017 года с признаками нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя ООО «КРЦ» - ***., в отсутствие заявителя ***, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступила жалоба ***. на рекламу, распространяемую на квитанциях по оплате жилищных и коммунальных услуг, предъявляемых ежемесячно ООО «КРЦ».

            К заявлению приложена копия квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг, выставленная заявителю для оплаты услуг, оказанных в ноябре 2017 года.

            На обратной стороне квитанции размещена информация следующего содержания:

            «Профессиональные сантехнические услуги. замена/установка счетчиков на воду, монтаж сантехнического оборудования, монтаж системы водоснабжения, канализации и отопления.СанТехСервис.Кооперативная, 8 офис 3, с 9.00-20.00 без выходных. 28-25-80, 63-85-80. Santekhservisptz.ru”;

            «Обелиск.памятники от 1500, портреты от 600 скидки до 30% заказ без предоплаты рассрочка после изготовления хранение бесплатно Ленина,37, вход с Красноармейской 32 63-02-33 8911-400-02-03 Время акции ограничено»;

            «Счетчики воды. установка-замена-пломбировка.звоните 577-100. Гарантируем постановку счетчиков на учет без вашего участия!ежедневно взаимодействуем с КРЦ, ТГК,УК и ТСЖ Петрозаводска!Работаем уже более 7 лет, выполняя до 80 заявок ежедневно! Выполняем другие сантехнические работы от замены смесителя до замены стояков!оставьте заявку 24\7. На сайте577100.ru».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

 

 

Применительно к положениям статьи 3 ФЗ «О рекламе» указанная информация, размещенная на квитанциях по оплате жилищных и коммунальных услуг, выставляемых ООО «КРЦ», является рекламой по следующим причинам:

-круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, так как квитанции распространяются в открытой форме, не в запечатанном конверте, адресованном конкретному лицу, соответственно доступны не только потребителю, но и работникам почты, членам семьи и другим работникам обслуживающих организаций;

-информация, размещенная на оборотной стороне квитанции, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования:  сантехническим услугам и услугам по изготовлению памятников.

Карельское УФАС России письмом от 21.02.2018 № 03-01/02/576 направило в адрес ООО «КРЦ» запрос о предоставлении следующих сведений (информации): пояснений по факту правомерности размещения рекламы на квитанции (с правовым обоснованием); о лице (организации), которое произвело размещение рекламы на квитанции; документов, являющихся основанием для размещения рекламы на квитанции (договоры, распоряжения и т.д.); согласия заявителя на получение рекламы на квитанции (запрос получен 26.02.2018). ООО «КРЦ» запрошенные сведения (информацию) не предоставило.

Определением от 09.04.2018 «О возбуждении дела № 03-02/18-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» у ООО «КРЦ» были повторно запрошены документы по настоящему делу (определение получено 17.04.2018).

ООО «КРЦ» письмом от 23.04.2018 (вх. от 03.05.2018 № 2070) предоставило пояснения, из которых следует, что информация рекламного характера, размещенная на оборотной стороне квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг изготовлена и размещена ИП *** В подтверждение своей позиции ООО «КРЦ» представлен договор на изготовление полиграфической продукции от 03.11.2017 № 07-02/13.

В соответствии с условиями договора ИП ***. по заданию ООО «КРЦ» изготавливает и передает обществу полиграфическую продукцию в виде листовок с размещенными на них материалами информационно-рекламного характера. Макеты рекламных материалов ИП ***. передает ООО «КРЦ». В последующем, ООО «КРЦ» на обороной стороне указанных листовок формирует квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг для направления их потребителям коммунальных услуг. Согласия ***. на получение рекламы на квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг общество не представило.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

На заседании комиссии представитель ООО «КРЦ» поддержал позицию, изложенную в отзыве. Представитель общества подтвердил, что между обществом и рекламодателями заключены договоры на оказание услуг по размещению рекламы на квитанциях на оплату  жилищных и коммунальных услуг. ИП ***.    передаются    готовые    макеты    материалов    информационно-

рекламного характера для печати на листовках, которые в последующем используются обществом для формирования квитанций на оплату жилищных и коммунальных услуг. Общество добросовестно полагало, что, размещая рекламу на оборотной стороне квитанций на оплату жилищных и коммунальных услуг, не нарушало закон. На данный момент договорные отношения между обществом и рекламодателями находятся в процессе расторжения (соответствующие доказательства не предоставлены).

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства.

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Таким образом, понятие законодательства Российской Федерации и гражданского законодательства, применительно к названной норме, предусматривает не только сам ФЗ «О рекламе», но и требования норм отраслей гражданского законодательства.

Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила), установлено, что в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Таким образом, пунктом 69 Правил установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в платежные документы, а включение в платежный документ иной, не предусмотренной указанным пунктом информации, (в том числе на оборотной стороне квитанции) допускается при условии наличия соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, который заключается между управляющей компанией и потребителями коммунальных услуг (собственниками помещений многоквартирного дома).

Следовательно, включение в платежные документы рекламы без заключения соответствующего договора является нарушением требований пункта 69 Правил и, как следствие, влечет нарушение требований части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

   В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из конкретных обстоятельств дела ООО «КРЦ» является рекламораспространителем указанной выше рекламы.

   Статья 38 ФЗ «О рекламе» устанавливает ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе. Ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не установлена. Таким образом, не представляется возможным привлечение лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, комиссия Карельского УФАС России считает необходимым выдать ООО «КРЦ» предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О рекламе».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

   1.Признать рекламу, распространенную на квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг ненадлежащей; действия ООО «КРЦ» (ОГРН 1071001007660, ИНН 1001190250)  нарушающими часть 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2.Выдать ООО «КРЦ» предписание о прекращении действий по  размещению и распространению рекламы на оборотной стороне квитанций по оплате жилищных и коммунальных услуг.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

***

-руководитель Управления, председатель комиссии;

***

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

***

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

 

на основании решения от 11.05.2018 по делу №03-02/18-2018 о признании ненадлежащей рекламы, размещаемой на квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку в ней нарушены требования  части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.ООО «КРЦ» в срок до 01.06.2018 прекратить нарушение требований части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», путем прекращения действий по размещению и распространению рекламы на оборотной стороне квитанций по оплате жилищных и коммунальных услуг.

2. В течение 5 дней со дня выполнения предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны