Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/22-2015 от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

НОУДО «Автошкола» «Пилот»

 

ул.Кирова, д.3, кв. 51, г.Петрозаводск, 185000

 

ул.Коммунальная, д.20, каб.7, г.Петрозаводск, 185000

 

<…>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/22-2015

 

12 августа 2015 года                                                                                 г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2015 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Бабкин К.Е. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член Комиссии;

. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член Комиссии.

рассмотрев дело №03-02/22-2015, возбужденное в отношении НОУДО «Автошкола «Пилот» (ОГРН 1111000001067, ИНН/КПП 1001990472/100101001, юридический адрес: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.3, кв.51; дата регистрации 09.11.2011; далее также - автошкола) по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон), в отсутствие заявителя, представителя НОУДО «Автошкола «Пилот», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, в присутствии <…> (слушатель),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление <…>. (вх. от 26.03.2015 №1497) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: <…> рекламы НОУДО «Автошкола «Пилот».

По мнению заявителя, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе в силу следующего:

  1. Предложение кредита не сопровождается наименованием или именем лица, оказывающего эти услуги;
  2. Информация о том, что 80% учеников автошколы сдают экзамен с первого раза недостоверна;
  3. Информация о том, что 90% учеников автошколы рекомендуют её своим друзьям не может быть подтверждена объективными методами, а значит она вводит потребителя в заблуждение;
  4. Информация о том, что автошкола по праву считается одной из лучших в городе также не может быть подтверждена объективно.

По результатам рассмотрения заявления, определением от 27.05.2015 «О возбуждении дела №03-02/22-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 15.06.2015.

До начала рассмотрения дела по существу от НОУДО «Автошкола «Пилот» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью присутствия директора НОУДО «Автошкола «Пилот» <…> на заседании комиссии по причине нахождения его в отпуске.

Рассмотрев указанное ходатайство, комиссия сочла его не подлежащим удовлетворению, поскольку на заседании комиссии присутствовали представители автошколы.

В ходе рассмотрения дела 03-02/22-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе после заслушивания позиции представителей ответчика по делу, Комиссия в целях всестороннего, объективного рассмотрения дела определением от 15.06.2015 продлила срок рассмотрения дела, назначила новую дату рассмотрения – 30.07.2015.

14.07.2015 в адрес Карельского УФАС России поступили письменные пояснения от НОУДО «Автошкола «Пилот» (вх. №3656) из которых следует, что утверждение « экзамен » было основано на статистике по сдаче внутреннего экзамена автошколы, т.к. задачей автошколы является формирование у обучающихся системы знаний о безопасности дорожного движения, приемах оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, приемах безопасного управления транспортным средством, об устройстве транспортного средства и т.д. и на основании внутреннего экзамена выдать свидетельства об окончании автошколы.

Кроме того, НОУДО «Автошкола «Пилот» сообщило, что причиной, по которой автошкола не указала организацию, предоставляющую кредит, было то, что на момент разработки рекламы (сентябрь 2014 года) осуществлялся поиск кредитной организации. Договор на оказание услуг по кредитованию был заключен по истечению некоторого времени - 12.01.2015, однако, соответствующая информация в рекламе отражена не была.

В обоснование утверждения « учеников нашу автошколу своим знакомым» НОУДО «Автошкола «Пилот» были представлены данные анкетирования кандидатов в водители за период с 01.01.2014 по 01.08.2014, из которых следует, что 87% кандидатов в водители на вопрос: «Откуда Вам стало известно о нашей автошколе?» ответили «От друзей/знакомых».

Кроме всего прочего, НОУДО «Автошкола «Пилот» сообщило, что утверждение «Автошкола по праву считается одной из лучших в городе» основано на НОУДО Автошкола «Пилот».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ «О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

НОУДО «Автошкола «Пилот» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску за основным государственным регистрационном номером 1111000001067. Основным видом деятельности НОУДО «Автошкола «Пилот» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001 КДЕС. Ред. 1) является обучение водителей автотранспортных средств (80.41.1).

Сведения о принадлежности НОУДО «Автошкола «Пилот» к размещаемой на сайте <…> информации содержится на главной странице сайта. Размещаемая информация также соответствует основному виду деятельности Общества.

Согласно представленным договорам на разработку сайта от 18.09.2014 №10, на сопровождение (поддержку) информационного ресурса от 09.10.2014 №6-ПП-2014, заключенным между ООО «Плейс-старт» и НОУДО «Автошкола «Пилот», последнее при помощи услуг ООО «Плейс-старт» осуществляет наполнение данного сайта информацией.

При таких обстоятельствах НОУДО «Автошкола «Пилот» в понимании пунктов 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламодателем и рекламораспространителем размещенной на вышеуказанном сайте информации.

Статьей 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Из материалов проверки следует, что на сайте НОУДО «Автошкола «Пилот» в сети «Интернет» по адресу: <…> размещена информация следующего содержания: «Наши преимущества: 80% сдают экзамен с первого раза; 90% учеников рекомендуют нашу автошколу своим знакомым; предлагаем обучение в кредит и в рассрочку; наша автошкола в Петрозаводске по праву считается одной из лучших в городе».

Рассматриваемая информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя этой информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – услуги по обучению водителей автотранспортных средств (в том числе в кредит), призвана формировать и поддерживать интерес к НОУДО «Автошкола «Пилот», способствует формированию или поддержанию интереса к услугам НОУДО «Автошкола «Пилот» и продвижению их на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Как установлено из материалов дела, утверждение «80% сдают экзамен с первого раза», содержащееся в рекламе, основано на статистике по сдаче внутреннего экзамена НОУДО «Автошкола «Пилот».

Комиссия отмечает, что антимонопольный орган, при рассмотрении материалов дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, должен исходить из того, как та, или иная реклама воспринимается и понимается непосредственно потребителем, а не из того, что подразумевал в рекламе рекламодатель.

Традиционными показателями, на основе которых составляются рейтинги автошкол, являются: количество обучающихся, процент сдачи экзамена по вождению с первого раза в ГИБДД, а также количество ДТП, совершенных выпускниками данных автошкол.

Таким образом, Комиссия считает, что под преимуществом автошколы в контексте рассматриваемой рекламы следует понимать именно долю учеников, проходивших в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение по программам профессионального обучения водителей транспортных средств и сдавших экзамен (теоретический экзамен, экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения) с первого раза в ГИБДД, по отношению к общему количеству обучавшихся в автошколе.

Согласно информации МРЭО ГИБДД МВД по Республике Карелия доля учеников, сдавших экзамен в ГИБДД с первого раза, по отношению к общему количеству обучавшихся в НОУДО Автошкола «Пилот» за период с августа 2013 года по апрель 2015 года составляет 15%.

Утверждение о том, что 90% учеников рекомендуют НОУДО Автошкола «Пилот» своим знакомым также не нашло своего подтверждения. Комиссия отмечает, что представленные данные анкетирования о том, что 87% обучавшихся в НОУДО Автошкола «Пилот» узнали об автошколе от друзей знакомых, не свидетельствуют, что 90% учеников автошколы рекомендуют её своим друзьям.

Комиссия считает, что использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, считается недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Комиссией установлено, что использованное в рекламе утверждение «Наша автошкола в Петрозаводске по праву считается одной из лучших в городе» указывает на преимущество НОУДО Автошкола «Пилот» перед иными автошколами, поскольку подразумевает, что рекламируемый объект является лучшим из числа однородных, обладая более высокими достоинствами и преимуществами перед ними. При этом критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение отсутствует.

Таким образом, содержащаяся в рекламе информация не отвечает критериям достоверности, не формирует у потребителя верного, истинного представления об услугах НОУДО Автошкола «Пилот», её качествах, потребительских свойствах.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об услуге НОУДО «Автошкола «Пилот» по обучению водителей автотранспортных средств, а также о преимуществах услуги НОУДО «Автошкола «Пилот» по обучению водителей автотранспортных средств перед услугами иных автошкол г.Петрозаводска, что свидетельствует о нарушении пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, данная реклама призвана формировать и поддерживать интерес к различным преимуществам рекламируемой услуги, в том числе и сведениям о возможности обучения в кредит.

Согласно пояснениям НОУДО «Автошкола «Пилот» автошкола лицензии на оказание финансовых услуг не имеет и, не являясь кредитной организацией, кредитов не выдает. Кредит выдает банк, с которым заключен соответствующий договор. Целью использования слова «кредит» в указанной рекламе является информирование неопределенного круга лиц о расширенном спектре предоставляемых хозяйствующим субъектом услуг и возможностей. Это направлено, с одной стороны, на увеличение интереса к основному объекту рекламирования, с другой стороны, для  финансовой организации, с которой заключен договор о взаимном сотрудничестве с рекламодателем – на увеличение количества клиентов, пользователей предоставляемого ею финансового продукта - услуги по кредитованию.

Как следует из части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, указание в рекламе НОУДО «Автошкола «Пилот» на возможность обучения в кредит является рекламой финансовой услуги, и такая реклама должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

В свою очередь, в рассматриваемой рекламе не указано наименование лица, оказывающего финансовые услуги по кредитованию, что говорит о нарушении части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» – рекламодатель и рекламораспространитель.

Рассматривая вопрос о выдаче НОУДО «Автошкола «Пилот» предписания, комиссия Карельского УФАС России учитывает тот факт, что в настоящее время ненадлежащая реклама с сайта удалена.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу «Наши преимущества: 80% сдают экзамен с первого раза; 90% учеников рекомендуют нашу автошколу своим знакомым; предлагаем обучение в кредит и в рассрочку; наша автошкола в Петрозаводске по праву считается одной из лучших в городе», размещенную на сайте НОУДО «Автошкола «Пилот» в сети «Интернет» по адресу: <…>, ненадлежащей, как нарушившую требования пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения ФЗ «О рекламе» НОУДО «Автошкола «Пилот» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                  К.Е.Бабкин

 

 

                                                                  

 

 

      

Связанные организации

Связанные организации не указаны