Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/22-2018 от 28 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Энергосервис»

юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3

 г. Петрозаводск, 185030

 

Заявитель 1

 

Заявитель 2

 

Заявитель 3

 

ООО «Мастер Ремонт»

ул. Фролова, д. 11, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185000

masterremont_ptz@mail.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/22-2018

 

10 августа 2018 года                                                                                         г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2018 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Бабкин К.Е. – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии,

Грущакова Г.А. –начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

Суслова Е.П. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

рассмотрев дело №03-02/22-2018, возбужденное в отношении ООО «Энергосервис» (ИНН 1001303031; ОГРН 1151001014394; юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3, г. Петрозаводск, 185030) по факту распространения на территории г.Петрозаводска рекламных листовок с информацией о необходимости замены автоматических выключателей, установленных в электрощитовых многоквартирных домов с признаками нарушения пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в отсутствие заявителей, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела, в присутствии представителей ООО «Энергосервис»  <> (доверенность от 15.06.2018)  и <> (доверенность от 31.07.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило обращение <> (вх. от 12.03.2018 №1177) о получении заявителем листовки с информацией о необходимости замены автоматических выключателей, установленных в электрощитовой многоквартирного дома по адресу: ул. Ровио, 19, <> г. Петрозаводска, в связи с их несоответствием требованиям законодательства. Заявитель сомневается в правомерности действий организации ООО «Энергосервис», предлагающей свои услуги в навязчивой форме, полагает, что такими действиями, вводятся в заблуждение потребители.

К заявлению приложена листовка, выполненная следующим образом:

По мнению заявителя, данная реклама является недобросовестной.

Установлено, что ООО «Энергосервис» зарегистрировано 20.11.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску. Предметом деятельности Общества является производство электромонтажных работ (код ОКВЭД 43.21).

ООО «Энергосервис» в ответ на запрос Карельского УФАС России от 19.03.2018 №03-01/62/967 в письме (вх. от 26.03.2018 №1409) сообщило, что указанные в запросе листовки изготовлены ООО «Петрозаводская бланочная типография» по договору от 01.10.2017, заключенному между Обществом и типографией.  Распространялись листовки собственными силами.

Кроме того, Общество в письме сообщило, что рассматриваемого вида листовки распространяются с начала 2018 года в многоквартирных домах по другим адресам г. Петрозаводска (ул. Ровио 6, 12, 19, 38, 17, 40; пул. Фролова 14; ул. Сортавальская 5, 6, 6а, 8; пр. Карельский 18, 14; пр. Комсомольский 27,29,31, ул. Древлянка 9, 11,1, 5, 7, 17, 21, 22/1, 24 и т.д.). При этом адреса, по которым необходимо распространить листовку, определялись после визуального осмотра электрощитовых в многоквартирных домах.

При этом ООО «Энергосервис», отвечая на запрос Управления сообщило, что, распространяя вышеуказанные листовки не заключало договор с ООО «Мастер Ремонт» (управляющая компания дома №19 по ул. Ровио, г. Петрозаводска) на рассылку вышеуказанных уведомлений или на осуществление работ по замене автоматических выключателей, в том числе по обозначенному адресу.

Директор ООО «Энергосервис» также пояснил, что при указании в листовке информации о несоответствии автоматических выключателей электрической энергии, установленных, в том числе у заявителя, руководствовался пунктом 4 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») и пунктами 7.1.64 и 7.1.65 Правил устройства электроустановок (утв. Минтопэнерго России 06.10.1999, ред. от 20.12.2017, далее - ПУЭ).

Так, при визуальном осмотре электрощитовой в доме №19 и, в частности, в которой установлен прибор учета электрической энергии заявителя, были выявлены следующие нарушения: на электропроводах подходящих к автоматическим выключателям имеются признаки оплавления, перемычка, соединяющая автоматы не заизолирована (оголенный алюминиевый провод), перед электросчетчиком не установлен коммутационный аппарат (пакетный выключатель, либо двухполюсный вводной автомат и т.д.), что свидетельствует о нарушении п. 7.1.64 ПУЭ.

Кроме того, директор ООО «Энергосервис» отметил, что текст вышеуказанной листовки был изменен и с 02.03.2018 обществом распространяются листовки следующего вида и содержания:

 

Таким образом, содержание первоначальной листовки обществом дополнено ссылкой на пункт 4 статьи 82 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также фразы «…подлежат обязательной замене» и «… необходимо обратиться…» заменены на «… подлежат замене» и «…Вы можете обратится…».

ООО «Мастер-Ремонт», отвечая на запрос Карельского УФАС России от 19.03.2018 №03-01/62/968, в письме от 26.03.2018 №264 (вх. от 26.03.2018 №1419) также сообщило об отсутствии договорных отношений между Обществом и ООО «Энергосервис».

При этом, управляющая компания пояснила, что не обладает информацией о необходимости замены автоматических выключателей электроэнергии, установленных в электрощитовой. При этом в электрощитовых при вводе в дом №19 по ул. Ровио г.Петрозаводска установлены однополюсные автоматы на коммунальное освещение, которые находятся в исправном состоянии и согласно технических паспортов указанные автоматы подлежат замене в случае их неисправности.

 

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 (далее – Правила) определением от 12.04.2018 «О возбуждении дела №03-02/22-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 11 часов 30 минут 11.05.2018. В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, к участию в рассмотрении дела привлечено ООО «Энергосервис».

В письме от 08.05.2018 (вх. от 10.05.2018 №2200) директор ООО «Энергосервис» заявил о необходимости назначения в рамках настоящего дела проведения экспертизы с целью получения ответов на следующие вопросы, которые по мнению ООО «Энергосервис», являются значимыми для рассматриваемого дела:

- соответствуют ли автоматические выключатели, установленные в электрощитовой по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ровио, 19, <>, нормам и правилам;

- в случае несоответствия указанных автоматических выключателей установленным нормам и правилам, подлежат ли они обязательной замене.

В связи с вышеуказанным директор ООО «Энергосервис» в письме от 10.05.2018 (вх. №2202) ходатайствовал о переносе рассмотрения дела №03-02/22-2018 до даты проведения соответствующей экспертизы.

Комиссия, рассмотрев заявление и ходатайство ООО «Энергосервис» отметила следующее.

Дело №03-02/22-2018 возбуждено в отношении ООО «Энергосервис» по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Кроме того, информация о соответствии/несоответствии каким-либо нормам и правилам автоматических выключателей, установленных в электрощитовой в многоквартирных домах г. Петрозаводска, в том числе по адресу заявителя не является значимой и основополагающей в рамках рассмотрения настоящего дела и соответственно не является основным объектом оценки комиссии на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, комиссия не нашла оснований для необходимости проведения экспертизы, указанной ООО «Энергосервис» в заявлении. При этом комиссия посчитала необходимым удовлетворить ходатайство общества об отложении рассмотрения дела на иную дату, обратив внимание ООО «Энергосервис» на то, что в силу пункта 25 Правил стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе представлять доказательства по делу, в том числе заключения экспертов.

На основании указанного, в соответствии с пунктами 27, 34 Правил определением от 11.05.2018 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/22-2018 и продлении срока его рассмотрения» срок рассмотрения дела был продлен до 12.07.2018, дело назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 27.06.2018.

В письме от 13.06.2018 (вх. от 18.06.2018 №2849) ООО «Энергосервис» указало, что общество не согласно с вменяемым ему нарушением пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» поскольку действия ООО «Энергосервис» по распространению рассматриваемой листовки не отвечают условиям, установленным в пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»). Так, по мнению представителя Общества, из определения о возбуждении дела №03-02/22-2018 не ясно, что именно нарушило ООО «Энергосервис» - законодательство, обычаи делового оборота, либо требования добропорядочности, разумности и справедливости, а также отсутствуют факты, свидетельствующие о нанесении и возможности нанесения убытков Обществом действиями по распространению рассматриваемого вида листовки конкурентам. 

Кроме того, в материалах дела отсутствует лингвистическое заключение эксперта о том, что используемые в листовке словосочетания могут вводить потребителей в заблуждение.

Помимо изложенного представитель ООО «Энергосервис» 27.06.2018 на заседании по рассмотрению настоящего дела, отвечая на вопрос комиссии высказал сомнение в том, что рассматриваемая листовка является рекламой, поскольку в ней указан конкретный адрес заявителя.

При этом директор ООО «Энергосервис», отвечая на вопрос комиссии, пояснил, что адреса, по которым будет распространяться рассматриваемого вида листовка определялись после визуального осмотра электрощитовых в многоквартирных домах, т.е. без использования специального оборудования.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения отметила факт необходимости получения дополнительных сведений и доказательств по обстоятельствам рассматриваемого дела, в связи с чем определением от 27.06.2018 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/22-2018» рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 12.07.2018.

В соответствии с указанным определением ООО «Энергосервис» надлежало предоставить в срок до 10.07.2018 следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативные правовые акты, за исключением уже представленных, с учетом изложенного в определении;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Согласно информации, размещенной в сети Интернет на сайте «Почта России» в разделе «отслеживания почтовых отправлений» по состоянию на 10 часов 51 минуту 11.07.2018, указанная корреспонденция обществом не получена.

Вместе с тем телефонограммой от 11.07.2018 до директора ООО «Энергосервис» доведена информация о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела.

В связи с вышеуказанным директор ООО «Энергосервис» в письме от 11.07.2018 (вх. от 11.07.2018 №3302) ходатайствовал об отложении рассмотрения дела на иную дату в связи с тем, что не получил определение по причине нахождения за пределами г. Петрозаводска.

Кроме того, комиссия решила приобщить к материалам настоящего дела заявления: <> от 10.07.2018 (вх. №3274) и <> от 12.07.2018 (вх. от 12.07.2018 №3323), по факту распространения рассматриваемых в рамках настоящего дела рекламных листовок о необходимости замены автоматических выключателей.

Оба заявителя указывают на недобросовестность рекламы, распространяемой в виде рассматриваемых в рамках настоящего дела листовок и просят привлечь ООО «Энергосервис» к ответственности.

Так, <> в своем заявлении сообщает, что 08.07.2018 в почтовом ящике своей квартиры обнаружил «Уведомления» о якобы не соответствии автоматических выключателей нормам законодательства с ссылкой на пункт 4 статьи 82 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно указанной норме «Линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом».

При этом заявитель отмечает, что многоквартирный дом, в котором он проживает (ул. Пархоменко, 26а) построен в 1989 году. На момент строительства все электромонтажные работы были выполнены в соответствии с требованиями СНиП. Обслуживанием дома занимается управляющая компания ООО «Гарантия плюс».

Кроме того, как указывает заявитель, чтобы убедиться, что устройства защитного отключения в его квартире не соответствуют требованиям закона надо провести обследование электроустановки. За содержание этажных щитов в доме отвечает управляющая организация, счетчики и автоматические выключатели в щитах являются собственностью жильцов квартир. При этом ни управляющая организация, ни жильцы дома не обращались в ООО «Энергосервис» с просьбой провести обследование состояния электрооборудования щитов дома. Фактически работники ООО «Энергосервис» самовольно «влезли» в чужую электроустановку. Последствия таких действий, по мнению заявителя, непредсказуемы.  

Помимо указанного, заявитель отмечает, что ранее также в его подъезде распространялись рекламные листовки от имени ООО «Энергосервис» о несоответствии нормативным требованиям электротехнических устройств дома. Вместе с тем заявитель отмечает, что согласно действующим нормативным актам предписание на замену или поверку средств измерения может дать только инспекция «Ростехнадзора» или энергоснабжающая организация, с которой у жильца заключен договор, в их случае это ООО «Энергокомфорт. Карелия».

По мнению заявителя, название ООО «Энергосервис» созвучно с ООО «Энергокомфорт» в связи с чем жильцы принимают эти «Уведомления» как предписание к исполнению, в связи с чем ряд жильцов многоквартирного дома обратился в указанное общество, которое по их заявке в мае 2018 года производило в доме замену счетчиков электрической энергии. Однако, работы, проводимые в общедомовых электрических щитах, не были согласованы с организацией, занимающейся обслуживанием многоквартирного дома №26а по ул. Пархоменко, наряд-допуск в действующую электроустановку выписан не был, что, по мнению заявителя, является нарушением законодательства РФ, в том числе законодательства РФ о рекламе и норм безопасности.

С учетом вышеизложенного комиссия, удовлетворив ходатайство директора ООО «Энергосервис», с целью соблюдения его прав и защиты интересов, определением от 12.07.2018 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/22-2018» отложила рассмотрение дела, до 15 часов 00 минут 02.08.2018, а также привлекла к рассмотрению настоящего дела <> и <>в качестве заявителей.

В соответствии с пунктом 4 указанного определения директор ООО «Энергосервис» с письмом (вх. от 23.07.2018 №3465) предоставил дополнительные пояснения по факту распространения рассматриваемых рекламных листовок, в которых указал, что услуги по установке (замене) автоматических выключателей ООО «Энергосервис» на территории г. Петрозаводска начало выполнять с января 2018 года. При этом замена автоматических выключателей не является основным видом деятельности ООО «Энергосервис», а скорее сопутствующим, поэтому за весь период с января 2018 года по настоящее время было заменено 42 автомата, прибыль от их замены составила 32900 рублей.

В качестве правового обоснования направления информационных уведомлений общество указало на нормы, содержащиеся в ФЗ «Технический регламент о технике пожарной безопасности», «Правила устройства электроустановок», а также «Правила технического обслуживания устройств релейной защиты и электроавтоматики электрических сетей 0,4-35кВ РД153-34,3-35.613-00» (далее – Правила РД153-34,3-35.613-00).

При этом Общество отметило, что при осмотре автоматических выключателей, установленных в домах по адресам: ул. Ровио д. 19 <>, ул. Пархоменко д.26а <> и ул. Лыжная д.32 <>, были выявлены следующие нарушения техники пожарной и электро-безопасности, а также несоответствия нормам законодательства.

Так, во всех случаях имеются признаки оплавления (обгорания) электропроводов, подходящих к автоматическим выключателям, а также частичное оплавление самих выключателей, что свидетельствует о случаях создания токовых перегрузок, либо коротких замыканий, приведших к повреждениям проводки и выходу из строя самих автоматических выключателей.

Кроме того, по адресу Ровио д.19 <> перемычка, соединяющая автоматы 16А, не заизолирована (оголенный алюминиевый провод), что является серьезным нарушением техники безопасности и ПУЭ. Вся проводка, подходящая и отходящая к/от автоматических выключателей, имеет непосредственное отношение к этим выключателям и должна быть должным образом заизолирована и без признаков деформации (обгорания, оплавления). При монтаже- замене/установке автоматических выключателей компанией, в случаях выявления фактов деформации проводки, обществом производится одновременная замена участков этой проводки, причем делается это как правило бесплатно.

Кроме того, в перечисленных адресах перед электросчетчиками не установлены коммутационные аппараты (пакетный выключатель, либо двухполюсный вводной автомат и т.д.), что является нарушением статьи 7.1.64 ПУЭ «...перед каждым счетчиком должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к счетчику», а также пункта 4 статьи 82 ФЗ «Технического регламента о технике пожарной безопасности» «Линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновения пожара».

В пояснениях Общества указано, что автоматические выключатели относятся к устройствам релейной защиты и электроавтоматики, а в пункте 2.3.3 РД153-34,3-35.613-00 указано, что по опыту эксплуатации устройств РЗА на электромеханической элементарной базе, установленных в помещениях 1 категории, полный средний срок их службы составляет 25 лет и для устройств, установленных в помещениях 2 категории, 20 лет. При этом к 1 категории относятся закрытые, сухие отапливаемые помещения. Во всех трех рассматриваемых адресах срок эксплуатации автоматов превысил 25 лет, так, например, по адресу Ровио 19-<> установлены выключатели на 16А 1981 года выпуска.

На основании вышеперечисленного общество сделало вывод, что по всем рассматриваемым адресам автоматические выключатели имеют ряд серьезных нарушений, не соответствуют предъявленным нормам и подлежат замене, о чем и указано в распространяемых листовках, в том числе по адресам заявителей.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г. Петрозаводска;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращение внимания на услуги по замене автоматических выключателей электрической энергии, а также на лицо, оказывающее эти услуги – ООО «Энергосервис»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

Как указано выше рекламные листовки содержат следующую информацию: «согласно технике безопасности автоматические выключатели, установленные в электрощитовой по адресу г. Петрозаводск… не соответствуют предъявленным нормам и подлежат обязательной замене»,  во втором варианте листовке «согласно технике безопасности и пункту 4 статьи 82 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматические выключатели, установленные в электрощитовой по адресу г. Петрозаводск… не соответствуют предъявленным нормам и подлежат замене…», а также «Для замены Ваших устаревших автоматических выключателей…», в связи с чем необходимо отметить следующее.

ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Так, согласно пункту 4 статьи 82 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 6 статьи 142 названного Закона аппараты защиты должны отключать участок электрической цепи от источника электрической энергии при возникновении аварийных режимов работы до возникновения загорания.

В Главе 7.1 Электроустановки жилых, общественных, административных и бытовых зданий ПУЭ установлен ряд требований к электроустановкам зданий.

Так, согласно пункту 7.1.63 ПУЭ расчетные квартирные счетчики рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями). При установке квартирных щитков в прихожие квартиры счетчики, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.

В силу пункта 7.1.64. ПУЭ для безопасной замены счетчика, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым счетчиком должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к счетчику. Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных счетчиков, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры.

После счетчика, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после счетчика отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется (пункт 7.1.65. ПУЭ).

При этом вышеуказанные нормы законодательства устанавливают требование о необходимости помимо установки прибора учета электрической энергии обеспечить наличие автоматических выключателей.

Таким образом, вышеприведенными требованиями нормативных правовых актов установлено, что помещения зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения.

При этом положениями указанных нормативных правовых актов не определены нормы, предъявляемые к автоматическим выключателям, на которые указано в рекламе.

Из имеющихся в материалах дела документов и пояснений ООО «Энергосервис» следует, что во всех электрощитовых многоквартирных домов установлены автоматические выключатели.

Что касается ссылки ООО «Энергосервис» на нарушение Правил РД153-34,3-35.613-00, необходимо отметить, что в разделе 2.3 указанных действительно установлена периодичность технического обслуживания релейной защиты и электроавтоматики (далее - РЗА). Так, в пункте 2.3.3 Правил РД153-34,3-35.613-00 указано, что «по опыту эксплуатации устройств РЗА на электромеханической элементной базе, установленных в помещениях I категории (закрытые, сухие отапливаемые помещения), полный средний срок их службы составляет 25 лет и для устройств, установленных в помещениях II категории (помещения с большим диапазоном колебаний температуры окружающего воздуха, в которых имеется сравнительно свободный доступ наружного воздуха (металлические помещения, ячейки типа КРУН, комплектные трансформаторные подстанции и др.), а также помещения, находящиеся в районах с повышенной агрессивностью среды)  - 20 лет.

Вместе с тем в преамбуле Правил РД153-34,3-35.613-00 указано, что они обязательны для работников, занимающихся наладкой и эксплуатацией устройств релейной защиты и электроавтоматики (РЗА) электрических сетей 0,4 - 35 кВ, в энергосистемах Российской Федерации.

Кроме того, ни одним из вышеуказанных нормативных правовых документом не установлена обязанность потребителя по истечению срока службы автоматических выключателей осуществлять их незамедлительную замену, как и не установлены  иные требования, в случае несоответствия автоматических выключателей которым их эксплуатация будет считаться нарушением таких норм и может повлечь соответствующее административное наказание.

Помимо указанного необходимо отметить, что перечисленные в письмах ООО «Энергосервис» недостатки, выявленные при визуальном осмотре электрического щита, в котором размещены приборы учета квартир (в том числе заявителей), вводы с проводкой и автоматические выключатели, скорее свидетельствуют о возможных неполадках, связанных с электрическими проводами, а не с самими автоматическими выключателями и не свидетельствуют о том, что автоматические выключатели не могут исполнять необходимые функции.

Так, чтобы установить работоспособность автоматических выключателей, необходимо провести замеры и испытания работоспособности аппаратов защиты. С этой целью для выполнения электроизмерений приглашается передвижная электролаборатория или специалисты с соответствующим оборудованием. Проведённые электроизмерения могут дать основание на замену старых автоматических выключателей на новые, если будет установлено, что автоматические выключатели не защищают должным образом электропроводку и электрооборудование.

При этом, как указано выше, из предоставленных ООО «Энергосервис» пояснений следует, что необходимость замены автоматических выключателей, установленных в элеткрощитовых собственников квартир многоквартирных домов, определялась представителями общества визуально, без проведения каких-либо экспертиз.

 При таких обстоятельствах комиссия приходит к выводу об отсутствии у ООО «Энергосервис» оснований и полномочий по уведомлению потребителей о несоответствии  автоматических выключателей установленным нормам и необходимости их замены.

Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ), размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 №58).

Статья 5 ФЗ «О рекламе» закрепила общие требования к рекламе. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

При этом, согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В случаях, когда признаки недобросовестной конкуренции проявляются в рекламе, нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») действуют в системной связи с положениями пункта 4 части 2 статьи 5 и действия рекламодателя квалифицируется как недобросовестная конкуренция, а реклама - как акт недобросовестной конкуренции.

Перечень форм недобросовестной конкуренции носит открытый характер.

Статья 10.bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20.03.1883 содержит общий запрет недобросовестной конкуренции, под которой, как следует из параграфа 2 этой статьи, понимаются всякие акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Реклама рассматривается как акт недобросовестной конкуренции при условии, что ее распространение способно нести в себе угрозу наступления неблагоприятных последствий для имущественной и (или) неимущественной сферы конкурента.

В этой связи комиссия отмечает, что услуги по замене автоматических выключателей, могут оказывать как частные лица, имеющие образование по специальности «электрик», так и организации, осуществляющие деятельность на рынке услуг по замене электрооборудования, при этом информация о таких организациях размещена в свободном доступе сети Интернет (например, ООО «Энергоконтроль», ООО «МастерПро», «Электрик Петрозаводск», «Мстер на час» и т.п.). Кроме того, услуги по замене автоматических выключателей оказывают управляющие компании.

При этом использованное в листовке вышеуказанное сочетание слов, а именно: «…Вам в необходимо обратиться в диспетчерскую…», ссылка на несоответствие предъявляемым нормам имеющихся автоматических выключателей в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление об обязательной замене только ООО «Энергосервис».

Кроме того, указанное может создавать у потребителей рекламы впечатление, что именно ООО «Энергосервис» является официально уполномоченным лицом по оказанию данного вида услуг.  Однако, ООО «Энергосервис» не является таковым, так как не является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых распространялись рассматриваемые рекламные листовки, у общества отсутствуют на этот счет договорные отношения с управляющими компаниями г. Петрозаводска.

Таким образом, ООО «Энергосервис» не является лицом, в обязанности которого входит доведение до потребителей информации о необходимости замены автоматических выключателей, общество не наделено полномочиями по определению их соответствия / не соответствия установленным нормам. Кроме того, такого рода услуги, как отмечено выше, помимо ООО «Энергосервис» в городе оказывают и иные лица (например, ООО «Энергоконтроль», ООО «МастерПро», управляющие компании и т.д.). Однако, сформированное таким образом содержание рекламной листовки может давать ООО «Энергосервис» преимущество перед другими конкурентами, поскольку создает впечатление у потребителей официальности изложенного в листовке требования о необходимости замены автоматических выключателей и обращения для этого к обществу.

Следует отметить, что Карельским УФАС России на официальном сайте был размещен опросник с целью осуществления анализа потребительского мнения на предмет восприятия ими рассматриваемой листовки. 

По результатам указанного опроса можно отметить следующее.

На вопрос: «располагаете ли Вы сведениями о лице, оказывающем Вам услугу энергоснабжения?» из 6 человек, половина респондентов ответила положительно другая половина - отрицательно.

Отвечая на вопрос «известны ли Вам функции автоматического выключателя электроэнергии, где он установлен?» 67 % респондентов (4 голоса из 6), ответили утвердительно.

8 человек (67 %) из 12 проголосовавших сообщили, что информация, изложенная в листовке ООО «Энергосервис», воспринимается ими как официальное уведомление от лица, действующего в интересах энергоснабжающей организации.

Таким образом, реклама с недостоверными сведениями о несоответствии автоматических выключателей установленным нормам, распространялась под видом уведомлений о необходимости их замены, направлена на привлечение потребителей к ООО «Энергосервис», создает впечатление об обязательности замены автоматических выключателей и возможности оказания услуги только ООО «Энергосервис».

Размещение такой рекламы создает необоснованные преимущества ООО «Энергосервис» при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке по замене автоматических выключателей и могло причинить убытки конкурентам.

При таких обстоятельствах распространение обществом рассмотренной рекламы является актом недобросовестной конкуренции, что свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

С учетом изложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «Энергосервис» является рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы.

Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 частью 3 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО «Энергосервис» (ИНН 1001303031; ОГРН 1151001014394) по почтовым ящикам многоквартирных домов г. Петрозаводска в виде листовок с информацией о необходимости замены автоматических выключателей, установленных в электрощитовых многоквартирных домов, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «Энергосервис», являющееся рекламодателем рассматриваемых рекламных листовок, нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ООО «Энергосервис» предписание о прекращении нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                               К.Е. Бабкин

 

Члены Комиссии                                                                                           Г.А. Грущакова

 

            Е.П. Суслова

 

 

ООО «Энергосервис»

юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3

 г. Петрозаводск, 185030

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

10 августа 2018 года                                                                              г. Петрозаводск

 

Предписание объявлено 02 августа 2018 года.

Предписание изготовлено в полном объеме 10 августа 2018 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Бабкин К.Е. – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

Грущакова Г.А. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

Суслова Е.П. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

на основании своего решения по делу №03-02/22-2018 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО «Энергосервис» по почтовым ящикам многоквартирных домов г. Петрозаводска в виде листовок с информацией о необходимости замены автоматических выключателей, установленных в электрощитовых многоквартирных домов, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 (далее – Правила №508),

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Энергосервис» (ИНН 1001303031; ОГРН 1151001014394) прекратить распространение по почтовым ящикам многоквартирных домов г. Петрозаводска ненадлежащей рекламы в виде листовок с информацией о необходимости замены автоматических выключателей, установленных в электрощитовых многоквартирных домов.
  2. ООО «Энергосервис» в течение 10 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

Доводим до сведения, что невыполнение в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                 К.Е. Бабкин

 

Члены Комиссии                                                                                       Г.А. Грущакова

 

            Е.П. Суслова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны