Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/23-2015 по признакам ... от 26 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Редакция газеты «Новая Ладога»

 

ул.Ленина, д.43а,

г.Питкяранта, Республика Карелия, 186810

8 (81433) 4-24-94

 

ООО «Касса Взаимопомощи Январь»

 

пр.Ленина, д.8/49, г.Северодвинск, Архангельская область, 164500

<…>

 

ООО «4+4»

 

пр.Лесной, д.51, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185007

 

<…>

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 03-02/23-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

18 июня 2015 года                                                                                г. Петрозаводск

 

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Пряхин Артур Борисович – руководитель Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения в СМИ -  газете «Новая Ладога» от 12.03.2015 №11(6715) на стр.1 рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление (вх. от 17.04.2015 №1970) <…> (далее – Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе денежных займов «Кассы взаимопомощи», распространенной в газете «Новая Ладога» от 12.03.2015 №11(6715) на стр.1.

В заявлении указано, что в рассматриваемой рекламе существенная информация, имеющая особую важность для читателей и потенциальных потребителей предлагаемой услуги выдачи займов, размещена маленькими расплывчатыми белыми буквами на коричневом фоне внизу объявления и является нечитаемой, именно в сочетании данных цветов и размера шрифта для того, чтобы потребитель не мог ознакомиться с ее содержанием и принять правильное решение о выборе предлагаемого продукта.

В ходе изучения собранной информации установлено следующее.

Рассматриваемый информационный блок полностью соответствуют понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – финансовых услуг по предоставлению займов, призвана формировать и поддерживать интерес к «Кассе Взаимопомощи» и оказываемым ей услугам, способствует продвижению их на рынке.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Исходя из части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Как видно из газеты «Новая Ладога» от 12.03.2015 №11(6715), рекламный блок «Касса взаимопомощи» имеет размер 65х90мм, текст рекламного сообщения условно можно разделить на две информационные части:

- основная часть, написанная крупным шрифтом: «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ; 0,7% в день*; льготные условия для пенсионеров; КАССА взаимопомощи; г.Питкяранта, ул. Рабочая, д.3а; т. <…>; только по паспорту! Вместе в трудную минуту», занимающая около 71% рекламной площади;

- часть, занимающая около 29% рекламной площади, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом, однозначно прочитать который не представляется возможным даже при использовании увеличительных приборов.

Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС №58), если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС №58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Учитывая положения ФЗ «О рекламе», постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», а также то, что существенная информации о рекламируемом товаре представлена с использованием нечитаемого шрифта, можно сделать вывод, что рассматриваемая реклама не содержит наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займов, что свидетельствует о наличии признаков нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Также, в рассматриваемой рекламе указано, что процентная ставка по предоставлению займа составляет 0,7% в день, но остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, отсутствуют (напечатаны мелким шрифтом). Данный факт свидетельствует о признаках нарушении части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет также рекламораспространитель. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем указанной рекламы является ООО «Касса Взаимопомощи Январь», рекламопроизводителем – МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» и ООО «4+4», рекламораспространителем - МУП «Редакция газеты «Новая Ладога».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 03-02/23-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель:

- <…>;

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» (ОГРН 1131035000865; ИНН/КПП 1005012509/100501001; юр.адрес: 186810, Республика Карелия, г.Питкяранта, ул.Ленина, д.43а; дата регистрации: 03.07.2013);

- ООО «Касса Взаимопомощи Январь» (ОГРН 1142932000386; ИНН/КПП 2902077904/290201001; юр.адрес: 164500, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Ленина, д.8/49; дата регистрации: 07.02.2014)

- ООО «4+4» (ОГРН 1031000034581; ИНН/КПП 1001146854/100101001; юр.адрес: 185007, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр.Лесной, д.51; дата регистрации: 22.07.2003)

3. Назначить дело № 03-02/23-2015 к рассмотрению на 20 июля 2015 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» до 13 июня 2015 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- электронные макеты согласованной рекламы (в форматах jpeg или др. на цифровом носителе – диск CD/R);

- PDF-файлы 1-х полос газеты «Новая Ладога» с 01.07.2014 по 30.04.2015 (на цифровом носителе – диск CD/R);

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

5. ООО «Касса Взаимопомощи Январь» и ООО «4+4» до 13 июня 2015 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

 

До начала рассмотрения дела по существу (20.07.2015) сторонам предлагается ознакомиться с материалами дела для подготовки письменных пояснений по каждому доводу, содержащемуся в определении.

 

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  А.Б.Пряхин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны