Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/24-2016 от 25 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/24-2016

 

18 августа 2016 года                                                                               г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

рассмотрев дело № 03-02/24-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью Автошкола «Престиж» (ОГРН 1091001003752, ИНН/КПП 1001220346/100101001, юридический адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, дом 11, офис. 40, далее - ООО Автошкола «Престиж») по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в сети Интернет по адресу: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html на странице «О нас»/Самодостаточность» и по адресу: http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html на странице «Новости автошколы/Отчетная конференция автошколы «Престиж» рекламы следующего содержания: «Поэтому для наших учеников мы приготовили 10 классов по всему городу, программы обучения по 11 категориям транспортных средств, 30 машин, различных категорий и 20 инструкторов», «Машины принадлежат организации, а не инструкторам», «Средний «возраст» машин в нашей автошколе – 4 года. Большинство из них – иномарки» и в разделе «Вот далеко не полный список итогов года, о которых шла речь на конференции:» «1. Приобретено около десяти новых автомобилей» соответственно, в присутствии директора ООО Автошкола «Престиж» Беляевой Жанны Николаевны и гражданина РФ <…>, в отсутствие и заявительницы, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление <…>
от 11.04.2016 (вх. от 11.04.2016 №1607) о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО Автошкола «Престиж» при распространении в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html на странице «О нас»/Самодостаточность», http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html на странице «Новости автошколы/Отчетная конференция автошколы «Престиж» рекламы следующего содержания: «Поэтому для наших учеников
мы приготовили 10 классов по всему городу, программы обучения по 11 категориям транспортных средств, 30 машин, различных категорий и 20 инструкторов», «Машины принадлежат организации, а не инструкторам», «Средний «возраст» машин в нашей автошколе – 4 года. Большинство из них – иномарки» и в разделе «Вот далеко не полный список итогов года, о которых шла речь на конференции: «1. Приобретено около десяти новых автомобилей» соответственно.

По мнению заявителя, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе в силу следующего:

1)        Информация о том, что ООО Автошкола «Престиж» имеет
«30 машин, различных категорий…», «Машины принадлежат организации,
а не инструкторам», Большинство из них – иномарки»
- недостоверна, в силу того, что по имеющимся у заявителя сведениям большинство эксплуатируемых транспортных средств принадлежат другим лицам и не находятся в собственности ООО Автошкола «Престиж».

2)        Утверждение о том, что в 2015 году ООО Автошкола «Престиж» «Приобретено около десяти новых автомобилей» также недостоверно, в силу того, что ООО Автошкола «Престиж в 2015 году не приобретало автомобили.

Заявитель полагает, что указанные утверждения вводят потребителя
в заблуждение, пользуясь его неосведомленностью, пытаясь показать мнимые преимущества ООО Автошкола «Престиж» перед другими участниками конкурентного рынка.

По результатам рассмотрения заявления определением от 08.06.2016
«О возбуждении дела №03-02/24-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 15 час. 00 мин. 23.06.2016.

Рассмотрение дела состоялось в 15 часов 00 минут 23.06.2016 в присутствии директора ООО Автошкола «Престиж» Беляевой Ж.Н.

На заседании Комиссии Беляева Ж.Н. дала пояснения, аналогичные изложенным в письме от 23.06.2016 №251, дополнительно пояснила, что информация в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html и http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html, размещалась <…> (паспорт серия <…>, выдан 09.06.2014 Отделом УФМС России по Республике Карелия в г. Петрозаводске, адрес регистрации: <…>) по договору подряда от 01.03.2016 №б/н.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения законного представителя ООО Автошкола «Престиж», комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов и пояснений от <…>.

Определением от 24.06.2016 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/24-2016» рассмотрение дела было отложено до 15 часов 00 минут 10.08.2016.

В связи со служебной необходимостью, заседание комиссии по рассмотрению дела №03-02/24-2016 перенесено с 10.08.2016 на 17.08.2016 в 15 часов 00 минут, о чем телефонограммой от 10.08.2016 уведомлено ООО Автошкола «Престиж», а также <…>.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

В силу статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно, получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ
«О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

Из документов, имеющихся в материалах дела следует, что по адресам: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html на странице
«О нас»/Самодостаточность», http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html на странице «Новости автошколы/Отчетная конференция автошколы «Престиж» в сети интернет размещена информация следующего содержания: «Поэтому для наших учеников мы приготовили 10 классов по всему городу, программы обучения по 11 категориям транспортных средств, 30 машин, различных категорий и 20 инструкторов», «Машины принадлежат организации, а не инструкторам», «Средний «возраст» машин в нашей автошколе – 4 года. Большинство из них – иномарки»; в разделе «Вот далеко не полный список итогов года, о которых шла речь на конференции:» «1. Приобретено около десяти новых автомобилей».

Рассматриваемая информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя этой информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – услуги по обучению водителей автотранспортных средств, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО Автошкола «Престиж» и продвижению оказываемых обществом услуг на рынке.

ООО Автошкола «Престиж» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску за основным государственным регистрационном номером 1091001003752 и оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по профессиональной подготовке водителей транспортных средств на основании лицензии, выданной Министерством образования Республики Карелия, от 04.02.2015, серия <...> Л01 №0006951, регистрационный № 2388.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 13.04.2016 основным видом деятельности ООО Автошкола «Престиж» является «образование для взрослых и прочие виды образования (80.4)».

Согласно информации, представленной ПАО «Ростелеком» письмом
от 31.05.2016 №0704/05/2518-16, доменный ресурс http://prestizh.onego.ru
(IP 212.109.2.41) выделен ООО Автошкола «Престиж» (номер договора 210000017720, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск,
ул. Антикайнена, дом 11, кв. 40).

Кроме того, на главной странице сайта http://prestizh.onego.ru обозначено наименование организации «Автошкола Престиж» г. Петрозаводск, без указания на организационно-правовую форму, что также подтверждает факт принадлежности данного сайта к ООО Автошкола «Престиж».

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

По запросу Карельского УФАС России, ООО Автошкола «Престиж» не предоставило доказательств достоверности следующих утверждений: «30 машин, различных категорий и 20 инструкторов», «Машины принадлежат организации, а не инструкторам», «Средний «возраст» машин в нашей автошколе – 4 года. Большинство из них – иномарки», а так же доказательства приобретения в 2015 году «…около десяти новых автомобилей».

При этом в письме от 05.05.2016 (вх. от 05.05.2016 №2089) ООО Автошкола «Престиж» (далее - Заказчик) в ответ на запрос от 14.04.2016 №03-01/42/1372 сообщило, что за содержимое (наполнение) сайта http://prestizh.onego.ru/ ответственность несет Петров Виктор Николаевич (далее - Подрядчик), согласно договору подряда от 01.03.2016 №б/н.

В силу подпунктов «а», «в» пункта 1.1 указанного договора Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика наполнение сайта prestizh.onego.ru контентом (текст) и сдать результаты работы Заказчику в течение срока действия настоящего договора. В соответствии с пунктом 4.1. договора Заказчик обязан принять выполненную работу (ее результат) в присутствии Подрядчика по акту выполненных работ, а при обнаружении недостатков в работе немедленно заявить об этом Подрядчику.

Таким образом, из указанного следует, что ООО Автошкола «Престиж» осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации.

При таких обстоятельствах комиссия приходит к выводу, что указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения, размещенные на официальном сайте Автошкола «Престиж», а именно: «…30 машин, различных категорий и 20 инструкторов», «Машины принадлежат организации, а не инструкторам», «Средний «возраст» машин в нашей автошколе – 4 года. Большинство из них – иномарки» и «Приобретено около десяти новых автомобилей», что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Исходя из пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО Автошкола «Престиж» является рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше рекламы, рекламопроизводителем - лицом, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму является гражданин РФ Петров В.Н.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать недостоверной рекламу, распространенную в сети Интернет по адресам: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html на странице «О нас»/Самодостаточность», http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html на странице «Новости автошколы/Отчетная конференция автошколы «Престиж» следующего содержания: «...30 машин, различных категорий и 20 инструкторов», «Машины принадлежат организации, а не инструкторам», «Средний «возраст» машин в нашей автошколе – 4 года. Большинство из них – иномарки» и в разделе «Вот далеко не полный список итогов года, о которых шла речь на конференции:» «1. Приобретено около десяти новых автомобилей» соответственно, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО Автошкола «Престиж» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны