Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/24-2017 от 30 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…> – руководитель управления, председатель Комиссии;
<…> - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
рассмотрев дело № 03-02/24-2017, возбужденное в отношении ООО «Авторитет» (<..>, , <..>) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) в части размещения текста рекламы в периодическом печатном издании (выпуск от 27.04.2017 № 16) без пометок «реклама» или «на правах рекламы», в присутствии представителя Роскомнадзора по РК <…> (доверенность №8-д от 12.01.2017) и в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела законного представителя ООО «Авторитет»,
УСТАНОВИЛА:
В Карельское УФАС России поступило обращение Управления Роскомнадзора по РК от 18.05.2017 № 2160-04/10 (вх. от 24.05.2017 № 2526) о наличии в действиях СМИ – газеты «Мой город Сегежа» признаков нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе», а именно о размещении рекламы в периодическом печатном издании (выпуск от 27.04.2017 № 16) без пометки «реклама» или «на правах рекламы», и превышения объемов рекламы в нем.
Заявитель просит провести анализ содержания выпуска СМИ «Мой город Сегежа», а в случае выявления признаков нарушений принять меры реагирования в рамках предоставленных полномочий.
По результатам рассмотрения заявления определением от 24.07.2017 «О возбуждении дела №03-02/24-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 11 часов 30 минут 23.08.2017.
ООО «Авторитет» с письмом (вх. от 22.08.2017 №4006) направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, Кроме того, ООО «Авторитет» не согласилось с указанными в определении доводами по следующим основаниям:
- объем рекламы не превышает предельный размер, установленный статьей 16 ФЗ «О рекламе»;
- на первой полосе газеты «Мой город Сегежа» указано, что СМИ является рекламно-информационным, в связи с чем, при размещении информации рекламного характера в газете «Мой город Сегежа» обязанность по указанию пометки «реклама» или «на правах рекламы» отсутствует.
ООО «Авторитет» также предоставило копию Свидетельства о регистрации средства массовой информации от 31.07.2017 ПИ№ТУ10-00372 о перерегистрации Газета «Мой город Сегежа» в печатное издание с примерной тематикой и (или) специализацией: Рекламное СМИ. Рекламно-информационная. Учредителем газеты является ООО «Авторитет» (ИНН/КПП: <..>).
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
Представитель Роскомнадзора по РК <…> при рассмотрении дела подтвердила факт перерегистрации СМИ.
Рассмотрев материалы дела, проанализировав нормативные-правовые акты комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
Статьей 16 ФЗ «О рекламе» определено, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о средствах массовой информации), под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Газета «Мой город Сегежа» на момент выхода рассматриваемого номера газеты (№16 от 27.04.2017) имело Свидетельство о регистрации СМИ от 19.12.2005 ПИ № ФС2 – 7865, из которого следует, что газета является периодическим печатным изданием с примерной тематикой и (или) специализацией: информационная: общественно – политическая жизнь района; реклама (не более 40%).
Из заявления Управления Роскомнадзора по РК следует, что объем рекламы, размещенной в газете «Мой город Сегежа» (выпуск от 27.04.2017 № 16) превышает 45%.
Вместе с тем, согласно произведенному антимонопольным органом расчету объём рекламы, размещенной в выпуске газеты «Мой город Сегежа» от 27.04.2017 № 16 не превышает предельный размер, установленный статьей 16 ФЗ «О рекламе» (расчет приобщен к материалам дела).
Однако, как отмечено выше, газета «Мой город Сегежа» является периодическим печатным изданием, не специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, следовательно, размещенная реклама в таком издании должна сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы».
Карельское УФАС России при осмотре оригинала выпуска газеты «Мой город Сегежа» от 27.04.2017 № 16 установило, что каждый рекламный блок в периодическом печатном издании не сопровождается пометкой «реклама» или «на правах рекламы», что свидетельствует о распространении рекламы в данном выпуске газеты с нарушением требований статьи 16 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, Управлением было установлено, что на первой странице газеты «Мой город Сегежа» указано, что данное СМИ является рекламно-информационной газетой. Данная информация не соответствует сведениям, отраженным в Свидетельстве о регистрации СМИ от 19.12.2005 ПИ № ФС2 – 7865, в связи с чем является недостоверной.
Таким образом, в результате проведенного анализа содержания выпуска СМИ – газеты «Мой город Сегежа» от 27.04.2017 № 16 установлено нарушение требований статьи 16 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении рекламы в периодическом печатном издании без сопровождения пометками «реклама» или «на правах рекламы».
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение статьи 16 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в периодическом печатном издании содержится в действиях лица, осуществившего ее распространение – ООО «Авторитет».
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространённую в газете «Мой город Сегежа» №16 (577) от 27.04.2017, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 ФЗ «О рекламе» в части размещения текста рекламы в периодическом печатном издании без пометок «реклама» или «на правах рекламы».
2. Признать ООО «Авторитет» нарушившим требования статьи 16 ФЗ «О рекламе».
3. Предписание о прекращении нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламораспространителя указанной рекламы – ООО «Авторитет».
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.