Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/24 -2018 по признакам... от 18 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ***– заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев представленные материалы,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Карельского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. от 15 февраля 2018 года № 712) о признаках нарушения законодательства о рекламе.
Заявление представлено в соответствии с требованиями пунктов 3.6-3.9 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утв. приказом ФАС России от 23 ноября 2012 года № 711/12).
Как следует из заявления информация, размещенная 29 января 2018 года на странице социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/avtoshkola_ptz) следующего содержания: «Запишись в январе и обучайся по цене прошлого года, с большой выгодой - 12590 руб. (утро или вечер) и 14 500 руб. - онлайн-обучение! Автошкола «ПТЗ» делает эффективной каждую минуту обучения вождению! Есть вопросы? Звоните +7 (921) 2285595 с 9:00 - 21:00 🤗 и не забывайте, у нас проходит розыгрыш бесплатного обучения, фирменной кружки, 500 руб. на телефон и еще множество призов! http://avtoptz.ru/ Сайт автошколы Петрозаводска ПТЗ. Записаться avtoptz.ru» (со ссылкой на указанный сайт) содержит признаки нарушения статьи 9 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).
В ходе рассмотрения заявления, специалистом отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России сделаны скриншоты страницы https://vk.com/avtoshkola_ptz, подтверждающие размещение вышеуказанной информации, а также страниц официального сайта автошколы «ПТЗ» http://avtoptz.ru/, на которых информация о проведении указанных выше розыгрышей отсутствует.
На основании документов, представленных на запросы Карельского УФАС России, установлено следующее.
ООО «В Контакте» является владельцем сайта Социальной сети ВКонтакте, адрес в Интернет http://vk.com (далее – Сайт), предназначенного для общения пользователей, поддержания связи со старыми и новыми друзьями (социальная сеть).
Условия использования Сайта, а также права и обязанности Пользователей и Администрации Сайта определяются Правилами пользования сайтом ВКонтакте (далее – Правила), находятся для всеобщего доступа на Сайте по адресу: http://vk.com/terms.
ООО «В Контакте» предоставляет техническую возможность для общения Пользователей и обмена информацией с соблюдением требований законодательства РФ и Правил пользования сайтом ВКонтакте (https://vk.com/terms), самостоятельно не инициирует размещение информации на Сайте, не выбирает получателей информации, не участвует в формировании содержания страниц Сайта, в момент размещения информации Пользователями Сайта. Таким образом, ООО «В Контакте» не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем в отношении информации, размещаемой на спорных страницах.
ООО «В Контакте» сообщило, что создателем сообщества https://vk.com/avtoshkola_ptz является пользователь «Автошколыч ПТЗшников» (http://vk.com/id475573907), телефон 79212285595.
ООО «В Контакте» был предоставлен также перечень администраторов, последним из которых является пользователь Ольга Таразевич (http://vk.com/otarazevich), телефон «…», адрес электронной почты: tarazevich.olga@yandex.ru.
Из пояснений ООО «ПТЗ» следует, что Общество не размещало и не проводило розыгрышей, указанных в рассматриваемой информации.
Кроме того, Общество сообщило, что не имеет страницы в социальной сети «В Контакте», указав при этом, что данная страница до 27 февраля 2018 года принадлежала ИП Таразевич, что подтверждается перепиской, предоставленной ООО «ПТЗ».
Так из переписки, состоявшейся 26-27 февраля 2018 года между директором ООО «ПТЗ» *** и *** (администратор страницы https://vk.com/avtoshkola_ptz), установлено следующее.
26 февраля 2018 года ***. обратилась к *** о назначении прав на страницу https://vk.com/avtoshkola_ptz для аккаунта (http://vk.com/id475573907) пользователь «Автошколыч ПТЗшников», в результате чего 27 февраля 2018 года владелец группы был изменен.
Карельским УФАС России по результатам проведения расследования на предмет соответствия действующему законодательству вышеуказанной рекламы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.
Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.
Вместе с тем учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ «О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Спорная информация содержала следующие сведения: «Запишись в январе и обучайся по цене прошлого года, с большой выгодой - 12590 руб. (утро или вечер) и 14 500 руб. - онлайн-обучение! Автошкола «ПТЗ» делает эффективной каждую минуту обучения вождению! Есть вопросы? Звоните +7 (921) 2285595 с 9:00 - 21:00 🤗 и не забывайте, у нас проходит розыгрыш бесплатного обучения, фирменной кружки, 500 руб. на телефон и еще множество призов! http://avtoptz.ru/ Сайт автошколы Петрозаводска ПТЗ. Записаться avtoptz.ru» (со ссылкой на указанный сайт).
Размещенная на интернет-странице по адресу: https://vk.com/avtoshkola_ptz информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения её в сети «Интернет»;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: к акциям и розыгрышам, проводимым автошколой «ПТЗ» (на сайте http://avtoptz.ru/), для привлечения внимания к ее услугам по обучению водителей автотранспортных средств и продвижению их на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В силу статьи 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
сроки проведения такого мероприятия;
источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановление Пленума ВАС РФ от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» судам надлежит учитывать, что названные нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).
Кроме того, нормы упомянутой статьи ФЗ «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
В данной рекламе имеются сведения об источнике информации об организаторе такого мероприятия: телефон и ссылка на официальный сайт автошколы «ПТЗ». При этом информация о правилах проведения акции и розыгрышей, о количестве призов или выигрышей по результатам таких мероприятий, сроках, месте и порядке их получения на сайте отсутствует. Указанное подтверждает ООО «ПТЗ».
Таким образом, реклама размещена с признаками нарушения требований пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», статьи 9 ФЗ «О рекламе».
Из имеющихся в материалах расследования сведений следует, что рассматриваемая реклама была размещена 29 января 2018 года администратором сайта https://vk.com/avtoshkola_ptz ***
В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 9 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель.
Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо) и рекламопроизводителем на основании пункта 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму) является ***
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 03-02/24-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель: Макаренко К.С. (ул. Горького, д. 11, кв. 19, г. Петрозаводск, РК);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: *** («...»);
заинтересованное лицо: ООО «ПТЗ» (ул. Кондопожская, д. 7, кв. 16, г. Петрозаводск, РК, 185031).
3. Назначить дело № 03-02/24-2018 к рассмотрению на 14 мая 2018 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.
4. Ольге Таразевич в срок до 24 апреля 2018 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):
- письменные пояснения по факту распространения рекламы в сети Интернет по адресу https://vk.com/avtoshkola_ptz с признаками нарушения требований пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», статьи 9 ФЗ «О рекламе», со ссылкой на нормативные правовые акты;
- о лице, в чьих интересах размещена рассматриваемая реклама;
- о наличии либо отсутствии договорных отношений с ООО «ПТЗ» (с приложением подтверждающих документов);
- о периоде нахождения Вас в статусе администратора страницы https://vk.com/avtoshkola_ptz);
- копии документов, определяющих порядок проведения вышеуказанных розыгрышей, в том числе рекламные материалы по данным розыгрышам, в том числе сроки, правила проведения, количество призов или выигрышей по результатам розыгрышей, сроках, месте и порядке их получения; о победителях розыгрышей;
- основания указания в рекламе ссылки на официальную страницу автошколы «ПТЗ» http://avtoptz.ru;
- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу (за исключением ранее представленной).
5. ООО «ПТЗ» в срок до 24 апреля 2018 года (включительно) предоставить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):
- о наличии либо отсутствии договорных отношений между ООО «ПТЗ» и Ольгой Таразевич;
- обращалось ли ООО «ПТЗ» к *** за размещением на странице https://vk.com/avtoshkola_ptz рекламы автошколы «ПТЗ», со ссылками на официальный сайт автошколы «ПТЗ» (http://avtoptz.ru);
- иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
Явка лиц для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.
Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).