Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/26-2016 в отношении ООО «ФМ» от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/26-2016

 

06 сентября 2016 года                                                                                              г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 сентября 2016 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

рассмотрев дело № 03-02/26-2016, возбужденное в отношении ООО «ФМ» (ОГРН 1121031001178; ИНН/КПП 1004017511/100401001; юридический адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Ленина, д. 12; подвал 3; дата регистрации 06.11.2012) по признакам нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) в части превышения установленных законом объемов рекламы эфирного вещания на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше двух радиоканалов «Европа Плюс» и «Европа – Плюс Костомукша» в период с 08.04.2016 по 15.04.2016, в отсутствие представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее – Управление Роскомнадзора по РК), ООО «ФМ» (далее, также Общество), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило обращение Управления Роскомнадзора по РК от 04.05.2016 № 1723-04/10 (вх. от 05.05.2016 № 2068)  о наличии в действиях лицензиатора – вещателя ООО «ФМ»  признаков нарушения статьи 15 ФЗ «О рекламе» в части превышения установленных законом объемов рекламы эфирного вещания на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше двух радиоканалов «Европа Плюс» и «Европа – Плюс Костомукша» в период с 08.04.2016 по 15.04.2016.

Заявитель просит провести анализ содержания записи эфира радиоканалов «Европа Плюс» и «Европа – Плюс Костомукша», а в случае выявления признаков нарушений принять меры.

По результатам рассмотрения заявления определением от 05.07.2016 «О возбуждении дела №03-02/26-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - определение) рассмотрение дела № 03-02/26-2016 было назначено на 14 часов 10 минут 05.07.2016.

В ходе рассмотрения дела представитель Управления Роскомнадзора по РК «…» поддержала доводы заявителя.

Кроме того, «…» пояснила, что лицензиатор – вещатель ООО «ФМ» осуществляет деятельность второй год, нарушение выявлено впервые.

 Представитель Общества «…» поддержал доводы, изложенные в представленных ранее пояснениях (вх. от 26.07.2016 № 3401), согласно которым в период проведения проверки Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия в действиях радиоканала «Европа – Плюс Костомукша» нарушение законодательства о рекламе допущено не было.

Общество полагает, что отнесение спорных рекламных блоков к радиоканалу «Европа – Плюс Костомукша» по признаку содержания в данных блоках выходных данных радиоканала – неверно, поскольку вещатели, транслирующие федеральную радиостанцию и собственную, обязаны 4 раза в сутки указывать в эфире выходные данные собственного радиоканала. При отсутствии в течении суток собственного вещания выходные данные должны транслироваться в эфире федерального радиоканала (статья 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»; далее – Закон о средствах массовой информации).

В своих пояснениях представитель Общества «…» ссылался на методику подсчета объема вещания телеканалов (радиоканалов), размещенную на официальном сайте Роскомнадзора, согласно которой «Если в эфире сетевого партнера размещается региональная реклама, которая не сопровождается наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ, такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается, и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера».

Учитывая изложенное, Общество считает, что поскольку выходные данные радиоканала «Европа – Плюс Костомукша» транслируются после рекламного блока, такая реклама не должна входить в расчет объемов регионального партнера, а подлежит отнесению к рекламе, распространенной сетевым партнером.

Определением от 05.08.2016 «Об отложении рассмотрения дела № 03-02/26-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и продлении срока его рассмотрения» рассмотрение дела было отложено и назначено к рассмотрению на 11 часов 30 минут 31.08.2016.

30.08.2016 с письмом исх. № 3108-0001 ООО «ФМ» представлены дополнительные пояснения с приложением лицензионного договора от 29.12.2014 № КОСТОМУКША/14/01-ф1 (далее – лицензионный договор).

Кроме того, сторонами 31.08.2016 до рассмотрения настоящего дела представлены ходатайства о рассмотрении дела № 03-02/26-2016 в отсутствие своих представителей.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Согласно статье 2 Закона о средствах массовой информации под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Правила, установленные Законом о средствах массовой информации для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации путем трансляции радио-, телепрограмм (вещание), демонстрации кинохроникальных программ и через иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

На основании части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Таким образом, указанной нормой установлена максимально допустимая продолжительность рекламы в радиопрограммах, не являющихся «рекламными» средствами массовой информации.

При этом, в силу положений части 14 статьи 15 ФЗ «О рекламе» требование части 2 настоящей статьи не распространяется на: размещаемую в радиопрограммах информацию о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу; сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иную информацию о данной радиопрограмме.

Статьей 31 Закона о средствах массовой информации установлено, что лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

ООО «ФМ» (ОГРН 1121031001178) является лицензиатором – вещателем на основании выданной Роскомнадзором лицензии на осуществление радиовещания от 07.05.2014 серия РВ № 25333 (далее – лицензия). В соответствии с лицензией вещатель осуществляет эфирное вещание на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше двух радиоканалов «Европа Плюс» (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 48287 от 23.01.2012) и «Европа – Плюс Костомукша» (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ     № ТУ 10 – 00270 от 30.12.2013), которые согласно указанным Свидетельствам не являются рекламными.

В соответствии с лицензией:

 общий объем вещания составляет 168 часов в неделю, из них объем вещания СМИ радиоканала «Европа – Плюс Костомукша» 15 часов в неделю, объем вещания радиоканала «Европа Плюс» 153 часа в неделю;

примерная тематика и (или) специализация музыкально – информационная.

Из вышесказанного следует, что по лицензии распространяются два средства массовой информации региональное «Европа – Плюс Костомукша» и сетевой партнер «Европа Плюс».

Исходя из анализа представленных Управлением Роскомнадзора по РК документов следует, что Обществом нарушен объем рекламы, что зафиксировано справкой расчета времени трансляции передач по направлениям вещания радиоканала «Европа – Плюс Костомукша» за период с 08.04.2016 (с 09:00 час.) по 15.04.2016 (до 10:00). Согласно справке, был произведен расчет объемов рекламы исходя из общего времени вещания за неделю, который составил: общее время вещания за неделю – 10 ч. 38 мин., общее время вещания рекламы за неделю – 01 ч. 08 мин. 40 сек., что составило 10,6 % от общего времени вещания; расчет объемов рекламы от общего времени вещания в сутки составил:

 

 

08.04.2016

09.04.2016

10.04.2016

11.04.2016

12.04.2016

13.04.2016

14.04.2016

15.04.2016

Музыкально - информационное

12 мин.

+

1ч.40 мин. +

1мин.20с.= 6780 сек.

1 мин. 20 сек. = 80 сек.

1 мин. 20 сек. = 80 сек.

12 мин.

+

1ч.40 мин. +

1мин.20с.= 6780 сек.

12 мин.

+

1ч.40 мин. +

1мин.20с.= 6780 сек.

12 мин.

+

1ч.40 мин. +

1мин.20с.= 6780 сек.

12 мин.

+

1ч.40 мин. +

1мин.20с.= 6780 сек.

«-»

Реклама

 

10 мин. 13 сек. = 630 сек.

 

8 мин. 05 сек. = 485 сек.

 

8 мин. 05 сек. = 485 сек.

 

10 мин. 13 сек. = 630 сек.

 

10 мин. 13 сек. = 630 сек.

 

10 мин. 13 сек. = 630 сек.

 

10 мин. 13 сек. = 630 сек.

«-»

Общее время вещания

 

7410 сек. (100%) = 6780 (92%) – 630 сек. (8%)

 

565 сек. = 485 сек. (86%) – 80 сек. (14%)

565 сек. = 485 сек. (86%) – 80 сек. (14%)

7410 сек. (100%) = 6780 (92%) – 630 сек. (8%)

7410 сек. (100%) = 6780 (92%) – 630 сек. (8%)

7410 сек. (100%) = 6780 (92%) – 630 сек. (8%)

7410 сек. (100%) = 6780 (92%) – 630 сек. (8%)

«-»

Объем рекламы в % = (Общее время вещания) – (музыкально – информационное)

 

8 %

 

 86 %

 

86 %

 

8 %

 

8 %

 

8 %

 

8 %

 

«-»

 

ООО «ФМ» в ответ на запрос Карельского УФАС России от 20.05.2016 (исх. №03-01/64/1896) была представлена эфирная справка на размещение информации на радиоканале «Европа – Плюс Костомукша» на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше с 08.04.2016 по 15.04.2016, согласно которой длительность вещания рекламы в сутки составила:

08.04.2016 – 7570 сек. (объем передач) к 512 сек. (объем рекламы): 6,8%; 09.04.2016 – 10.04.2016 отсутствие трансляции регионального канала, только сетевой по лицензионному договору; 11.04.2016 – 7570 сек. (объем передач) к 358 сек. (объем рекламы): 4,7%; 12.04.2016 – 7570 сек. (объем передач) к 512 сек. (объем рекламы): 4,9%; 13.04.2016 – 7570 сек. (объем передач) к 441 сек. (объем рекламы): 5,8%; 14.04.2016 – 7570 сек. (объем передач) к 373 сек. (объем рекламы): 4,9%; 15.04.2016 – 7570 сек. (объем передач) к 358 сек. (объем рекламы): 4,7%. 

Карельским УФАС России по результатам проведенного анализа эфирного вещания на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше радиоканала «Европа – Плюс Костомукша» за: 08.04.2016, а также с 11.04.2016 по 15.04.2016 расхождений с данными Управлением Роскомнадзора по РК не установлено.

Однако, Карельским УФАС России установлено расхождение с данными Управления Роскомнадзора по РК в части нарушения ООО «ФМ» требований законодательства о рекламе в части объемов рекламы к общему времени вещания радиопрограммы в сутки за 09.04.2016 и 10.04.2016.

 

Таблица анализа эфирного вещания:

 

               

Время вещания радиостанции «Европа – Плюс Костомукша»

Объем вещания (новостного и музык.) в сутки

 

Объем рекламы в сутки

общее

время фактического вещания в сутки

% соотношение рекламы               от общего времени вещания в сутки

09.04.16

03 мин. 58 сек.

(238 сек.)

21 мин. 31 сек.

 (1291 сек.)

238 сек. (16 %) + 1291 сек. (84 %) = 1529 сек. (100%)

84  %

10.04.16

04 мин. 03 сек.

(243 сек.)

18 мин. 54 сек.

(1134 сек.)

243 (18 %) + 1134 сек. (82 %) = 1377 сек. (100%)

82 %

 

Комиссия Карельского УФАС России довод ООО «ФМ» об отсутствие трансляции регионального канала в период с 09.04.2016 по 10.04.2016 считает несостоятельным в силу следующего.  

29.12.2014 между ЗАО «Европа Плюс» (учредитель и редакция СМИ «Европа Плюс», далее Лицензиар) и ООО «ФМ» (держатель лицензии, далее Лицензиат) заключен лицензионный договор.

Пунктом 4.4 лицензионного договора определено, что при замещении фрагментов радиоканала собственным местным вещанием, Лицензиат должен четко идентифицировать себя отбивками или объявлениями в начале включений как «Европа ПлюсКостомукша», СМИ «Европа – Плюс Костомукша».

Приложением к лицензионному договору ООО «ФМ» выделены соответствующие отрезки времени (блоки) для размещения информационных программ и местной рекламы соответственно.

Согласно приложению №3 к лицензионному договору о постоянных отрезках для размещения местной рекламы Лицензиату выделены для ежедневного вещания каждая 19 – я и 35 – я минута часа.

При этом, в приложении № 4 к лицензионному договору об отдельных отрезках времени для трансляции Лицензиатом местных информационных или других специальных программ разрешено перекрытие местным включением (для рассмотрения дела взят период суббота, воскресенье) 9.00, временной период с 12.00 до 14.00, 19.00, а также с 19.03 до 20.00.  

В соответствии с письмом ФАС России от 08.10.2015 № АК/54867/15, в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующийся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что при проведении анализа эфирного вещания на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше двух радиоканалов «Европа Плюс» и «Европа – Плюс Костомукша» было установлено, что в период с 09.04.2016 по 10.04.2016 осуществлялась трансляция рекламы местных заказчиков в блоках, выделенных ООО «ФМ» по лицензионному договору, и приложениям к нему. Окончание каждого рекламного блока сопровождалось выходными данными радиоканала «Европа – Плюс Костомукша».

Правовые основания исключения указанной рекламы из объема вещания «Европа – Плюс Костомукша» (вещатель ООО «ФМ») как регионального партнера, и отнесения ее к федеральному вещателю «Европа Плюс» у Карельского УФАС России отсутствуют.

Относительно трактовки ООО «ФМ» статьи 27 Закона о средствах массовой информации Комиссия Карельского УФАС России отмечает следующее.

Объем выходных данных, определяющих информационный ресурс, как средство массовой информации, и позволяющий индивидуализировать данное средство массовой информации, определен статьей 27 Закона о средствах массовой информации.

В соответствии со статьей 27 Закона о средствах массовой информации, вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы.

При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки вещатель обязан объявлять название программы.

Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

То есть вещателю предоставлено право выбрать один из двух способов сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания:

-   или не реже 4 раз в сутки при непрерывном вещании СМИ (радиоканала);

-  или при каждом выходе в эфир радиопрограммы вместе с выходными данными радиопрограммы (прерывном вещании).

Следовательно, ссылка представителя ООО «ФМ» на то, что объявление выходных данных обязательно 4 раза в сутки в эфире собственного радиоканала, неосновательны, поскольку Закон о средствах массовой информации предусматривает такую частоту объявления при непрерывном вещании радиоканала. Между тем, вещание радиоканала «Европа – Плюс Костомукша» в течение суток не является непрерывным (согласно лицензии вещание СМИ радиоканала «Европа – Плюс Костомукша» составляет 15 часов в неделю).

Из указанного выше следует, что при отсутствии вещания радиопрограммы «Европа – Плюс Костомукша» в выходные дни отсутствует и обязанность объявления своих выходных данных.

Таким образом, в результате проведенного анализа эфирного вещания на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше радиоканала «Европа – Плюс Костомукша» за период с 08.04.2016 по 15.04.2016 установлен факт нарушения требований к объемам рекламы, предусмотренных частью 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе».

Нарушение данных требований, с учетом положений части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», является ненадлежащей рекламой.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за несоблюдение требований названных норм несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем, согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а также исходя из указанного выше свидетельства о регистрации СМИ, рекламораспространителем данной рекламы является ООО «ФМ».

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространённую в эфирном вещании на частоте 105,1 МГц в г. Костомукше двух радиоканалов «Европа Плюс» и «Европа – Плюс Костомукша» за период с 08.04.2016 по 15.04.2016, поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе» так как её объем превышает 20% времени вещания в течении суток.

2.  Признать ООО «ФМ», распространившее рекламу, нарушившим требования части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе».

3.  Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «ФМ» не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламораспространителя указанной рекламы – ООО «ФМ».

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны