Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/27-2015 ИП Сенькин от 8 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП Сенькин <…>

 

<…>

 

Прокуратура Республики Карелия

ул. Германа Титова, д. 4, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185910

 

ФБУ «Карельский ЦСМ»

ул.Володарского, д.5, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185003

 

<…>

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 03-02/27-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

04 сентября 2015 года                                                                               г. Петрозаводск

 

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения на территории г.Петрозаводска листовок, содержащих информацию о проведении процедуры коллективной поверки индивидуальных приборов учета воды, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило обращение Прокуратуры Республики Карелия от 10.08.2015 №07-20-2015 (вх. от 17.08.2015 №4251/06ДСП) о рассмотрении информации, размещенной на сайте информационного агентства «Республика» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://rk.karelia.ru/social/kommunalnaya-firma-v-petrozavodske-snova-maskiruet-reklamu-pod-ofitsialnyj-dokument.

В указанной статье под названием «Коммунальная фирма в Петрозаводске снова маскирует рекламу под официальный документ» содержится информация о том, что в редакцию информационного агентства «Республика» в очередной раз обратились читатели с жалобой на рекламные объявления, которые в последнее время регулярно появляются в их почтовых ящиках. Причина жалоб в том, что обычные сообщения рекламного характера замаскированы под официальный документ. В тексте объявлений собственникам жилья в категоричной форме сообщается, что они должны провести проверку водосчетчиков. Так, в самом верху листа помещено название «документа»: составители озаглавили его информационным уведомлением. Под этим словосочетанием располагается официальное наименование закона об обеспечении единства измерений, на который авторы листовки ниже прямо ссылаются.

Кроме того, текст объявления написан в категоричном стиле: в нем, в частности, сообщается, что собственникам жилья «необходимо согласовать дату и время процедуры проверки приборов учета воды». Почему именно жильцам многоквартирных домов это необходимо, не указывается.

Помимо текста на указанной интернет-странице размещена фотокопия листовки, содержащая следующую информацию:

«ВОДОКОНТРОЛЬ Городская служба по учету водоснабжения Информационное уведомление №2 от 17.07.2015 Федеральный закон  Российской Федерации от 26 июня 2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Уважаемый собственник жилого помещения!

Доводим до вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в вашем доме.

Работы по поверке будут производиться с 20 июля по 20 августа 2015 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 63-77-07.

Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 63-77-07».

17.08.2015 в адрес Карельского УФАС России из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия поступила копия заявления <…> (вх. №4245) о распространении листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки аналогичного содержания. Заявитель считает, что правомерность действий организации, называющей себя «Водоконтроль. Городская служба по учету водоснабжения» и предлагающей свои услуги в навязчивой форме, вызывает сомнения.

В ответ на запрос Карельского УФАС России от 25.03.2015 №03-01/1272 ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ОАО «МТС») сообщило, что 02.07.2013 между ОАО «МТС» и ООО «РусЭнергоУчет» в результате передачи всех прав и обязанностей по Договору оказания услуг связи от ООО «Городская сервисная служба» ООО «РусЭнергоУчет» был заключен Договор оказания услуг связи. Согласно указанному договору ООО «РусЭнергоУчет»  выделен номер <...> -77-07 в качестве дополнительного «городского номера».

Отвечая на запрос Карельского УФАС России от 29.06.2015 №03-01/47/2902 в письме от 20.07.2015 № 912 ООО РусЭнергоУчет» указало, что Общество имеет на балансе основные средства – аппаратно-программный комплекс, используемый в коммерческих целях для осуществления деятельности по предоставлению услуг хозяйствующим субъектам по приему и обработке входящих телефонных вызовов (call-центра). ООО «РусЭнергоУчет» также оказывает услуги по организации бизнес-процессов: юридическое сопровождение, бухгалтерское сопровождение деятельности, консалтинговые услуги, логистические услуги, предоставление интернет ресурсов и другие ресурсы аутсорсинга.

17.08.2015 в адрес Карельского УФАС России в ответ на запрос от 04.08.2015 №03-01/47/3383 поступили дополнительные письменные пояснения ООО «РусЭнегоУчет» (исх. №1144 от 17.08.2015), из которых следует, что хозяйствующим субъектом, по заявке которого ООО «РусЭнергоУчет» исполняет обязательства на обработку входящих вызовов по Республике Карелия, в рамках договора на оказание услуг call-центра от 01.01.2015 №144/КЦ-2015 является индивидуальный предприниматель Сенькин <…> ИП Сенькин <…> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.12.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску. Предметом деятельности ИП Сенькина <…> является производство санитарно-технических работ (Код ОКВЭД 45.33).

ИП Сенькин <…> в письме от 01.09.2015 исх. №1101 (вх. №4556) сообщил, что действительно оказывал и оказывает услуги по установке приборов учета воды на территории г.Петрозаводска, самостоятельно изготавливал и распространял информационные листовки от имени «Водоконтроль. Городская служба по учету водоснабжения».

При таких обстоятельствах ИП Сенькин <…> в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 Федерального закона от 13.06.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе», Закон о рекламе) является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем вышеуказанной информации.

В ходе изучения собранной информации установлено следующее.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г.Петрозаводска;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращения внимания на услуги по поверке приборов учета воды, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Водоконтроль. Городская служба по учету водоснабжения»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Закона о рекламе, поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номеру телефона 63-77-07, может воспользоваться услугой по поверке приборов учета воды, которую оказывает «Водоконтроль. Городская служба по учету водоснабжения».

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

В листовках не содержится информации об ИП Сенькине <…>, предусмотренной пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей.

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

На территории г.Петрозаводска организация с фирменным наименованием «Водоконтроль. Городская служба по учету водоснабжения» не зарегистрирована, в среде потребителей не может позиционироваться с ИП Сенькиным <…>, поскольку распространяемые листовки не содержат соответствующего указания.

Кроме того, рассматриваемая рекламная листовка содержит информацию: «… обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки…», «… работы по поверке будут производиться с … по …», «… Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки….».

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова содержит несколько смысловых значений слова «коллективный»: 1. Свойственный коллективу. 2. Общий, совместный, производимый коллективом. 3. Предназначенный для коллектива.

Таким образом, использованные в листовке сочетания слов, а именно: «Городская служба по учету водоснабжения», «коллективная поверка приборов учета воды», «персональное извещение»; графическое исполнение листовки, сходное с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении службой города Петрозаводска коллективного (предназначенного для всех) мероприятия по поверке счетчиков воды, носящее обязательный характер.

Такая форма и содержание рекламы вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формирует у потребителей рекламы неверное мнение по поводу организации, производящей поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у Городской службы по учету водоснабжения, а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП Сенькина <…>) искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона №102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии по адресу http://fundmetrology.ru.

По данным сайта Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды на территории Республики Карелия имеет исключительно ФБУ «Карельский ЦСМ» (185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 5).

Таким образом, ФБУ «Карельский ЦСМ» на сегодняшний день является единственной организацией на территории Республики Карелия, аккредитованной на право поверки. Любые другие организации или частные лица, предлагающие услуги по «проверке и техническому обслуживанию» водосчётчиков вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 03-02/27-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель:

- <…>

- Прокуратура Республики Карелия (185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Германа Титова, д. 4);

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ИП Сенькин <…>;

третьи лица:

- ФБУ «Карельский ЦСМ» (185003, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Володарского, д.5);

3. Назначить дело № 03-02/27-2015 к рассмотрению на 05 октября 2015 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ИП Сенькину <…> до 24 сентября 2015 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

 

Явка ИП Сенькина <…>. для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  К.Е.Бабкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исп.Волчков С.А. (8142)78-44-30

Связанные организации

Связанные организации не указаны