Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/28-2015 в отношении НО... от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/28-2015

 

07 декабря 2015 года                                                                                   г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…> –заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

<…>– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

рассмотрев дело №03-02/28-2015, возбужденного в НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя АНО «Центр образования и культуры» (доверенность от 23 августа 2013 года), директора НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» (протокол общего собрания учредителей общества от 19 ноября 2011 года №1) ипредставителя ответчика (доверенность от 21 ноября 2015 года №3/11),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России 29 июня 2015 года поступило заявление АНО «Центр образования и культуры» (далее также заявитель) от 29 июля 2015 года №4.2.1.6 (вх. №3409) с просьбой провести проверку на соответствие законодательству Российской Федерации о рекламе статьи «Do you speak English? Школа иностранных языков Study Space: пять лет успешной работы», размещенной на странице 19 газеты «Ладога-Сортавала» №25 от 05 июня 2015 года (далее – статья).

По мнению заявителя, рекламодатель, размещая данную рекламную статью нарушил требования ФЗ «О рекламе» ввиду следующего:

1)        указание соответствующей фразы «Вопрос дальнейшего развития школы, а также нового помещения для «STUDY SPACE» затрагивался в недавней беседе генерального директора О.И. Горбуненко с Главой РК А.П. Худилайненом. В вопросе предоставления помещения школе поддерживает и министр культуры Е.Б. Богданова»;

2)        отсутствие сведений о номере лицензии, а также наименовании органа выдавшего эту лицензию на осуществление образовательной деятельности;

3)        указание недостоверной информации о том, что НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» является единственным официальным подразделением Кембриджского университета по подготовке к Кембриджским экзаменам, созданное в г. Сортавала, а также утверждения, что «С сентября дошкольники начнут заниматься по уникальной британской программе обучения английскому языку, которая имеет огромную популярность во всем мире. Маленькие сортавальцы смогут по этой программе с удовольствием изучать азы английского языка – одними из первых в России и единственными в Карелии».

При рассмотрении данного заявления Карельским УФАС России были направлены соответствующие запросы в редакцию газеты «Ладога - Сортавала» и НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии».

По результатам рассмотрения заявления на основании сведений, представленных НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» письмом от 18 августа 2015 года №5/8/15 (вх. №4309), Карельское УФАС России приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, о чем письменно уведомило заявителя (письмо от 01 сентября 2015 года №03-01/53/3736).

Не согласившись с указанным решением Карельского УФАС России АНО «Центр образования и культуры» направило обращение от 18 сентября 2015 года (вх. №4867) о несогласии с принятым Карельским УФАС России решением об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии». Из письма следовало, что заявитель не согласен с достоверностью утверждения: «Школа иностранных языков «STUDY SPACE» — это единственное образовательное учреждение, являющееся официальным подразделением Кембриджского университета по подготовке к Кембриджским экзаменам, созданное в Сортавала».

С целью проведения дополнительного расследования по указанному вопросу по электронной почте был направлен запрос в Представительство компании с ограниченной ответственностью «Кембридж Ассессмент Оверсиз Лимитед» (далее – Представительство). Из письма Главы Представительства от 28 сентября 2015 года (вх. №5018) следует, что непосредственный прием экзаменов по английскому языку Кембриджского университета осуществляют авторизованные центры, которых в настоящее время в Российской Федерации около 60. Одним из таких центров является АНО «Центр образования и культуры», зарегистрированный в г. Петрозаводске. Авторизованные центры имеют право принимать Кембриджские экзамены не только в том городе или регионе, где они расположены, но и по всей территории Российской Федерации. Что касается центров по подготовке к экзаменам, представительство указало, что это учебные заведения любого типа и формы собственности, которые ведут подготовку к Кембриджским экзаменам в основные часы или во внеурочное время. Эта деятельность никак не регламентируется и не оформляется Департаментом экзаменов. При этом учебные заведения, осуществляющие подготовку учащихся к Кембриджским экзаменам, которые зарегистрировали своих учащихся в одном из авторизованных центров по приему экзаменов, Представительством компании автоматически считаются центрами по подготовке. Кроме того, любой такой центр, зарегистрировавший 25 или более кандидатов на Кембриджские экзамены в течение года и которые успешно сдали экзамены, получает сертификат центра подготовки к экзаменам (Exam PreparationCentre).

В указанном письме Представительство подтверждает, что по имеющейся у них информации НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» осуществляет подготовку к Кембриджским экзаменам в г.Сортавала в течении ряда лет. Их учащиеся сдают экзамены в центре «Инглиш Ферст» г. Санкт-Петербурга, который проводит выездные сессии для школы иностранных языков «STUDY SPACE» в г. Сортавала. По результатам регистрации учащихся на Кембриджские экзамены в 2014 году НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» получил сертификат подготовительного центра.

Вместе с тем Представительство компании отмечает, что ни авторизованные центры по приёму экзаменов, ни тем более центры по подготовке к экзаменам, не являются и не могут называть себя представителями Кембриджского университета.

По результатам рассмотрения заявлений, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508 (далее –Правила) определением от 06 октября 2015 года «О возбуждении дела №03-02/28-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 28 октября 2015 года в 15 часов 00 минут.

В соответствии с пунктом 4 определения НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» надлежало представить учредительные документы общества; письменные пояснения по обстоятельствам рассматриваемого дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих позицию документов, а также иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Письмом от 28 октября 2015 года №3/10/15 (вх. №5609) НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» ходатайствовало об отложении рассмотрения дела №03-02/28-2015 в связи с получением указанного определения 28 октября 2015 года.

В связи с вышеуказанным, в соответствии с пунктом 34 Правил и пунктами 3.47 и 3.48 Административного регламентаопределением от 28 октября 2015 года рассмотрение дела №03-02/28-2015 было отложено до 15 часов 00 минут 18 ноября 2015 года.

16 ноября 2015 года в связи со служебной необходимостью телефонограммой лица участвующие в деле были предупреждены о переносе даты и времени рассмотрения настоящего дела на 15 часов 00 минут 23 ноября 2015 года.

При рассмотрении настоящего дела представитель АНО «Центр образования и культуры» подтвердила позицию, изложенную в заявлении дополнительно сообщив, что основной объем услуг по обучению иностранным языкам общество оказывает в г. Петрозаводск, при этом имеется образовательная площадка в г. Сортавала. Вместе с тем подтверждающих данный факт документов ни к заявлению, ни на рассмотрение дело представлено не было.

Представитель НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» озвучил позицию, изложенную в письме от 13 ноября 2015 года №15/11/15 (вх. №5927), из которой следует, что приведенное в определении о возбуждении настоящего дела понятие «подразделения», по мнению ответчика согласуется с формулировкой Главы представительства Департамента о том, что на момент публикации статьи школа иностранных языков «STUDY SPACE» единственное образовательное учреждение в г. Сортавала, являющееся официальным подготовительным центром к Кембриджским экзаменам, что в свою очередь свидетельствует о том, что общество является официальной частью системы подготовки к Кембриджским экзаменам по английскому языку. С учетом вышеприведенных доводов представители ответчика просили производство по делу прекратить.

Кроме того, директор НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии», поясняя факт использования фразы «официальное подразделение Кембриджского университета» сообщила, что она употреблена в статье как лексическая единица, выражающая смысл о том, что школа иностранных языков «STUDY SPACE» это часть общего целого образования по системе Кембриджского университета.

При этом, по мнению ответчика, данная фраза не должна вырываться из контекста всей статьи. 

Отвечая на вопрос комиссии, представитель ответчика сообщила, что, употребив в статье фразу о школе иностранных языков «STUDY SPACE» как об официальном подразделении Кембриджского университета имела ввиду не юридический статус центра, а именно лексический смысл.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, рассмотрев письменные пояснения НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии», комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Применительно к положениям статьи 3 ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в анализируемой статье, является рекламой, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя этой информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Статья призвана формировать и поддерживать интерес к НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии», способствует формированию или поддержанию интереса к их услугам и продвижению на рынке.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

По смыслу предписаний статьи 5 сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной. Достоверность информации предполагает правдивость и соответствие содержащихся в ней сведений о товаре, рекламодателе, его правомочиях и обязательствах и прочем действительным, имеющим место в реальности во время, к которому относятся такие сведения.

Под недостоверной рекламой понимается присутствие в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении объектов рекламирования. Посягательства на достоверность рекламы не допускаются. Недостоверная реклама является ненадлежащей рекламой.

Согласно определению, данному в современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «представитель» - это лицо, действующее по поручению кого-либо, представляющее кого-либо, чьи-либо интересы. Должностное лицо, представляющее интересы какого-либо государства, учреждения.

При этом «подразделение» - это часть, раздел чего-нибудь, входящий в состав более крупной части.

В силу положений части 1 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Как указано выше Глава Представительства Кембридж Ассесмент Оверсиз Лимитед в письме от 02 октября 2015 года сообщила, что «выражение официальным подразделением Кембриджского университета» в указанном тексте употреблено неправомерно, так как непосредственно Кембриджский университет именно как учебное заведение вообще не имеет представительства и каких –либо подразделений в Российской Федерации. При этом у Кембриджского университета существует «не обучающее» подразделение – департамент экзаменов по английскому языку Кембриджского университета, представительство которого возглавляет г-жа <…>.

Из представленных НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» с письмом от 13 ноября 2015 года №15/11/15 (вх. №5927) учредительных документов следует, что данное общество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и т.п.;относится к учреждению дополнительного образования. Учредителями НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» являются: <…> и <…>.

Таким образом, НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» не является официальным подразделением Кембриджского университета.

Следовательно, утверждение «Школа иностранных языков «STUDY SPACE» — это единственное образовательное учреждение, являющееся официальным подразделением Кембриджского университета по подготовке к Кембриджским экзаменам, созданное в Сортавала» в части «официальное подразделение Кембриджского университета» является недостоверным.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, несет рекламодатель.

Рекламодателем, согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» является - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, представленной Автономным учреждением Сортавальского муниципального района Издательский дом «Ладога-Сортавала» (далее - АУ СМР «ИЛ Ладога – Сортавала»), данная рекламная статья была размещена в газете «Ладога –Сортавала» №25 от 05 июня 2015 года на основании договора об оказании информационных услуг (далее – Договор), заключенного между АУ СМР «ИЛ Ладога – Сортавала» и НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии».

В соответствии с договором НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» (Заказчик) поручает, а АУ СМР «ИЛ Ладога – Сортавала» (Исполнитель) принимает на себя обязанность по информационному обслуживанию Заказчика по теме юбилея НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» и размещает согласованный сторонами информационный материал в газете «Ладога –Сортавала» №25 от 05 июня 2015 года. С письмом от 14 июля 2015 года (вх. от 24 июля 2015 года №3879) АУ СМР «ИЛ Ладога – Сортавала» представило также макеты рекламной статьи, согласованные с заказчиком.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил №508, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в рекламной статье«Do you speak English? Школа иностранных языков Study Space: пять лет успешной работы», размещенной на странице 19 газеты «Ладога-Сортавала» №25 от 05 июня 2015 года, в части утверждения, что «Школа иностранных языков «STUDY SPACE» — это единственное образовательное учреждение, являющееся официальным подразделением Кембриджского университета по подготовке к Кембриджским экзаменам, созданное в Сортавала», поскольку в нейнарушены требования пункта 2 части 3, статьи 5ФЗ «О рекламе».

2. Признать НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии», являющееся рекламодателем названной рекламной статьи, нарушившим требования пункта 2 части 3статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

07 декабря 2015 года                                                                                 г. Петрозаводск

 

Предписание объявлено 23 ноября 2015 года.

Предписание изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

<…> –заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

<…>– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

на основании своего решения по делу №03-02/28-2015 о признании ненадлежащей ненадлежащей рекламу, размещенную в рекламной статье «Do you speak English? Школа иностранных языков Study Space: пять лет успешной работы», размещенной на странице 19 газеты «Ладога-Сортавала» №25 от 05 июня 2015 года, в части утверждения, что «Школа иностранных языков «STUDY SPACE» — это единственное образовательное учреждение, являющееся официальным подразделением Кембриджского университета по подготовке к Кембриджским экзаменам, созданное в Сортавала», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508 (далее – Правила №508),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» (ИНН 1007020030; ОГРНИП 1111000001166; юр. адрес: ул. Карельская, д. 11А, г. Сортавала, Республика Карелия, 186790) прекратить нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», путем размещения в газете «Ладога-Сортавала» информации, свидетельствующей о том, что «Школа иностранных языков «STUDY SPACE» не является официальным подразделением Кембриджского университета по подготовке к Кембриджским экзаменам.
  2. НОУ «Центр инновационного образования и культуры Ладожской Карелии» в течение 10 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

Доводим до сведения, что невыполнение в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны