Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/29-2015 в отношении ООО... от 17 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

13 ноября 2015 года                                                                                      г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 05 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2015 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

-врио начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-02/29-2015, возбужденное в отношении ООО «Единый центр документов» (далее – ООО «ЕЦД») по признакам нарушения пунктов 3 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) при размещении в сети «Интернет» на сайте по адресу: http://твой-документ.рф рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 14 августа 2015 года (вх. №4215) поступило заявление Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия (далее – УФМС России по Республике Карелия, заявитель) с просьбой провести проверку на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе информации, размещенной в сети Интернет по адресу http://твой-документ.рф, следующего содержания: «Оформление загранпаспорта! Супер акция = 1990 990 рублей Наши телефоны: <…>» «Вы не знаете где быстро оформить и получить загранпаспорт в городе Петрозаводск, а также в любом другом городе России? Не можете разобраться в бесконечных инструкциях по заполнению анкеты на оформление загранпаспорта? Надоело стоять в очередях и получать отказы в ФМС?», «Услуги Центра способствуют минимизации временных затрат и усилий клиентов, необходимых для оформления документов. Теперь Вы можете сделать загранпаспорт в Петрозаводске быстро и комфортно: без длинных очередей и утомительного ожидания для всех граждан РФ, независимо от регистрации и места жительства» (далее – реклама).

В целях получения дополнительной информации Карельским УФАС России письмом от 03 сентября 2015 года №03-01/79/3788 в адрес регистратора доменных имен ООО «Регтайм» был направлен запрос с просьбой предоставить сведения об администраторе доменного имени http://твой-документ.рф, то есть администраторе сайта, на котором размещена рассматриваемая информация.

Одновременно посредством анализа информации, размещенной на сайте, было установлено, что к рассматриваемой информации имеет отношение ООО «ЕЦД».

Отвечая на запрос Карельского УФАС России, ООО «Регтайм» письмом от 11 сентября 2015 года №1645 (вх. №4752) подтвердило, что владельцем вышеуказанного доменного имени является ООО «ЕЦД» (ИНН 1021506174; почтовый адрес:…, г. Петрозаводск; директор – А.).

Проанализировав поступившее заявление и дополнительные материалы, нормативно-правовую базу в области законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Понятие Интернет в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако, в литературе под «Интернетом» понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ «О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет относится реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «ЕЦД» зарегистрировано в качестве юридического лица 19 июня 2013 года, основным видом деятельности является предоставление прочих персональных услуг, дополнительными – обработка данных, деятельность туристических агентств, предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу.

Сведения о принадлежности ООО «ЕЦД» к размещаемой на сайте http://твой-документ.рф информации содержатся (помимо письма ООО «Регтайм», свидетельствующего о том, что администратором доменного имени является ООО «ЕЦД») на сайте в разделе «О компании» и «Контакты» (указан адрес, номера телефонов).

Кроме того, в целях установления принадлежности содержащихся в рассматриваемой рекламе номеров телефонов, антимонопольным органом в рамках рассмотрения настоящего дела был направлен запрос в адрес ОАО «Мобильные ТелеСистемы» от 29 октября 2015 года №03-02/29-2015/4603. Отвечая на обозначенный запрос, ОАО «МТС» письмом от 30 октября 2015 года №СЗ 10/0252и (вх. №5650) предоставило документы, свидетельствующие о принадлежности указанных в рассматриваемой рекламе номеров телефонов директору ООО «ЕЦД» - А.

Таким образом, из указанного следует, что именно ООО «ЕЦД» осуществляет наполнение указанного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пунктами 3 и 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товаров (услуг) в определенном месте, а также о продавце рекламируемого товара (услуги).                                                                                           

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как упоминалось выше в сети Интернет по адресу http://твой-документ.рф размещена информация следующего содержания: «Оформление загранпаспорта! Супер акция = 1990 990 рублей Наши телефоны: <…>» «Вы не знаете где быстро оформить и получить загранпаспорт в городе Петрозаводск, а также в любом другом городе России? Не можете разобраться в бесконечных инструкциях по заполнению анкеты на оформление загранпаспорта? Надоело стоять в очередях и получать отказы в ФМС?», «Услуги Центра способствуют минимизации временных затрат и усилий клиентов, необходимых для оформления документов. Теперь Вы можете сделать загранпаспорт в Петрозаводске быстро и комфортно: без длинных очередей и утомительного ожидания для всех граждан РФ, независимо от регистрации и места жительства».

Исходя из положения статьи 3 ФЗ «О рекламе» рассматриваемая информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя этой информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования -  услуги по оформлению загранпаспорта, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО «ЕЦД», способствует формированию или поддержанию интереса к услугам ООО «ЕЦД» и продвижению их на рынке.

Из содержания и смысла рассматриваемой рекламы следует, что ООО «ЕЦД» осуществляет оформление загранпаспортов и, соответственно, услугу по оформлению паспорта можно получить по месту нахождения общества.

Вместе с тем пунктом 7.13.14 Положения о Федеральной миграционной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года №711) установлено, что Федеральная миграционная служба осуществляет оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 17 Административного регламента  предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (утвержден приказом ФМС России от 15 октября 2012 года №320, далее – Административный регламент ФМС России №320) оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – загранпаспорт <...> осуществляется ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями.

Согласно пункту 58 Административного регламента ФМС России №320, предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, включает в себя следующие административные процедуры:

- прием заявления;

- формирование и направление межведомственных запросов;

- рассмотрение заявления и принятие решение;

- оформление паспорта;

- выдача паспорта

Таким образом, оформление загранпаспорта является одной из административных процедур государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которая входит в пределы исключительной компетенции ФМС России и ее территориальных органов.

Вместе с тем как указывалось выше из содержания и смысла рассматриваемой рекламы следует, что ООО «ЕЦД» осуществляет оформление загранпаспортов и, соответственно, услугу по оформлению паспорта можно получить по месту нахождения общества. Однако, в силу действующего законодательства Российской Федерации единственным уполномоченным органом, осуществляющим оформление заграничных паспортов, является ФМС России и ее территориальные органы, а государственную услугу по оформлению и выдаче загранпаспорта можно получить только по месту нахождения ФМС России и ее территориальных органов.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама ООО «ЕЦД», размещенная в сети Интернет по адресу http://твой-документ.рф, нарушает:

1) пункты 3 и 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку из содержания и смысла рекламы следует, что продавцом услуги по оформлению загранпаспорта является ООО «ЕЦД» и, соответственно, услугу по оформлению загранпаспорта можно получить по месту нахождения общества;

 2) часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует часть информации о том, что ООО «ЕЦД» совершает действия по подготовке документов для оформления загранпаспортов уполномоченным органом, то есть фактически оказывает содействие физическим лицам в получении ими загранпаспортов. Отсутствие такой информации в рассматриваемой рекламе приводит к искажению смысла информации в целом, так как подразумевает наличие у ООО «ЕЦД» полномочий по оформлению загранпаспортов, что приводит потребителей рекламы в заблуждение.

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований частей 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. Исходя из положений пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «ЕЦД» является рекламодателем вышеуказанной рекламы.

Комиссия по рассмотрению настоящего дела отмечает, что еще на стадии проведения расследования как в адрес ООО «ЕЦД», так и в адрес директора ООО «ЕЦД» А. были направлены запросы о предоставлении информации по вопросу распространения рассматриваемой рекламы. Вместе с тем почтовые отправления вернулись в адрес антимонопольного органа по причине истечения срока хранения. ООО «ЕЦД» также не обеспечило получение определения Карельского УФАС России от 14 октября 2015 года «О возбуждении дела №03-02/29-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

Согласно части 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии с частью 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, учитывая, что ООО «ЕЦД» не обеспечило получение корреспонденции по адресу своего местонахождения, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц, именно на нем лежит риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения корреспонденции.

Разрешая вопрос о возможности выдачи ООО «ЕЦД» предписания, комиссия исходит из того факта, что на момент принятия настоящего решения рассматриваемая реклама по-прежнему размещена на сайте в неизменном виде.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей размещенную в сети «Интернет» на сайте по адресу: http://твой-документ.рф рекламу ООО «ЕЦД» следующего содержания: «Оформление загранпаспорта! Супер акция = 1990 990 рублей Наши телефоны: <…>» «Вы не знаете где быстро оформить и получить загранпаспорт в городе Петрозаводск, а также в любом другом городе России? Не можете разобраться в бесконечных инструкциях по заполнению анкеты на оформление загранпаспорта? Надоело стоять в очередях и получать отказы в ФМС?», «Услуги Центра способствуют минимизации временных затрат и усилий клиентов, необходимых для оформления документов. Теперь Вы можете сделать загранпаспорт в Петрозаводске быстро и комфортно: без длинных очередей и утомительного ожидания для всех граждан РФ, независимо от регистрации и места жительства», как нарушающую пункты 3 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «ЕЦД» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                      <…>

 

 

Члены Комиссии

<…>

              <…>

              

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

13 ноября 2015 года                                                                                  г. Петрозаводск

 

Предписание оглашено 05 ноября 2015 года.

Предписание изготовлено в полном объеме 13 ноября 2015 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

<…> – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…> – врио начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

<…>– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

 

на основании своего решения по делу №03-02/29-2015 о признании рекламы, размещенной в сети «Интернет» на сайте по адресу: http://твой-документ.рф, ненадлежащей, нарушившей требования пунктов 3 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Единый центр документов» в течение 30 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пунктов 3 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 «О рекламе» путем удаления рекламы следующего содержания: «Оформление загранпаспорта! Супер акция = 1990 990 рублей Наши телефоны: <…>» «Вы не знаете где быстро оформить и получить загранпаспорт в городе Петрозаводск, а также в любом другом городе России? Не можете разобраться в бесконечных инструкциях по заполнению анкеты на оформление загранпаспорта? Надоело стоять в очередях и получать отказы в ФМС?», «Услуги Центра способствуют минимизации временных затрат и усилий клиентов, необходимых для оформления документов. Теперь Вы можете сделать загранпаспорт в Петрозаводске быстро и комфортно: без длинных очередей и утомительного ожидания для всех граждан РФ, независимо от регистрации и места жительства» с сайта http://твой-документ.рф либо приведения ее содержания в надлежащий, не противоречащий законодательству о рекламе вид.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

Связанные организации

Связанные организации не указаны