Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/30-2018 от 7 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

**. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

***. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

*** – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

 

рассмотрев дело № 03-02/30-2018, возбужденное в отношении акционерного общества «ТАНДЕР» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, КПП 230750001, дата внесения в ЕГРЮЛ – 12.08.2002, юридический адрес: улица Леваневского, дом 185, город Краснодар, почтовый адрес: улица Солнечная, дом 15, корпус 5, город Краснодар, 350072, далее – АО «ТАНДЕР») по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту нарушения рекламного законодательства в рекламах:

- «СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%» (размещена на странице 31 журнала «гипермаркет МАГНИТ 09.05.2018-22.05.2018»);

- «ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 18 и 19 мая -50% НА ВСЕ ИГРУШКИ В АКЦИИ НЕ УЧАСТВУЮТ ТОВАРЫ С ЖЕЛТЫМИ ЦЕННИКАМИ. Акция действует только в данном гипермаркете Магнит. Количество товара ограничено. Изображенные товары указаны для примера и не являются объектом рекламирования. Телефон горячей линии 8 800 200 900 2 (Звонок бесплатный с любых номеров Российской Федерации) www.magnit.ru» (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018);

- «18-19.05.2018 скидка 50% на все игрушки!!!! Спешите сделать праздник малышам!!» (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018), размещенные по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018.

в присутствии представителей АО «ТАНДЕР» <…>, в отсутствие заявителя <…>., надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление <…>от 25.05.2018 (вх. от 25.05.2018 № 2471) о признаках нарушения рекламного законодательства в рекламах:

- «СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%» (размещена на странице 31 журнала «гипермаркет МАГНИТ 09.05.2018-22.05.2018»);

- «ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 18 и 19 мая -50% НА ВСЕ ИГРУШКИ В АКЦИИ НЕ УЧАСТВУЮТ ТОВАРЫ С ЖЕЛТЫМИ ЦЕННИКАМИ. Акция действует только в данном гипермаркете Магнит. Количество товара ограничено. Изображенные товары указаны для примера и не являются объектом рекламирования. Телефон горячей линии 8 800 200 900 2 (Звонок бесплатный с любых номеров Российской Федерации) www.magnit.ru» (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018);

- «18-19.05.2018 скидка 50% на все игрушки!!!! Спешите сделать праздник малышам!!» (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018).

Акция проводилась АО «ТАНДЕР» в гипермаркете «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018.

В заявлении указано, что в период проведения акции в гипермаркете «МАГНИТ» в г. Петрозаводске, заявители <…>. приобрели набор инструментов, 11 шт. на батарейках (СИ):4/12 (чек от 18.05.2018), TMTH игрушка черепашка ниндзя 15 см. (чек от 19.05.2018), коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24 (товарный чек от 19.05.2018 № 13451-437859), скидка в размере 50% от установленной цены на товар не предоставлена.

Из представленных <…>. документов следует, что ценники на указанные товары были изготовлены из белой бумаги, в связи с чем вышеназванные игрушки, приобретенные в период проведения акции с 18.05.2018 по 19.05.2018, согласно макетам рекламных материалов, расположенных в торговом зале гипермаркета «МАГНИТ», полностью удовлетворяют условиям проводимой акции.

По мнению заявителей, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе исследования представленных документов письмом от 08.06.2018 № 1213 (вх. 08.06.2018 № 2734) АО «ТАНДЕР» пояснило, что в соответствии с условиями акции, действовавшей 18 и 19 мая 2018 года в гипермаркете «МАГНИТ» по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Казарменская, д.2, скидка 50% предоставлялась на товарные позиции группы «Игрушки», за исключением товаров, на которые уже действовала другая скидка. Указанная 50% скидка предоставлялась покупателям на кассовых терминалах торгового объекта. Итоговую цену товара покупатель мог видеть в чеке или на кассе самообслуживания после выполнения операции «завершить покупки и оплатить».

Обозначенные в запросе товарные позиции: «Коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24» по цене без учета сидки 699 рублей и «Набор инструментов, 11 шт. на батарейках (СИ):4/12» по цене без учета скидки 479,90 рублей реализовывались со скидкой 50 %, за 349,95 рублей и 239,95 рублей соответственно, что подтверждается кассовыми чеками от 18.05.2018 и 19.05.2018.

В отношении товарной позиции «TMTH игрушка черепашка ниндзя 15 см.» действовала другая акция, вследствие чего скидка 50% не была проведена через кассовый терминал. Доакционная цена товара составляла 1739,00 рублей, цена по акции – 1218,00 рублей. Указанная в запросе цена 1289,00 рублей была установлена на другую товарную позицию – «Фигурки Черепашек Ниндзя функц. 12,5 – 15 см. 5 шт.2.

Таким образом, АО «ТАНДЕР» указало, что содержание рекламы фактически соответствовало условиям, на которых товар реализовывался потребителям.

Следует отметить, что приобретенный заявителями «Набор инструментов 11 шт. на батарейках (СИ):4/12» в соответствии с кассовым чеком от 18.05.2018 продан за - 239 рублей 95 копеек, цена в соответствии с ценником – 399 рублей 90 копеек, однако в письме от 08.06.2018 №1213 (вх. 08.06.2018 № 2734) АО «ТАНДЕР» утверждают, что цена без учета скидки на вышеуказанную игрушку составляет - 479 рублей 90 копеек.

Согласно представленным материалам «Коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24» в соответствии с товарным чеком от 19.05.2018 № 13451-437859 продана – 699 рублей 00 копеек, цена в соответствии с ценником – 699 рублей 00 копеек, согласно вышеуказанному письму АО «ТАНДЕР» сообщило, что цена без учета скидки составляла 699 рублей 00 копеек и реализовывалась со скидкой 50% за 349 рублей 95 копеек (кассовый чек от 19.05.2018 № 234 предоставленный АО «ТАНДЕР»).

По результатам рассмотрения заявления определением от 25.06.2018 «О возбуждении дела № 03-02/30-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 24.07.2018 в 15 часов 00 минут.

В письме от 17.07.2018 № 44-07/2 (вх. от 19.07.2018 № 3408) АО «ТАНДЕР» представило информацию, аналогичную информации представленной в письме от 08.06.2018 № 1213 (вх. от 08.06.2018 №2734) при этом сообщив, что на фотоснимке заявителя изображен ценник с датой 26.07.2017. Такой формат ценников не используется АО «ТАНДЕР» с октября 2017 года. Цена 339,90 руб. шт. действовала в 2017 году, однако после изменений 11.01.2018 и 26.04.2018 розничная цена составила 479,90 рублей.

Кроме того, в вышеуказанном письме АО «ТАНДЕР» пояснило, что в товарном чеке от 19.05.2018 № 13451-437859, копию которого заявитель представил в материалы дела, в соответствующих графах указана полная розничная цена на товар «Коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24» без учета скидки (699,00 рублей), отдельно указана сумма скидки 548,50 рублей (скидка по позиции «Коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24» = 349,50 рублей + скидка по двум позициям «Игрушка мягкая «Кролик» = 199 рублей), итоговая стоимость товаров указана с учетом скидок. Товарному чеку заявителя соответствует представленный ранее АО «ТАНДЕР» кассовый чек от 19.05.2018 № 224, в котором указана итоговая стоимость каждой единицы товара с учетом скидки. Таким образом, в отношении спорного товара также действовала акция и была предоставлена скидка 50% в соответствии с указанными в рекламе условиями.

Рассмотрение дела состоялось в 15 часов 00 минут 24.07.2018 в присутствии заявителя <…>., представителя АО «ТАНДЕР» <…>), в отсутствие заявительницы <…>. надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела представитель АО «ТАНДЕР» предоставила фотоснимок ценника, размещенного в торговом зале на данный момент, на котором указана актуальная цена за «Набор инструментов, 11 шт. на батарейках (СИ):4/12» 479,90 рублей, и который действовал в рассматриваемый период, в свою очередь заявитель представил на обозрение с электронного устройства (сотовый телефон) фотографии ценников и рекламных материалов с отображением даты и времени фотосъемки.

На вопрос комиссии об отсутствии существенной информации в рекламе, представитель АО «ТАНДЕР» пояснила, что реклама «СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%» размещённая в вышеуказанном журнале дополняется рекламными макетами, расположенными в торговом зале гипермаркета «МАГНИТ» в отделе «Игрушки».

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев письменную позицию АО «ТАНДЕР», изложенную в письме от 17.07.2018 № 44-07/2 (вх. от 19.07.2018 № 3408) и иные материалы дела, комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов.

Определением от 24.07.2018 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/30-2018 по признакам нарушения законодательства о рекламе» рассмотрение дела было назначено  на 11 часов 00 минут 23.08.2018.

В соответствии с указанным определением от 24.07.2018 АО «ТАНДЕР» надлежало представить дополнительные документы.

Запрошенные документы АО «ТАНДЕР» представило с письмом от 17.08.2018 №1883 (вх. от 17.08.2018 №3833) с содержанием информации аналогичной, информации указанной в письмах от 08.06.2018 № 1213 (вх. от 08.06.2018 №2734), 17.07.2018 № 44-07/2 (вх. от 19.07.2018 № 3408) при этом сообщив, что товар «TMTH игрушка черепашка ниндзя 15 см.» в период 07.05.2018-05.07.2018 находился в распродаже со скидкой 30 % в связи с выводом товарной позиции из ассортимента товарного объекта и реализацией остатков. Цена товара до уценки составляла 1739,9 рублей, после – 1218 рублей. Товар был отмечен желтым ценником.

Кроме того, АО «ТАНДЕР» указало, что информирование покупателей об условиях действия акции «Скидка 50%» осуществлялось на рекламных баннерах, которые размещены в соответствующих отделах гипермаркета. В приложении к настоящему письму приведены соответствующие макеты, из которых следовало, что скидка 50 % предоставляется на игрушки, за исключением товаров, отмеченных желтыми ценниками, к которым относилась, в частности, товарная позиция «TMTH игрушка черепашка ниндзя 15 см.».

Во исполнения определения от 24.07.2018 <…>. письмом от 13.08.2018 (вх. от 13.08.2018 № 3760) представили скриншоты фотоснимков ценников и рекламных материалов с отображением на них даты и времени фотосъемки.

Рассмотрение дела состоялось в 11 часов 00 минут 23.08.2018 в присутствии представителей АО «ТАНДЕР» <…>), в отсутствие заявителей <…>надлежащим образом уведомленных о дате времени и месте рассмотрения дела.

При рассмотрении дела представители АО «ТАНДЕР» поддержали позицию, изложенную в письме от 23.08.2018 (вх. от 23.08.2018 № 3932), признали факт нарушения ФЗ «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон комиссия установила следующее.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» следует, что информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемые макеты рекламных материалов и рекламный буклет полностью соответствуют понятию рекламы, поскольку являются информацией, адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования – Игрушки, реализуемые в розницу в гипермаркете «МАГНИТ».

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, содержащая несоответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ходе изучения собранной информации установлено следующее.

В период с 18.05.2018 по 19.05.2018 в гипермаркете «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика проводилась рекламная акция, согласно которой игрушки можно было приобрести со скидкой 50 %.

Информация об условиях акции размещалась как на макетах, расположенных в зале гипермаркета «МАГНИТ», так и в журнале «гипермаркет МАГНИТ 09.05.2018-22.05.2018».

Причем, размещенная в журнале и на рекламных макетах информация об обозначении акции разнилась.

Кроме того, установлено, что в период рассматриваемой рекламной акции, предоставляемой с 18.05.2018 по 19.05.2018 в гипермаркете «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия проводились иные акции на ассортимент игрушек, о чем в условиях рассматриваемой рекламы не упоминалось, в связи с чем отсутствовала существенная информация об ассортименте игрушек, принимавших участие в акции «СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%».

ФЗ «О рекламе» прямо требует обеспечить потребителя достоверной информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация об условиях проведения акции.

Отсутствие в рекламе информации об условиях проведения акции не позволяет потребителю правильно и адекватно воспринимать информацию, вводит их в заблуждение относительно возможности приобрести Игрушки со скидкой 50 %, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие информации об условиях приобретения Игрушек по  акции может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести указанный товар.

На основании вышесказанного, расматриваемая реклама содержит нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем, согласно статье 3 ФЗ «О рекламе», является - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В данном случае рекламодателем является АО «ТАНДЕР».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

- «СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%» (размещена на странице 31 журнала «гипермаркет МАГНИТ 09.05.2018-22.05.2018»);

- «ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 18 и 19 мая -50% НА ВСЕ ИГРУШКИ В АКЦИИ НЕ УЧАСТВУЮТ ТОВАРЫ С ЖЕЛТЫМИ ЦЕННИКАМИ. Акция действует только в данном гипермаркете Магнит. Количество товара ограничено. Изображенные товары указаны для примера и не являются объектом рекламирования. Телефон горячей линии 8 800 200 900 2 (Звонок бесплатный с любых номеров Российской Федерации) www.magnit.ru» (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018);

- «18-19.05.2018 скидка 50% на все игрушки!!!! Спешите сделать праздник малышам!!» (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета «МАГНИТ» по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018). действия АО «ТАНДЕР» нарушающими пункт 4 части 3, часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения пункт 4 части 3, части 7 статьи 5  ФЗ «О рекламе» АО «ТАНДЕР» не выдавать в связи с прекращением распространения указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны