Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/31-2015 от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/31-2015

 

10декабря 2015 года                                                                                г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 10декабря 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15декабря 2015 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…> – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

<…>–ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

рассмотрев дело № 03-02/31-2015, возбужденное в отношении ООО «МПресс Медиа» (ОГРН 1071001010530 ИНН/КПП 1001193131/100101001, юр.адрес: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Куйбышева, д.16, кв. 33) по факту распространения в ежемесячном журнале «Витрина.Петрозаводск» за апрель 2014 года и июнь-июль 2015 года реклам с художественным изображением еды со следующим содержанием: «Ресторан «FUSION» собери wok-коробочку! Лапша или рис + овощи + соус = 115 рублей; Возьми с собой или закажи доставку»;

«Чистый вкус вегетарианское кафе; уютный интерьер с индийскими мотивами, освежающее летнее меню, бизнес-ланч с 12.00 до 16.00 от 120 руб, доставка готовых блюд, кейтеринг; Первомайский пр. д. 9 тел.: <…>», в отсутствие заявителя, заинтересованных лиц и представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе,надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступили обращения Карельской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Чистая вода» (вх. от 20.08.2015 №4337, 4342) с жалобой на нарушение Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в рекламе с художественным изображением еды со следующим содержанием:

«Чистый вкус вегетарианское кафе; уютный интерьер с индийскими мотивами, освежающее летнее меню, бизнес-ланч с 12.00 до 16.00 от 120 руб, доставка готовых блюд, кейтеринг; Первомайский пр. д. 9 тел.: <…>», размещенной в ежемесячном журнале Витрина.Петрозаводск. (июнь-июль 2015 года);

«Ресторан «FUSION» собери wok-коробочку! Лапша или рис + овощи + соус = 115 рублей; Возьми с собой или закажи доставку», размещенной в ежемесячном журнале Витрина.Петрозаводск. (апрель 2014 года).

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По результатам рассмотрения заявлений Определением от 15.10.2015 «О возбуждении дела №03-02/31-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 17.11.2015 в 12 часов 00 минут.

До начала рассмотрения дела в Карельское УФАС России поступили пояснения директора ООО «МПресс Медиа» (вх.09.10.2015 №5279), из которых следует, что общество не согласно с трактовкой данной рекламы, как способа дистанционной продажи товаров.

Вместе с тем к назначенному времени рассмотрения дела №03-02/31-2015 Карельское УФАС России не располагалоданными о своевременном извещении ООО «МПресс Медиа» и ООО «Фьюжин» о месте и времени рассмотрения дела.

Определением от 17.11.2015 «Об отложении рассмотрения дела №02-02/31-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» дело назначено на 10.12.2015 в 11 часов 00 минут.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Директор ООО «МПресс Медиа» заявила ходатайство о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, проанализировав нормативные-правовые акты комиссией установлено следующее.

В пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта2 этой же статьи под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Согласно статье 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Рассматриваемые информационные блоки полностью соответствуют понятию рекламы, поскольку являются информацией, адресованной неопределенному кругу лиц, размещенной в СМИ и направленной на привлечение внимания к реализуемой продукции: вегетарианское кафе, wok-коробочка.

В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в Законе РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункты 1, 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612 (далее - Правила), определено, что продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В ходе рассмотрения заявлений сотрудниками Карельского УФАС Россиибыли произведенызвонки по номерам телефонов, указанных в рекламах. Операторы, ответившие на звонок, предложили ознакомиться с ассортиментом с ценами на готовые блюда на официальных сайтах либо в группе вконтакте и оформить заказ. Таким образом, способ продаж товаров кафе «Чистый вкус» и ресторан «FUSION» является дистанционным.

Таким образом, указанная выше рекламная информация предлагает покупателям товар, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром посредствам получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).

Вместе с тем, в рассматриваемых рекламах отсутствуют сведения о продавце товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), что свидетельствует о нарушении статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ответ на запрос Карельского УФАС России ООО «МПресс Медиа» сообщило, что по вышеуказанным рекламам договоры на их размещения отсутствуют.

Следовательно, установить рекламодателей рассматриваемых реклам не представляется возможным.

Рекламораспространителем, согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, ООО «Мпресс Медиа» являетсярекламораспространителем.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламырекламе с художественным изображением еды со следующим содержанием:

«Чистый вкус вегетарианское кафе; уютный интерьер с индийскими мотивами, освежающее летнее меню, бизнес-ланч с 12.00 до 16.00 от 120 руб, доставка готовых блюд, кейтеринг; Первомайский пр. д. 9 тел.: <…>», размещенной в ежемесячном журнале Витрина.Петрозаводск. (июнь-июль 2015 года);

«Ресторан «FUSION» собери wok-коробочку! Лапша или рис + овощи + соус = 115 рублей; Возьми с собой или закажи доставку», размещенной в ежемесячном журнале Витрина.Петрозаводск. (апрель 2014 года), ненадлежащими, как нарушившими требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Не выдать Предписание в связи с прекращением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламораспространителя указанных реклам ООО «МПресс Медиа».

 

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                   <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны