Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 03-02/31-2016 от 19 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/31-2016

 

11 октября 2016 года                                                                                    г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Петров М.С. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

Грущакова Г.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

Сальникова Е.С. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

 

рассмотрев дело № 03-02/31-2016, возбужденное в отношении ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» (ОГРН 1041000026759, ИНН/КПП 1001155760/100101001, юридический адрес: 185035, Республика Карелия,                                 г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, 9-пом. 1Н; дата регистрации: 27 июля 2004 года; далее также Общество) по признакам нарушения части 8 статьи 7, пунктов 5, 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) в присутствии представителя Общества по доверенности от 01 марта 2016 года № б/н – «…», в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России с письмами от 15 июня 2016 года № б/н (вх.                    от 16 июня 2016 года № 2765), от 16 июля 2016 года № б/н (вх. от 18 июля 2016 года № 3263)  поступили жалобы физического лица по факту размещения рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «В Контакте» по адресу https://vk.com/club_begemot.

К заявлению приложены результаты фотосьемки, из которых следует, что размещена реклама виски марки «Ballantie`s» (ссылка на запись - https:// vk.com/wall-27902382_16707), пива марки «Мюллярит» (ссылка на запись - https:// vk.com/wall-27902382_16581), а также реклама вина, в том числе марки BRUZA (ссылка на запись - https://vk.com/wall-27902382_16906).    

При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы по адресу https://vk.com/club_begemot, указанной в заявлении, (скриншоты страниц приложены к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления). Осмотром установлено размещение рекламы следующего содержания:

 «Немного крепкого пафоса Вам в ленту. Закажи две порции Ballantine/s Finest в клубе «Бегемот» и получи третью в ПОДАРОК! Ждем компании бруталов и нежных див у нас в гостях!» #Ballantines #БегемотЛюбитТебя #рестораннаДзержинского #begemot_club #клуббегемот #whisky (с изображением бутылки с алкогольной продукцией - Ballantine/s Finest) – 12 июня 2016 года в 16:04 (ссылка https://new.vk.com/wall-27902382_16707);

«КРАФТОВОЕ ПИВО Мы варим наше фирменное пиво «Мюллярит» на частной пивоварне в городе Рига (Латвия). При постоянном контроле, сохраняя качество и вкус пива на высоком уровне, цену на него мы сделали доступной и приятной для Вас, друзья! Крафтовое светлое фильтрованное и светлое нефильтрованное «Мюллярит» рекомендуем к фирменным блюдам из мяса и рыбы («Мясо по-таёжному», «Лосось под сливочно-грибным соусом», «Фахитос с курицей», салат «Бегемот») и к фирменной пицце «Бегемот». #БегемотЛюбитТебя #вкусныйПетрозаводск #Мюллярит (с изображением картинки явно ассоциирующейся с пивной кружкой) – 24 мая 2016 года в 14:13 (ссылка https://new.vk.com/wall-27902382_16581);

«Лето - идеально для встреч с одногрупниками! #наше_меню@club_begemot Акция "Винное искушение" в "Бегемоте": закажи ДВЕ порции вина, получи третью в ПОДАРОК! (с изображением бокалов вина) – 13 июля 2016 года в 15:40 (ссылка https://vk.com/club_begemot?z=photo-27902382_420126175%2Fwall-27902382_16906).

Кроме того, в ходе рассмотрения заявления 27 июня 2016 года специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр наружной рекламы, размещенной на рекламных конструкциях (расположены на внешней стене здания по адресу: ул. Дзержинского, д. 7, г. Петрозаводск, РК) следующего содержания:

«КАЛЬЯНЫ ОТ КОМАНДЫ #mestoptz Специальная акция классический кальян 348 р. для любителей сладкого дыма столицы! Все лето и каждый день с 18:00» (с изображением кальяна);

«КРАФТОВОЕ ПИВО MYLLARIT ВСЕ НА ЗАПРАВКУ В БЕГЕМОТ 0,3 Л. 100р. 0,5 Л. 130 р. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБ СВЕТЛОЕ ФИЛЬТРОВАННОЕ СВЕТЛОЕ НЕФИЛЬТРОВАННОЕ».

Определением от 16 августа 2016 года «О возбуждении дела №03-02/31-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по рекламе» рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 02 сентября 2016 года.

В связи с тем, что в адрес Карельского УФАС России не поступили сведения об уведомлении ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» о дате, времени и месте рассмотрения дела, комиссия в целях соблюдения прав указанного лица определила рассмотрение дела № 03-02/31-2016 отложить, назначив его рассмотрение на 11 часов 00 минут 28 сентября 2016 года.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

На заседании Комиссии представитель Общества признал факт нарушения части 8 статьи 7, пункта 5, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» в полном объеме, сообщил о прекращении нарушений законодательства о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная на интернет-странице по адресу: https://vk.com/club_begemot, а также на рекламных конструкциях (расположены на внешней стене здания по адресу: ул. Дзержинского, д. 7, г. Петрозаводск, РК) информация содержит все правовые признаки рекламы:

-   распространена посредством размещения её в сети «Интернет», на рекламных конструкциях;

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-   направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «Клуб – ресторан «Бегемот», формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, а также призвана сформировать у потребителей рекламы представление о том, что в случае возникновения у них потребности в приобретении алкогольных напитков, приобрести их возможно именно в «Клубе – ресторане «Бегемот».

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25 декабря 1998 года № 37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Карельским УФАС России по результатам проведения расследования на предмет соответствия действующему законодательству вышеуказанных реклам установлено следующее.

ООО «В Контакте» (далее – ВКонтакте) является владельцем сайта Социальной сети ВКонтакте, адрес в Интернет http://vk.com (далее – Сайт), предназначенного для общения пользователей, поддержания связи со старыми и новыми друзьями (социальная сеть).

Условия использования Сайта, а также права и обязанности Пользователей и Администрации Сайта определяются Правилами пользования сайтом ВКонтакте (далее – Правила), размещены для всеобщего доступа на Сайте по адресу: http://vk.com/terms.

ВКонтакте предоставляет техническую возможность для общения Пользователей и обмена информацией с соблюдением требований законодательства РФ и Правил пользования сайтом ВКонтакте (https://vk.com/terms), самостоятельно не инициирует размещение информации на Сайте, не выбирает получателей информации, не участвует в формировании содержания страниц Сайта, в момент размещения информации Пользователями Сайта. Таким образом, ВКонтакте не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем в отношении информации, размещаемой на спорных страницах.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «В Контакте» по адресу https://vk.com/club_begemot распространяется информация о торговой деятельности «Клуб – ресторан «Бегемот» с указанием адреса его расположения: ул. Дзержинского, д. 7, г. Петрозаводск, РК.

Согласно информации с сайта ФНС России из ЕГРЮЛ торговую деятельность по вышеуказанному адресу осуществляет ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» (ОГРН 1041000026759, ИНН/КПП 1001155760/100101001, юридический адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, 9-пом. 1Н). Основной вид деятельности ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» – деятельность ресторанов и кафе (код 55.30).

Отвечая на запросы Управления исх. от 01 июля 2016 года № 03-01/89/2553 и исх. от 20 июля 2016 года № 03-01/89/2780, ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» с письмом исх. от 27 июля 2016 года № б/н (вх. от 27 июля 2016 года № 3449) пояснило, что информационные материалы, размещенные в сети интернет, а также на внешней стене здания были размещены Обществом с целью привлечения клиентов и были направлены на неопределенный круг лиц. Факт нарушения требований законодательства о рекламе Общество признало в полном объеме.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В нарушение пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции следующего содержания:

«Немного крепкого пафоса Вам в ленту. Закажи две порции Ballantine/s Finest в клубе «Бегемот» и получи третью в ПОДАРОК! Ждем компании бруталов и нежных див у нас в гостях!» #Ballantines #БегемотЛюбитТебя #рестораннаДзержинского #begemot_club #клуббегемот #whisky (с изображением бутылки с алкогольной продукцией - Ballantine/s Finest) – 12 июня 2016 года в 16:04 (ссылка https://new.vk.com/wall-27902382_16707);

«КРАФТОВОЕ ПИВО Мы варим наше фирменное пиво «Мюллярит» на частной пивоварне в городе Рига (Латвия). При постоянном контроле, сохраняя качество и вкус пива на высоком уровне, цену на него мы сделали доступной и приятной для Вас, друзья! Крафтовое светлое фильтрованное и светлое нефильтрованное «Мюллярит» рекомендуем к фирменным блюдам из мяса и рыбы («Мясо по-таёжному», «Лосось под сливочно-грибным соусом», «Фахитос с курицей», салат «Бегемот») и к фирменной пицце «Бегемот». #БегемотЛюбитТебя #вкусныйПетрозаводск #Мюллярит (с изображением картинки явно ассоциирующейся с пивной кружкой) – 24 мая 2016 года в 14:13 (ссылка https://new.vk.com/wall-27902382_16581);

«Лето - идеально для встреч с одногрупниками! #наше_меню@club_begemot Акция "Винное искушение" в "Бегемоте": закажи ДВЕ порции вина, получи третью в ПОДАРОК! (с изображением бокалов вина) – 13 июля 2016 года в 15:40 (ссылка https://vk.com/club_begemot?z=photo-27902382_420126175%2Fwall-27902382_16906) размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/club_begemot.

Пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» определено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Применительно к требованиям указанной нормы реклама: «КАЛЬЯНЫ ОТ КОМАНДЫ #mestoptz Специальная акция классический кальян 348 р. для любителей сладкого дыма столицы! Все лето и каждый день с 18:00» (с изображением кальяна); «КРАФТОВОЕ ПИВО MYLLARIT ВСЕ НА ЗАПРАВКУ В БЕГЕМОТ 0,3 Л. 100р. 0,5 Л. 130 р. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБ СВЕТЛОЕ ФИЛЬТРОВАННОЕ СВЕТЛОЕ НЕФИЛЬТРОВАННОЕ», размещены на рекламных конструкциях, прикреплена к объекту недвижимости (стены, окна, крыльцо здания).

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Так, наружная реклама, следующего содержания: «КРАФТОВОЕ ПИВО MYLLARIT ВСЕ НА ЗАПРАВКУ В БЕГЕМОТ 0,3 Л. 100р. 0,5 Л. 130 р. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБ СВЕТЛОЕ ФИЛЬТРОВАННОЕ СВЕТЛОЕ НЕФИЛЬТРОВАННОЕ» (расположена на фасаде здания, по адресу: ул. Дзержинского, д. 7, г. Петрозаводск, РК), размещена на рекламной конструкции с нарушением требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Частью 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок не допускается.

Следовательно, наружная реклама, следующего содержания: «КАЛЬЯНЫ ОТ КОМАНДЫ #mestoptz Специальная акция классический кальян 348 р. для любителей сладкого дыма столицы! Все лето и каждый день с 18:00» (с изображением кальяна) (расположена на фасаде здания, по адресу: ул. Дзержинского, д. 7, г. Петрозаводск, РК), размещена с нарушением требований части 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Исходя из пункта 5 и пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать ненадлежащей рекламу ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» размещенную на интернет – странице по адресу: https://vk.com/club_begemot следующего содержания:

«Немного крепкого пафоса Вам в ленту. Закажи две порции Ballantine/s Finest в клубе «Бегемот» и получи третью в ПОДАРОК! Ждем компании бруталов и нежных див у нас в гостях!» #Ballantines #БегемотЛюбитТебя #рестораннаДзержинского #begemot_club #клуббегемот #whisky (с изображением бутылки с алкогольной продукцией - Ballantine/s Finest) – 12 июня 2016 года в 16:04 (ссылка https://new.vk.com/wall-27902382_16707);

«КРАФТОВОЕ ПИВО Мы варим наше фирменное пиво «Мюллярит» на частной пивоварне в городе Рига (Латвия). При постоянном контроле, сохраняя качество и вкус пива на высоком уровне, цену на него мы сделали доступной и приятной для Вас, друзья! Крафтовое светлое фильтрованное и светлое нефильтрованное «Мюллярит» рекомендуем к фирменным блюдам из мяса и рыбы («Мясо по-таёжному», «Лосось под сливочно-грибным соусом», «Фахитос с курицей», салат «Бегемот») и к фирменной пицце «Бегемот». #БегемотЛюбитТебя #вкусныйПетрозаводск #Мюллярит (с изображением картинки явно ассоциирующейся с пивной кружкой) – 24 мая 2016 года в 14:13 (ссылка https://new.vk.com/wall-27902382_16581);

«Лето - идеально для встреч с одногрупниками! #наше_меню@club_begemot Акция "Винное искушение" в "Бегемоте": закажи ДВЕ порции вина, получи третью в ПОДАРОК! (с изображением бокалов вина) – 13 июля 2016 года в 15:40 (ссылка https://vk.com/club_begemot?z=photo-27902382_420126175%2Fwall-27902382_16906) поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ненадлежащей рекламу ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» размещенную на рекламных конструкциях (расположены на внешней стене здания по адресу: ул. Дзержинского, д. 7, г. Петрозаводск, РК) следующего содержания:

«КАЛЬЯНЫ ОТ КОМАНДЫ #mestoptz Специальная акция классический кальян 348 р. для любителей сладкого дыма столицы! Все лето и каждый день с 18:00» (с изображением кальяна), поскольку в ней нарушены требования части 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»;

«КРАФТОВОЕ ПИВО MYLLARIT ВСЕ НА ЗАПРАВКУ В БЕГЕМОТ 0,3 Л. 100р. 0,5 Л. 130 р. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБ СВЕТЛОЕ ФИЛЬТРОВАННОЕ СВЕТЛОЕ НЕФИЛЬТРОВАННОЕ», поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

3. ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

11 октября 2016 года                                                                                 г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Петров М.С.

- заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

 

Грущакова Г.А.

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

 

Сальникова Е.С

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

 

на основании решения от 11 октября 2016 по делу № 03-02/31-2016 о признании рекламы ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» размещенной на интернет – странице по адресу: https://vk.com/club_begemot, а также на рекламных конструкциях (расположены на внешней стене здания по адресу: ул. Дзержинского, д. 7, г. Петрозаводск, РК), ненадлежащей, нарушившей требования части 8 статьи 7, пункта 5, 8 части 2 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),      

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, требований части 8 статьи 7, пункта 5, 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе», путем удаления с интернет – страницы по адресу: https://vk.com/club_begemot рекламы алкогольной продукции, признанной по решению комиссии Карельского УФАС России ненадлежащей, а также прекратить размещение рекламных конструкций (расположены на внешней стене здания по адресу: ул. Дзержинского, д. 7, г. Петрозаводск, РК) с нарушением требований законодательства о рекламе.
  2. ООО «МАРКЕТИНГ СИСТЕМ» в течение 5 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны