Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/31-2018 от 26 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…> – заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>– начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

<…>– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,

рассмотрев дело №03-02/31-2018, возбужденное в отношении ПАО «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195, ул. Вавилова, д. 19, Москва, 117997, по тексту также Банк) по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту распространения наружной рекламы следующего содержания: «Сбербанк Снижаем ставки по кредитам, Подайте заявку до 30 апреля, Впервые от 11,5%*, 900**, 8 800 555 55 50» «*по кредитным заявкам, принятым в ПАО Сбербанк в период Акции с 15.02.2018 по 30.04.2018 включительно (далее – Акция), действуют сниженные процентные ставки по программе «Потребительский кредит без обеспечения» (далее – Кредит») в рублях РФ при оформлении Кредита на сумму от 250 000 рублей до 3 000 000 рублей на срок от 3 месяцев до 5 лет: от 11,5% годовых до 18,5% годовых для заемщиков, получающих заработную плату/пенсию на счет/вклад, открытый в Сбербанке, ставки от 12,5% годовых до 18,5% годовых для других категорий заемщиков. При оформлении Кредита на сумму до 250 000 рублей на срок от 3 месяцев до 5 лет включительно действуют скидки от 12,9% годовых до 19,9% годовых для заемщиков, получающих заработную плату/пенсию на счет/вклад, открытый в Сбербанке, ставки от 13,9% годовых до 19,9% годовых для других категорий заемщиков. Валюта Кредита – рубли РФ. Итоговая сумма кредита и процентная ставка для конкретного заемщика определяется Банком индивидуально в зависимости от финансового состояния и категории заемщика. Комиссия и дополнительные расходы по Кредиту отсутствуют. Погашение Кредита – аннуитентными платежами. Банк вправе отказать в выдаче Кредита без объяснения причин. Изменения условий производиться Банком в одностороннем порядке. Подробнее об условиях Акции, сроках ее проведения, об условиях кредитования Банка на www.sberbank.ru или по телефону 8 (800) 555-55-50.

** номер <...> доступен для абонентов сотовых операторов МТС, Билайн, Мегафон, Tele2, Yota на территории России. Тарификация бесплатная при нахождении в домашнем регионе и во внутрисетевом роуменге. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015.» в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц, в присутствии представителя по доверенности ПАО «Сбербанк России» <…> (доверенность от 27.04.2017 №С3Б/635-Д),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление (вх. от 24.04.2018 №1960) Сосновец Т. (далее – Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в наружной рекламе следующего содержания: «Сбербанк Снижаем ставки по кредитам, Подайте заявку до 30 апреля, Впервые от 11,5%*, 900**, 8 800 555 55 50», размещенной на рекламных конструкциях, расположенных по адресу: г. Петрозаводск, ул. Луначарского (напротив гостиницы «Карелия») и ул. Ключевая (напротив торгового центра «Десяточка»).

25.04.2018 специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр наружной рекламы, размещенной на рекламных конструкциях, расположенных по адресу: г. Петрозаводск, ул.Луначарского и ул. Ключевая.

В результате осмотра установлено, что рассматриваемая реклама состоит из 2-х частей:

первая часть «Сбербанк Снижаем ставки по кредитам, Подайте заявку до 30 апреля, Впервые от 11,5%*, 900**, 8 800 555 55 50»;

вторая часть рекламы «*по кредитным заявкам, принятым в ПАО Сбербанк в период Акции с 15.02.2018 по 30.04.2018 включительно (далее – Акция), действуют сниженные процентные ставки по программе «Потребительский кредит без обеспечения» (далее – Кредит») в рублях РФ при оформлении Кредита на сумму от 250 000 рублей до 3 000 000 рублей на срок от 3 месяцев до 5 лет: от 11,5% годовых до 18,5% годовых для заемщиков, получающих заработную плату/пенсию на счет/вклад, открытый в Сбербанке, ставки от 12,5% годовых до 18,5% годовых для других категорий заемщиков. При оформлении Кредита на сумму до 250 000 рублей на срок от 3 месяцев до 5 лет включительно действуют скидки от 12,9% годовых до 19,9% годовых для заемщиков, получающих заработную плату/пенсию на счет/вклад, открытый в Сбербанке, ставки от 13,9% годовых до 19,9% годовых для других категорий заемщиков. Валюта Кредита – рубли РФ. Итоговая сумма кредита и процентная ставка для конкретного заемщика определяется Банком индивидуально в зависимости от финансового состояния и категории заемщика. Комиссия и дополнительные расходы по Кредиту отсутствуют. Погашение Кредита – аннуитентными платежами. Банк вправе отказать в выдаче Кредита без объяснения причин. Изменения условий производиться Банком в одностороннем порядке. Подробнее об условиях Акции, сроках ее проведения, об условиях кредитования Банка на www.sberbank.ru или по телефону 8 (800) 555-55-50.

** номер <...> доступен для абонентов сотовых операторов МТС, Билайн, Мегафон, Tele2, Yota на территории России. Тарификация бесплатная при нахождении в домашнем регионе и во внутрисетевом роуменге. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015.» исполнена несоизмеримо мелким шрифтом по отношению к первой части рекламы, содержащей привлекательные условия предоставления кредита.

При этом в том виде, в котором исполнен текст второй части рекламы, существенную информацию об условиях предоставления кредита невозможно было прочитать сотрудникам Управления, проводившим осмотр, даже при приближении к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние.

Первая рекламная конструкция на ул. Ключевой расположена на зеленой зоне с пешеходной дорожкой у пересечения автомобильных дорог ул. Ключевая – ул. Петрова напротив торгового центра «Десяточка» - ул. Ключевая д.14, доступна к просмотру водителям и пассажирам при движении с перекрестка ул. Корабелов – ул. Ключевая, вниз по ул. Ключевая, а также пешеходам.

Вторая рекламная конструкция расположена на газоне напротив гостиницы «Карелия», доступна для просмотра пешеходам, водителям и пассажирам при движении по ул. Луначарского от театра после моста через р. Неглинка.

ФАС России с письмом от 03.07.2018 №АЦ/50413/18 на основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508 (далее – Правила) наделило Карельское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на территории г. Петрозаводска вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении ПАО «Сбербанк».

Определением от 22.06.2018 «О возбуждении рассмотрения дела №03-02/31-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – определение) рассмотрение дела было назначено на 11 часов 30 минут 20.07.2018. К участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ПАО «Сбербанк России», в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Денцу-Смарт» (переименовано в ООО «Денцу ИКС»).

Определением от 20.07.2018 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/31-2018 и продлении срока рассмотрения» к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ПОСТЕРСКОП» (ИНН 7701573387, ОРГН 1047796991032); рассмотрение дела №03-02/31-2018 назначено на 15 часов 00 минут 30.08.2018.

Определением от 30.08.2018 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе №03-02/31-2018» к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Максима Северо-Запад» (ИНН 7842434562, ОРГН 1107847224891); рассмотрение дела №03-02/31-2018 назначено на 15 часов 30 минут 20.09.2018.

Определением от 20.09.2018 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе №03-02/31-2018» рассмотрение дела было отложено, дело назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 22.10.2018.

С целью соблюдения прав ПАО «Сбербанк России» на предоставления дополнительных документов Определением от 22.10.2018 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе №03-02/31-2018» рассмотрение дела отложено, дело назначено к рассмотрению на 15 часов 30 минут 29.10.2018.

В ходе рассмотрения дела были представлены следующие пояснения.

ПАО «Сбербанк России» в письме от 16.07.2018 №8628-11-исх/72к (вх. от 16.07.2018 №3364) сообщило, что в период с 15.02.2018 по 30.04.2018 банком проводилась весенняя акция по потребительским кредитам со сниженной процентной ставкой для физических лиц. Соответствующая рекламная компания в поддержку весенней акции проводилась на территории г.Петрозаводска с 01.04.2018 по 30.04.2018. Указанная реклама действительно распространялась по городу Петрозаводску на 9 рекламных конструкциях. Из представленных документов следует, что аналогичная реклама, помимо зафиксированных в акте осмотра наружной рекламы, распространялась также на иных рекламных конструкциях: кольцо пр. Первомайский – ул. Заводская; ул. Антикайнена – пр. Первомайский; пр. Комсомольский – ул. Балтийская (из центра на кукковку); ул. Ровио д. 34, ул. Правда – ул. Волховская; пр. Лесной (напротив ГМ «Сигма»); ул. Лыжная д.22.

ПАО «Сбербанк России» представило договор от 01.01.2017 №50001605063, заключенный Банком с ООО «Денцу-Смарт». Предметом договора является оказание услуг, направленных на планирование и проведение Рекламных компаний ПАО «Сбербанк России», а также от своего имени (ООО «Денцу-Смарт») и за счет ПАО «Сбербанк России» совершать сделки с третьими лицами, направленные на размещение рекламы и в необходимых случаях, на производство рекламных материалов на условиях, согласованных сторонами в Медиа-планах (пункт 1.1 Договора).

Кроме того, общество указало, что реклама содержит в нижней части макета информацию обо всех существенных условиях предоставления кредита, определяющих его полную стоимость и влияющих на нее, указав, что ограниченная площадь рекламной конструкции и общее количество информации, подлежащей отражению во исполнение требований статьи 28 ФЗ «О рекламе», не позволяют эффективно разместить все текстовые надписи шрифтом одного размера. По мнению Банка, вторая часть рекламы, содержащая существенные условия предоставления кредита, выполнена черным шрифтом, хорошо читаемым на белом фоне. Текст условий расположен горизонтально, размер строк соответствует ширине макета. Размер шрифта, контрастность и расположение строк позволяют в полной мере ознакомиться с условиями кредитования без приложения чрезмерных условий и специальных средств.

В связи с изложенным общество не согласно с вменяемыми им нарушениями.

На заседании комиссии 20.07.2018 представители ПАО «Сбербанк России» отвечая на вопрос комиссии о высоте букв, используемых в нижней части рекламы, пояснили, что размер букв должен составлять 24 кегли, что составляет около 9 см.

На заседании комиссии 30.08.2018 представитель ПАО «Сбербанк России» отметил, что размер букв (по подсчетам общества) составляет 2,5 см, что, по мнению ПАО «Сбербанк России», легко читаемо с удаления 15 метров.

На заседании комиссии 20.09.2018 представитель ПАО «Сбербанк России» ходатайствовал о приобщении к материалам дела заключения Управления маркетинга и коммуникаций Северо-Западного банка по вопросу размера букв, использованного при разработке макета наружной рекламы «Снижаем ставки по кредитам», также ходатайствовал о приобщении к делу шести фотографий, на которых, по мнению ПАО «Сбербанк России», видно, что потребитель может близко подойти к рекламной конструкции для того, чтобы ознакомится с рекламой. При этом, отвечая на вопрос комиссии, представитель ПАО «Сбербанк России» подтвердил, что для ознакомления с рекламой потребителю будет необходимо выйти на газон, нарушив при этом правила благоустройства.

После рассмотрения дела 22.10.2018 ПАО «Сбербанк России» письмом (вх. от 26.10.2018 №5008) предоставило дополнительные пояснения, в которых указано на недопустимость использования при принятии решения акта о произведенных замерах по рассматриваемой наружной рекламе, в связи с тем, что индивидуальный предприниматель не представил в материалы дела документы, подтверждающие, что он обладает необходимыми для производства замеров знаниями и навыками. Кроме того, в материалах дела отсутствуют подтверждение того, что использованный дальномер имеет сертификат соответствия, прошел необходимую метрологическую поверку и пригоден для точного измерения расстояния.

ООО «Денцу ИКС», привлеченное к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица, в письмах от 10.07.2018 (вх. 13.07.2018 №3350) и от 21.08.2018 (вх. от 24.08.2018 №3964) сообщило, что Общество не осуществляет фактическое размещение рекламы и не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем. Указанная реклама была предоставлена ПАО «Сбербанк России» для размещения в готовом виде.

Для обеспечения размещения рекламы ООО «Денцу ИКС» (заказчик) заключило договор о размещении рекламы от 20.06.2014 №ДС-20-06/2014 с ООО «ПОСТЕРСКОП» (исполнитель). Согласно актам об оказании услуг и взаиморасчетах к договору № ДС-20-06/2014 от 20.06.2014 от 01.04.2018 и от 30.04.2018 исполнитель оказал заказчику услуги по производству рекламы (производство Петрозаводск Билборд 6х3 винил) (пункт 4 акта от 01.04.2018) и услуги по размещению рекламы (размещение Петрозаводск Билборд 6х3) (пункт 3 акта от 30.04.2018). Кроме того, ООО «Денцу ИКС» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

ООО «ПОСТЕРСКОП», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, с письмом от 03.08.2018 (вх. 07.08.2018 №3698) предоставило копию договора от 30.03.2018 №20/03_МСЗ, заключенного с ООО «Максима Северо-Запад» (исполнитель), согласно которому исполнитель обязуется изготовить рекламные материалы для клиента, а заказчик оплатить стоимость работ. Согласно пункту 1.2 договора технические характеристики изготавливаемых постеров указаны в приложении №1 к настоящему договору (указанное приложение ООО «ПОСТЕРСКОП» не предоставило).

В свою очередь, ООО «Максима Северо-Запад» письмом от 06.09.2018 №07/09 (вх. от 12.09.2018 №4277) представило макет спорной рекламы и пояснения, в которых указало, что макет рекламного объявления был предоставлен ООО «ПОСТЕРСКОП» в готовом виде по электронной почте. Услуги оказаны полностью и приняты по акту №20 от 01.04.2018 заказчиком без возражений.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела сотрудниками Карельского УФАС России была изготовлена часть надписи, расположенной на нижней части спорного макета, размер букв которой составляет 8,5 см.

24.07.2018 составлен акт осмотра наружной рекламы рекламных конструкций на которой выявлено, что размер букв на спорной рекламе менее 8,5 см. Кроме того, произведено сравнение фотографии со спорной рекламой и фотографии с использованием части текста с высотой букв 24 кегля, из которого следует, что на фотографии со спорной рекламой использованы буквы более мелкого размера.

Сотрудниками Карельского УФАС России также произведен расчет размера строчных букв на спорной рекламе. За образец рекламы взят макет, утвержденный ПАО «Сбербанк России», предоставленный ООО «Максима-Северо-Запада». В ходе произведения расчетов установлено, что высота строчной буквы в спорном тексте на рекламе, размещенной на билборде составляет 24,9 мм (2 см 49 мм). Сведения о расчетах зафиксированы в Акте о произведенных расчетах по рассматриваемой наружной рекламе.

Кроме того, 15.10.2018 сотрудниками Управления с привлечением индивидуального предпринимателя, занимающегося строительными, отделочными работами с использованием специальных технических средств: дальномер – SNDWAY SW-T80, составлен акт о произведенных замерах по рассматриваемой наружной рекламе, в котором зафиксировано расстояние от пешеходной дорожки до рекламной конструкции, расположенной на ул. Ключевая г. Петрозаводска. Так, согласно произведённым замерам расстояние от рекламной конструкции до пешеходной дорожки по прямой (для возможного визуального ознакомления с рекламой) составляет 23 метра. При этом на указанном расстоянии расположено ближайшее возможное место для ознакомления потребителя с рекламой по прямой линии, поскольку остальная часть территории до рекламной конструкции занимает газон (зеленая зона). Согласно части 2.4 статьи 31 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утверждённых Решением Петрозаводского городского совета 03.06.2014 № 27/27-414, на озелененных территориях запрещается ходить, сидеть и лежать на газонах (исключая луговые), ходить по участкам, занятым зелеными насаждениями, ездить на велосипедах, лошадях вне специально оборудованных дорог и тропинок.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Рассматриваемый информационный блок полностью соответствуют понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – финансовых услуг по предоставлению кредита, призвана формировать и поддерживать интерес к банку ПАО «Сбербанк» и оказываемых банком услуг, способствует продвижению их на рынке.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №58), если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ №58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с письмом ФАС России от 11.09.2012 №АК/29603, при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, в случае когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Необходимо отметить, что изложенные в настоящем решении выводы подтверждены многочисленной судебной практикой (дело №А44-8517/2012, А36-4092/2013, А79-2037/2014, А31-2066/2017).

Как указано выше в рассматриваемой рекламе ряд условий по предоставлению кредита (снижаем ставки по кредитам, подайте заявку до 30 апреля, впервые от 11,5%) выполнены крупным шрифтом, а иные условия (период акции, сумма кредита, срок кредитования, конкретные размеры процентных ставок, вид платежей) выполнены мелким, нечитаемым шрифтом.

При этом из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что в тексте рекламы, исполненном мелким шрифтом, размер букв составляет 24,9 мм (по расчетам сотрудников Карельского УФАС России, выполненным по представленному макету).

Согласно сведениям, отраженным в Заключении Управления маркетинга и коммуникаций Северо-Западного банка по вопросу размера букв, использованного при разработке макета наружной рекламы «Снижаем ставки по кредитам», рекламный макет наружного размещения, разработанный в рамках договора №50001605063 от 01.01.2017, предусматривал выполнение указанного текста шрифтом с начертанием Fedra Sans и размером строчной буквы 19,6 мм Х 27,4 мм (Ш х В).

Тот факт, что информация, изложенная в рассматриваемой рекламе мелким шрифтом, не воспринимается потребителем, подтверждается обращением заявителя в Карельское УФАС России, в котором указано на данный факт. Мелкий текст рекламы не воспринимался сотрудниками Карельского УФАС России, производившими осмотр наружной рекламы 25.04.2018.

Кроме того, в материалах дела имеются фотографии спорной рекламы, из которых следует, что реклама расположена значительно выше уровня глаз человека, что само по себе не позволяет прочесть мелкий шрифт.

Спорная реклама размещена на рекламных конструкциях, установленных вдоль проезжей части дороги, то есть её потребителями являются также участники дорожного движения и направлена на импульсивное восприятие (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).

Совокупность обстоятельств размещения рекламы, ограниченное время считывания (для участников дорожного движения - пассажиров и водителей транспортных средств), размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредита, не позволяют потребителям прочесть информацию обо всех условиях кредита, чем вводит последних в заблуждение относительно срока кредита, суммы кредита, дополнительных условиях.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама противоречит требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Комиссия Карельского УФАС России отклоняет довод Банка об отсутствии оснований для квалификации действий Банка, как нарушивших ФЗ «О рекламе» по причине того, что Банк не осуществлял изготовление рекламы, поскольку реклама изготовлена по утвержденному Банком макету, в котором существенная информация изложена мелким, нечитаемым шрифтом. Кроме того, утверждая макет Банк сам определил требуемую высоту букв 27,4 мм (2 см 74 мм), что, по мнению Комиссии, и было реализовано при изготовлении рекламы.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем, согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» является - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из вышеизложенного, в силу пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Сбербанк России».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Сбербанк Снижаем ставки по кредитам, Подайте заявку до 30 апреля, Впервые от 11,5%*, 900**, 8 800 555 55 50» «*по кредитным заявкам, принятым в ПАО Сбербанк в период Акции с 15.02.2018 по 30.04.2018 включительно (далее – Акция), действуют сниженные процентные ставки по программе «Потребительский кредит без обеспечения» (далее – Кредит») в рублях РФ при оформлении Кредита на сумму от 250 000 рублей до 3 000 000 рублей на срок от 3 месяцев до 5 лет: от 11,5% годовых до 18,5% годовых для заемщиков, получающих заработную плату/пенсию на счет/вклад, открытый в Сбербанке, ставки от 12,5% годовых до 18,5% годовых для других категорий заемщиков. При оформлении Кредита на сумму до 250 000 рублей на срок от 3 месяцев до 5 лет включительно действуют скидки от 12,9% годовых до 19,9% годовых для заемщиков, получающих заработную плату/пенсию на счет/вклад, открытый в Сбербанке, ставки от 13,9% годовых до 19,9% годовых для других категорий заемщиков. Валюта Кредита – рубли РФ. Итоговая сумма кредита и процентная ставка для конкретного заемщика определяется Банком индивидуально в зависимости от финансового состояния и категории заемщика. Комиссия и дополнительные расходы по Кредиту отсутствуют. Погашение Кредита – аннуитентными платежами. Банк вправе отказать в выдаче Кредита без объяснения причин. Изменения условий производиться Банком в одностороннем порядке. Подробнее об условиях Акции, сроках ее проведения, об условиях кредитования Банка на www.sberbank.ru или по телефону 8 (800) 555-55-50.

** номер <...> доступен для абонентов сотовых операторов МТС, Билайн, Мегафон, Tele2, Yota на территории России. Тарификация бесплатная при нахождении в домашнем регионе и во внутрисетевом роуменге. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015.», распространяемую ПАО «Сбербанк России», как нарушающую требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание не выдать в связи с прекращением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

Члены Комиссии                                                                                       <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны