Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/33-2017 от 11 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>– заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>– начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

рассмотрев дело №03-02/33-2017, возбужденное в отношении ООО «РКС ритейл групп» (ИНН 1001269180, ОГРН1131001005123, <…>) по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон), в присутствии представителя ООО «РКС ритейл групп» по доверенности <…> (доверенность от 06.12.2017)

 

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. от 27.10.2017 №5030) с жалобой на рекламу следующего содержания: «Магазин разливных напитков Хмельница, цены снижены, жигулевское 43 р.*, немецкое 49 р.*, бархатное темное 49 р.*, чешское 54 р.*. *цена за 0.5 л., без учета тары, цены снижены, 2 этаж, сопровождающуюся изображениями мельницы и кружки с пенным напитком, размещенную магазином разливных напитков «Хмельница» ООО «РКС ритейл групп», на рекламной конструкции, установленной по адресу: ул. Ключевая д.14, г. Петрозаводск.

Специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России 03.11.2017 был произведен осмотр указанной рекламы, по результатам которого составлен акт осмотра наружной рекламы от 03.11.2017.

Определением от 10.11.2017 «О возбуждении дела №03-02/33-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по рекламе» (далее - определение) рассмотрение дела было назначено на 15 часов 00 минут 06.12.2017.

До начала рассмотрения дела в Карельское УФАС России не поступили запрошенные определением у ООО «РКС ритейл групп» документы.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

На заседании Комиссии представитель ООО «РКС ритейл групп» пояснил, что рассматриваемая реклама не является рекламой алкогольной продукции, поскольку в тексте рекламы отсутствует слово «пиво».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «РКС ритейл групп», Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная на рекламной конструкции информация содержит все правовые признаки рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: магазин разливных напитков «Хмельница», формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, способствуя ее реализации.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» определено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Применительно к требованиям указанной нормы реклама вышеприведённого содержания, размещена на рекламной конструкции (рекламный баннер), прикреплённой к объекту недвижимости (стена здания).

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Вышеуказанная реклама, размещена на рекламной конструкции, что нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Относительно довода ООО «РКС ритейл групп» о том, что рассматриваемая рекламная информация не является рекламой алкогольной продукции необходимо отметить следующее.

Пленум ВАС РФ в пункте 2 постановления от 08.10.2012 №58 разъяснил, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителей ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара (пункт 16 информационного письма от 25.12.1998 №33 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В статье 21 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции, содержится собирательное понятие «алкогольная продукция» без указания на необходимость индивидуализации и конкретизации объекта рекламирования.

Законодательство о рекламе устанавливает определенные ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции, поэтому для признания рекламы ненадлежащей достаточно привлечения внимания к товару – алкогольной продукции.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «РКС ритейл групп» пояснил, что в магазине разливных напитков «Хмельница» осуществляется розничная продажа пива, кваса и другой продукции. При этом в рекламе без указания слова «пиво» приведены цены на жигулевское, немецкое, бархатное темное, чешское пиво.

Необходимо отметить, что жигулевское, немецкое и чешское являются общеизвестными марками пива и не могут ассоциироваться у потребителя с иными напитками (например, квасом), в том числе с учетом падежа, в котором указаны наименования напитков в рекламе.

С учетом изложенного, комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции.

Кроме того, согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рекламе, зафиксированной сотрудниками Карельского УФАС России не содержится предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что нарушает часть 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе»

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющейся у Карельского УФАС России информации следует, что торговую деятельность в магазине разливных напитков «Хмельница» осуществляет ООО «РКС ритейл групп» (ИНН 1001269180, ОГРН 1131001005123, 185000, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 8).

Согласно информации ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «РКС ритейл групп» является подача напитков (код 56.3), одним из дополнительных видов деятельности является торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.2).

Рекламодателем и рекламораспростронителем рассматриваемых реклам в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является ООО «РКС ритейл групп».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать рекламу алкогольной продукции: «Магазин разливных напитков Хмельница, жигулевское 43 р.*, немецкое 49 р.*, бархатное темное 49 р.*, чешское 54 р.*. *цена за 0.5 л., без учета тары, цены снижены, 2 этаж», распространяемую магазином разливных напитков «Хмельница» ООО «РКС ритейл групп», размещеную на рекламной конструкции прикрепленную к стене здания по адресу: ул. Ключевая д.14, г. Петрозаводск, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

2. ООО «РКС ритейл групп» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

8 декабря 2017 года                                                                               г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя управления, председатель комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

 

на основании решения от 08.12.2017 по делу №03-02/33-2017 о признании рекламы алкогольной продукции: «Магазин разливных напитков Хмельница, жигулевское 43 р.*, немецкое 49 р.*, бархатное темное 49 р.*, чешское 54 р.*. *цена за 0.5 л., без учета тары, цены снижены, 2 этаж», распространяемую магазином разливных напитков «Хмельница» ООО «РКС ритейл групп», размещённую на рекламной конструкции прикрепленную к стене здания по адресу: ул. Ключевая д.14, г. Петрозаводск, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),      

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «РКС ритейл групп» прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно требований пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», путем прекращения размещения рекламной конструкции (расположенной на стене здания по адресу: ул. Ключевая, д. 14, г. Петрозаводск, РК) с нарушением требований законодательства о рекламе.
  2. ООО «РКС ритейл групп» в течение 5 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

8 декабря 2017 года                                                                               г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя управления, председатель комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

 

на основании решения от 08.12.2017 по делу №03-02/33-2017 о признании рекламы алкогольной продукции: «Магазин разливных напитков Хмельница, жигулевское 43 р.*, немецкое 49 р.*, бархатное темное 49 р.*, чешское 54 р.*. *цена за 0.5 л., без учета тары, цены снижены, 2 этаж», распространяемую магазином разливных напитков «Хмельница» ООО «РКС ритейл групп», размещённую на рекламной конструкции прикрепленную к стене здания по адресу: ул. Ключевая д.14, г. Петрозаводск, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),      

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «РКС ритейл групп» прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно требований пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», путем прекращения размещения рекламной конструкции (расположенной на стене здания по адресу: ул. Ключевая, д. 14, г. Петрозаводск, РК) с нарушением требований законодательства о рекламе.
  2. ООО «РКС ритейл групп» в течение 5 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны