Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-02/37-2016 от 8 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Солодовъ»
185000, г. Петрозаводск,
ул. Древлянка, д.2
РЕШЕНИЕ
по делу №03-02/37-2016
06 декабря 2016 года г. Петрозаводск
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…> – заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
рассмотрев дело №03-02/37-2016, возбужденное в отношении ООО «Солодовъ» (185000, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д.2) по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон), в присутствии генерального директора ООО «Солодовъ» <…>,
УСТАНОВИЛА:
В целях осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 33 ФЗ «О рекламе», 07.11.2016 специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр наружной рекламы, расположенной на пр. Александра Невского д. 42, г. Петрозаводска. В ходе осмотра установлено, что на рекламной конструкции размещена реклама следующего содержания: «Солодовъ отличное пиво свежего разлива с изображением бокалов с пивом»; «живое пиво с изображением пивной бочки и бокала с пивом», распространяемая магазином разливного пива «Солодовъ».
Определением от 10.11.2016 «О возбуждении дела №03-02/37-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по рекламе» (далее - определение) рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 29.11.2016.
До начала рассмотрения дела в Карельское УФАС России поступили пояснения генерального директора ООО «Солодовъ» (вх. 21.11.2016 №5170), из которых следует, что ООО «Солодовъ» не согласен с указанными в определении нарушениями ФЗ «О рекламе», поскольку данные рекламные баннеры направлены на привлечения внимания к магазину бочкового пива «Солодовъ», а не рекламу алкогольной продукции.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На заседании Комиссии представитель стороны подтвердил позицию, изложенную в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Размещенная на рекламной конструкции информация содержит все правовые признаки рекламы:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: магазину разливного пива «Солодовъ»; формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, способствуя реализации алкогольной продукции.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» определено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Применительно к требованиям указанной нормы вышеуказанные рекламы, размещены на рекламных конструкциях (рекламных баннерах) прикреплены к объектам недвижимости (стене здания).
Рассматриваемые изображения и надписи на стене обращены на улицу, привлекают внимание неопределенного круга лиц, формируют и поддерживают интерес к нему, следовательно, указанные баннеры являются рекламой.
В силу пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Вышеуказанные рекламы, размещены на рекламных конструкциях, что нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламах, зафиксированных сотрудниками Карельского УФАС России не содержится предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что нарушает часть 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе»
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из имеющейся у Карельского УФАС России информации следует, что торговую деятельность в магазине разливного пива «Солодовъ» осуществляет ООО «Солодовъ» (ИНН 1001225947, ОГРН 1091001011892, место нахождения: г.Петрозаводск, ул.Древлянка, д.2).
Согласно информации ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Солодовъ» является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в неспециализированных магазинах (код 47.11).
Рекламодателем и рекламораспростронителем рассматриваемых реклам в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является ООО «Солодовъ».
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу алкогольной продукции, размещенной на баннерах по адресу: г.Петрозаводск, Невского д.42, ненадлежащей, как нарушившую требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
2. ООО «Солодовъ» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
ООО «Солодовъ»
185000, г. Петрозаводск,
ул. Древлянка, д.2
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
06 декабря 2016 года г. Петрозаводск
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…> |
- заместитель руководителя управления, председатель комиссии; |
<…> |
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии; |
<…> |
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии; |
на основании решения от 06.12.2016 по делу №03-02/37-2016 о признании рекламы алкогольной продукции, размещенной на баннерах по адресу: г.Петрозаводск, Невского д.42, ненадлежащей, и нарушившей требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- ООО «Солодовъ» прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно требований пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», путем прекращения размещения рекламных конструкций (расположенных на стене здания по адресу: ул. А. Невского, д. 42, г. Петрозаводск, РК) с нарушением требований законодательства о рекламе.
- ООО «Солодовъ» в течение 5 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>