Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/38-2014 в отношении ООО "Москва" от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Москва»

ул.Дубининская, д.57, стр.1, г.Москва, 115054

ул.Кирова, д.2, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185000

<…>

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/38-2014

 

03февраля 2015 года                                                                               г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 21января 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03февраля 2015 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело № 03-02/38-2014, возбужденное в отношении ООО «Москва» (ОГРН 1127747289218; ИНН/КПП 7723858700/772501001; юридический адрес: ул.Дубининская, д.57, стр.1, г.Москва, 115054; фактический адрес: ул.Кирова, д.2, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185000; дата регистрации: 26.12.2012) по признакам нарушения пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) по факту распространения в газете «Карельский Медведь» рекламы автосалона «KareliaMotors», в отсутствие заявителя и представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России поступило заявление (вх. №3893 от 22.07.2014) <…> (далее также – Заявительница) о признаках нарушения рекламного законодательства в рекламе автосалона «Карелия Моторс», размещенной на последней странице газеты «Карельский Медведь» №11 от 14.03.2014.

Как следует из заявления на последней странице еженедельной рекламной газеты «Карельский Медведь» №11 от 14.03.2014 Заявительницей была обнаружена реклама автосалона «Карелия Моторс» (как оказалось в последующем – ООО «Москва»), в которой её заинтересовали достаточно привлекательные цены на реализуемые автосалоном автомобили, так она заинтересовалась автомобилем «ChevroletCobalt» стоимостью «от 379 000 рублей».

25.03.2014 <…> направилась в автосалон для покупки данного автомобиля, при этом, как указано в заявлении, менеджером автосалона была озвучена стоимость автомобиля «ChevroletCobalt» в минимальной комплектации в размере 423 000 рубля.

В связи с отсутствием полной суммы для покупки автомобиля «ChevroletCobalt» <…> согласилась оставить свой автомобиль стоимостью 180 000 рублей в зачет приобретения нового  автомобиля, внести 40 000 рублей из личных сбережений. Недостающую сумму в размере 203 000 рублей для покупки автомобиля «ChevroletCobalt» сотрудник автосалона предложил «оформить в кредит».

Заявительница указывает, что при оформлении заявки на получении кредита на приобретение транспортного средства сотрудник автосалона посоветовал определить стоимость приобретаемого автомобиля в размере 520 000 рублей, т.к. истребуемой суммы кредита в 203 000 рублей могло быть недостаточно для банка, предложил 27.03.2014 прибыть в автосалон для уточнения информации относительно одобрения кредита для покупки транспортного средства.

27.03.2014 Заявительница прибыла в автосалон для подписания договора купли-продажи транспортного средства и кредитного договора. Ей был предъявлен договор купли-продажи транспортного средства на сумму 520 000 рублей. На её вопрос об изменении предварительной стоимости автомобиля «ChevroletCobalt», менеджер автосалона ответил, что указанная в договоре сумма 520 000 рублей включает в себя стоимость услуги по страхованию жизни и здоровья, оформления страховки от рисков, связанных с утратой вещей (документов), а также договора КАСКО, без которых банк не сможет выдать необходимый кредит. Общая сумма страховок, по словам менеджера, составила 97 000 рублей.

27.03.2014 между <…>и ООО «Москва» был заключен договор №МСК-03-27/19086д купли-продажи транспортного средства «ChevroletCobalt» (<…>), стоимостью 520 000 рублей. Также был заключен договор с ООО «Сетелем Банк» о предоставлении целевого потребительского кредита на приобретение автотранспортного средства №С04100633617. Предметом договора является предоставление ООО «Сетелем Банк» целевого потребительского кредита <…>в общей сумме 396911,06 рублей (из них: 300 000,00 рублей на приобретение ТС; 36 635,78 рублей на оплату страховой премии по договору имущественного страхования ТС; 55 335,28 рублей на оплату за подключение к программе коллективного добровольного страхования заемщиков ООО «Сетелем Банк»;2 000,00 рублей на оплату страховой премии по договору страхования заемщиков от рисков, связанных с утратой вещей; 2 940,00 рублей на оплату стоимости услуги «СМС-информатор») на условиях обеспеченности, возвратности, платности, срочности и целевого использования для приобретения у ООО «Москва» автотранспортного средства «ChevroletCobalt» (<…>).

Заявительница указывает, что стоимость реализации автомобилей, указанная в рекламе, явно не соответствует действительности. При этом, посредством размещения указанной информации, автосалон «Карелия Моторс» получает преимущество перед иными салонами, поскольку создает впечатления, что стоимость реализуемых автосалоном автомобилей значительно ниже чем у иных автосалонов г.Петрозаводска. <…>отмечает, что указание недостоверных цен воспринимается потребителями как лучшее предложение на рынке и однозначно вводит их в заблуждение относительно действительного статуса автосалона, объема и качества оказываемых услуг.

Также в заявлении сообщается, что информация о том, что данная реклама не является публичной офертой напечатана мелким шрифтом, затруднительным для прочтения по сравнению с основным текстом рекламы, сообщающем о моделях реализуемых автомобилей и их стоимости.

Заявительница полагает, что указанные обстоятельства не позволяют потребителю рекламы сделать однозначный и правильный выбор, вводят в заблуждение.

С учетом изложенного <…>просила Карельское УФАС России провести проверку по указанному факту, выдать предписание о прекращении действующего законодательства и привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности.

По результатам проведенной проверки определением от 30.10.2014 «О возбуждении дела №03-02/38-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 01.12.2014.

К назначенному времени рассмотрения дела №03-02/38-2014 Карельское УФАС России не располагалоданными о своевременном извещении ООО «Москва» о месте и времени его рассмотрения.

Определением от 01.12.2014 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/38-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» срок рассмотрения дела №03-02/38-2014 был продлен, назначена новая дата рассмотрения дела – 21.01.2015.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В газете «Карельский Медведь», выпуск №11 от 14.03.2014, на последней полосе размещена реклама автосалона «Карелия Моторс», с указанием информации: «официальный дилер», 11-ти товарных знаков автомобилей, а также реализуемых в данном автосалонеавтомобилей, в том числе автомобиля «ChevroletCobalt», с его изображением, а также ценой – «от 379 000 руб.».

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – автомобилей (в том числе автомобиля «ChevroletCobalt»), способствует формированию или поддержанию интереса к рекламируемым автомобилям и автосалону «Карелия Моторс» и продвижению их на рынке. Распространенная реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести рекламируемый товар по указанной цене.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (пункт 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»), об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ №15340/08 от 31.03.2009 по делу №А73-4483/2008-90АП, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но также информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламой.

Информация о цене товара является существенной для потребителей рекламы и необходима для принятия осознанного решения по приобретению товара. Отсутствие или недостоверность в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести данный товар.

В ходе рассмотрения заявления у ООО «Москва» неоднократно запрашивались сведения, подтверждающие возможность приобретения в автосалоне с 07.03.2014 по 04.04.2014 автомобилей по заявленной в рекламе цене, которые представлены не были.

При отсутствии доказательств наличия автомобилей по указанной в рекламе цене, реклама признается содержащей не достоверные сведения о рекламируемом товаре - стоимости товара, чем вводит в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заявленная в рекламе цена автомобиля «ChevroletCobalt» в размере 379 000 рублей является недостоверной, а реклама – ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Данный факт также подтверждается представленной Заявителем информацией, а именно договором от 27.03.2014 №МСК-03-27/19086д купли-продажи транспортного средства «ChevroletCobalt» (VIN:XWBJF69VJEA010626) стоимостью 520 000 рублей.

Также в данной рекламе содержатся сведения о том, что автосалон «Карелия Моторс» является официальным дилером.

Согласно пункту 17 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дилер - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств.

В ходе рассмотрения заявления у ООО «Москва» неоднократно запрашивались дилерские договоры (соглашения) о реализации и обслуживании автомобилей марок: 1. Great Wall 2.Lifan 3.Chevrolet 4.Nissan 5. Renault 6. Volkswagen 7. Skoda 8. Lada 9.Kia 10.Hyundai 11.Toyota, которые представлены не были.

На заседании Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Карельском УФАС России (далее – Экспертный совет) 17.10.2014 члены Экспертного совета единогласно признали, что вышеуказанная реклама создает однозначное убеждение, что рекламируемый автосалон является официальным дилером всех автомобильных марок, чьи товарные знаки представлены в рекламе.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что информация о статусе автосалона «Карелия Моторс» «официальный дилер» является недостоверной, а реклама – ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является  - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

По информации, предоставленной редакцией газеты «Карельский Медведь», указанная реклама была размещена в силу договора о долгосрочном рекламной обслуживании от 03.02.2014 №866/14, заключенного между <…>. и ООО «Москва» (ОГРН 1127747289218; ИНН/КПП 7723858700/772501001; юридический адрес: 109559, г.Москва, ул.Маршала Баграмяна, 3; почтовый адрес: 111024, г.Москва, ул.Авиамоторная, д.50/2; фактический адрес: 185000, г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.2).

Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ООО «Москва» является рекламодателем указанной выше рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу автосалона «Карелия Моторс», распространенную в газете «Карельский Медведь» от 14.03.2014 №11 на стр. 26, ненадлежащей, как нарушившую требования пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Москва» не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

Члены Комиссии                                                                                       <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны