Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/38-2016 от 8 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2017 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:<…>.

обросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

рассмотрев дело №03-02/38-2016, возбужденное в отношении ИП 2<>и ИП <> по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела ИП <> и ИП 2<>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Специалистом отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России при осмотре рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша» (выпуск №37 от 23.09.2016, далее – газета), поступившей в адрес Управления с заявлением юридического лица, была обнаружена реклама следующего содержания: «PIZZA PLUS Хочу тебя угостить пиццей!!! vk.com/kostapizza Доставка по городу: 80 руб. При заказе 2-х пицц-доставка 20 руб.; 3-х пицц – бесплатно! пн-вс 11-23 часов Доставка +7 (981) 401-33-33», с изображениями, названиями и стоимостью предлагаемых пицц.

Учредителем и главным редактором газеты является индивидуальный предприниматель <>, которая, отвечая на запрос Карельского УФАС России от 20.10.2016 №03-01/130/4017 с письмом от 31.10.2016 (вх. №4819), предоставила договор на производство, размещение и распространение рекламы от 10.05.2016, заключенный ею (рекламораспространитель) с индивидуальным предпринимателем 2<> (рекламодатель PIZZA PLUS). Кроме того, ИП <> предоставила копию заявки ИП 2<> на размещение рекламного материала в газете с копией макета, согласованного последним. Из представленных документов следует, что рекламный блок размещался в следующих выпусках газеты: от 22.07.2016 №28, от 29.07.2016 №29, от 05.08.2016 №30, от 12.08.2016 №31, от 19.08.2016 №32, от 26.08.2016 №33, от 02.09.2016 №34, от 09.09.2016 №35, от 16.09.2016 №36, от 23.09.2016 №37, от 30.09.2016 №38, от 07.10.2016 №39.

По результатам рассмотрения указанных материалов, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее –Правила) определением от 10.11.2016 «О возбуждении дела №03-02/38-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 12.12.2016. В качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, к участию в рассмотрении дела привлечены ИП 2<> и ИП <>

В назначенные для рассмотрения настоящего дела дату (12.12.2016) и время ИП 2<> не явился, при этом Карельское УФАС России на тот момент не располагало документами, подтверждающими факт получения ИП 2<> корреспонденции. В целях обеспечения мер для реализации ИП 2<> своих прав и защиты законных интересов, руководствуясь пунктом 34 Правил определением от 12.12.2016 «Об отложении и продлении срока рассмотрения дела №03-02/38-2016» рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 23.01.2017.

Позже в адрес Карельского УФАС России вернулся конверт с определением от 10.11.2016, направленным по адресу регистрации ИП 2<>, с отметкой «истек срок хранения».

Письмом от 09.01.2017 (вх. от 11.01.2017 №104) ИП <> ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие и сообщила о признании факта нарушения.

Конверт с определением от 12.12.2016 «Об отложении и продлении срока рассмотрения дела №03-02/38-2016», направленный по адресу регистрации ИП 2<> также вернулся с отметкой «истек срок хранения».

Таким образом, в материалах дела имеются надлежащие доказательства, достоверно подтверждающие отправку корреспонденции ИП 2<>, что свидетельствует о надлежащем его извещении.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (на страницах газеты) в г.Костомукша;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования-рекламирования: обращения внимания на продукцию PIZZA PLUS, реализуемую ИП 2<> на условиях доставки;

- направлена на продвижение данного товара на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 8 ФЗ «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в Законе РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункты 1, 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612 (далее - Правила), определено, что продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Таким образом, отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является отсутствие прямого непосредственного контакта потребителем с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора по средствам получения предварительного сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар; момент такого договора не ставиться в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, но определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

В рассматриваемом рекламном блоке PIZZA PLUS предложен ассортимент пицц, указаны условия их заказа и доставки по городу, а также номер телефон и адрес страницы в социальной сети «ВКонтакте», по которым можно осуществить заказ пиццы. На указанной в рекламном блоке странице по адресу: vk.com/kostapizz размещена информация о возможности заказать и попробовать в г. Костомукше пиццу. Таким образом, способ продажи товаров PIZZA PLUS является дистанционным.

Объектом рекламирования в рекламе, размещенной в СМИ – в газете «Все обо всем-Костомукша» (выпуски с 22 июля по 07 октября 2016 года), являются разного вида пиццы, ассортимент которых можно также было узнать на сайте или по телефону +7(981)401-33-33) при дистанционном способе их продажи. В свою очередь в данной рекламе отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), что говорит о признаках нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП <> является рекламораспространителем, а ИП 2<> -  рекламодателем вышеуказанной рекламы.

Следует отметить, что в социальной сети «ВКонтакте» на странице группы «Пицца плюс (Костомукша) PIZZA PLUS» по адресу: vk.com/kostapizz размещена информация о том, что доставка продукции PIZZA PLUS прекращена с 06.10.2016, в связи с чем реклама PIZZA PLUS также больше не распространяется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП 2<> следующего содержания: «PIZZA PLUS Хочу тебя угостить пиццей!!! vk.com/kostapizza Доставка по городу: 80 руб. При заказе 2-х пицц-доставка 20 руб.; 3-х пицц – бесплатно! пн-вс 11-23 часов Доставка +7 (981) 401-33-33», с изображениями, названиями и стоимостью предлагаемой продукции, размещаемую в СМИ и сети Интернет, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ИП <> и ИП 2<>, рекламораспространителя и рекламодателя (соответственно) рекламы, нарушающими требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения вышеуказанной рекламы.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны