Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-02/39-2014 от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ПМУП «Городской транспорт»

ул.Московская, д.14, г.Петрозаводск, РК, 185031

Региональная Общественная Организация «Свободная Карелия»

ул.Кутузова, д.53А, г.Петрозаводск, РК, 185035

ул.Правды, д.28А, г.Петрозаводск, РК, 185000

 

<…>

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/39-2014

 

13февраля 2015 года                                                                               г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 30января 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13февраля 2015 года.

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

  •  

рассмотрев дело № 03-02/39-2014, возбужденное в отношении <…>; ПМУП «Городской транспорт» (ОГРН 1101001002695; ИНН/КПП 1001232020/100101001; адрес регистрации: ул.Московская, д.14, г.Петрозаводск, 185031; дата регистрации: 17.03.2010) и РОО «Свободная Карелия» (ОГРН 1051002816700; ИНН/КПП 1001049385/100101001; адрес регистрации: ул.Кутузова, д.53А, г.Петрозаводск, 185035; фактический адрес: ул.Правды, д.28А, г.Петрозаводск, 185000; дата регистрации: 29.07.2005) по признакам нарушения пунктов 2, 11 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) по факту распространения в июне 2014 года в троллейбусах г.Петрозаводска рекламы следующего содержания:

«Институт квантовой генетики (Москва). Уникальный метод лечения рака звуком. Новый научный метод, запатентованный в России и прошедший успешные испытания в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае. Основан на лазерном снятии специальных звуковых спектров с волос пациентов. Эти звуковые спектры лежат в диапазоне частот человеческой речи. На основе звукового спектра каждого пациента создается индивидуальная программа-матрица, при прослушивании которой, больному раком возвращается здоровое состояние организма, которое было заложено в него при рождении. Таким образом, звуковая программа-матрица позволяет разблокировать подсознательные функции мозга и заставить его уничтожать больные клетки в организме. Исследования, длящиеся уже более 30 лет, доказали, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранить все раковые заболевания без операций. Тел.: (981) 400-85-85 (круглосуточно) www.wavegenetics.org»,

в отсутствие заявителя, представителя РОО «Свободная Карелия» надлежащим образом уведомленных о дате и месте рассмотрения дела, в присутствии <…>, представителя ПМУП «Городской транспорт» - <…>по доверенности от 18.11.2014,

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России поступило заявление (вх. №3852 от 21.07.2014) <…>(далее – Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе лечения рака звуком, распространявшейся в июне 2014 года в троллейбусах г.Петрозаводска.

Заявитель указывает, что рекламируемое предложение лечение рака «уникальным методом ультразвука» не что иное, как попытка шарлатанства и мошенничества.

По результатам проведенной проверки определением от 31.10.2014 «О возбуждении дела №03-02/39-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - Определение) рассмотрение дела №03-02/39-2014 было назначено на 01.12.2014.

В письме от 28.11.2014 ПМУП «Городской транспорт» пояснило, что текст рекламы, распространяемой на условиях договора, заключенного с<…>, не соответствует тексту, приведённому в определении о возбуждении дела №03-02/39-2014. Предприятие являлось рекламораспространителем рекламных плакатов с иным текстом, а именно:

«Институт квантовой генетики (Москва). Уникальный метод омоложения организма звуком. Новый научный метод, запатентованный в России и прошедший успешные испытания в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае, основан на лазерном снятии специальных звуковых спектров с волос пациентов. Эти звуковые спектры лежат в диапазоне частот человеческой речи. На основе звукового спектра каждого пациента создается индивидуальная программа-матрица, при прослушивании которой человеку возвращается здоровое состояние организма, которое было заложено в него при рождении. Таким образом, звуковая программа-матрица позволяет разблокировать подсознательные функции мозга и заставить его удалить все больные клетки из организма. Исследования, длящиеся более 30 лет, доказали, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранять процессы старения и обновлять клетки организма, омолаживая его на 5-7 лет за два-три месяца без каких-либо операций и косметических процедур. Тел.: (981) 400-85-85 (круглосуточно) www.wavegenetics.org».

Рассмотрение указанного дела состоялось 01.12.2014 в 12 часов 30 минут.

На заседании комиссии гражданин <…>пояснил, что он является ненадлежащей стороной по делу, не является рекламодателем указанной рекламы, так как, подписывая договор с ПМУП «Городской транспорт» на распространение спорной рекламы, действовал исключительно в качестве агента по договору от 10.06.2014, заключенному с Региональной Общественной Организацией «Свободная Карелия» (далее – РОО «Свободная Карелия»). Кроме того, ответчик сообщил, что руководитель РОО «Свободная Карелия» <…>передал готовые макеты рекламы в ПМУП «Городской транспорт», а <…>был подписан договор. На вопрос комиссии о принадлежности абонентского номера, указанного в тексте рекламы, объяснил, что предоставил его в пользование РОО «Свободная Карелия» по устной договоренности.

Представитель ПМУП «Городской транспорт» <…>поддержала доводы, изложенные в письме от 28.11.2014. На вопрос комиссии о том, почему ПМУП «Городской транспорт» не предоставило утвержденный макет рекламы, запрошенный антимонопольным органом письмом от 01.08.2014 №03-01/72/3086, пояснила, что утвержденный макет был изъят сотрудниками правоохранительных органов для проверки, при этом назвать конкретное должностное лицо затруднилась.

Исходя из представленной сторонами по делу информации, комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств, имеющих существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела и привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе РОО «Свободная Карелия».

Определением от 01.12.2014 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/39-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» срок рассмотрения дела №03-02/39-2014 был продлен, назначена новая дата рассмотрения дела – 14.01.2015.

Указанным определением от 01.12.2014 к участию в рассмотрении дела была привечена РОО «Свободная Карелия», которой надлежало представить документы для рассмотрения дела, в том числе о причастности к распространяемой рекламе.

Также в порядке информационного взаимодействия Карельским УФАС России был направлен запрос от 25.12.2014 №03-02/39-2014/5350 в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петрозаводску о предоставлении сведений о проведении проверки в отношении ПМУП «Городской транспорт» по факту распространения рекламы (с указанием ее результатов и предоставлении сведений об изъятии макета (плаката) вышеобозначенной рекламы (с приложением его копии).

По состоянию на 14.01.2015 запрашиваемые у РОО «Свободная Карелия» документы в Карельское УФАС России не поступали. Почтовые отправления вернулись в Карельское УФАС России по истечении сроков хранения. Сведения от УМВД России по г.Петрозаводску также не поступили.

Комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств, имеющих существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела.

Определением от 14.01.2015 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/39-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» была назначена новая дата рассмотрения дела – 30.01.2015.

Карельским УФАС России был направлен запрос от 20.01.2015 №03-02/39-2014/103 в Комиссию Российской академии наук (РАН) по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований о предоставлении экспертного заключения относительно достоверности информации, содержащейся в рекламном плакате, представленном ПМУП «Городской транспорт».

С письмом от 29.01.2014 №30/1265 от УМВД России по г.Петрозаводску поступили сведения, что в рамках проведенной сотрудниками министерства проверки макет с вышеобозначенной рекламой не изымался, копией рекламного плаката УМВД России по г.Петрозаводску не располагает.

29.01.2015 в адрес Карельского УФАС России поступило заключение Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований за подписью председателя Комиссии, доктора физико-математических наук, академика РАН, заведующего лабораторией радио-оптической спектроскопии Физико-технического института РАН им. А.Ф.Иоффе<…>.

Из экспертного заключения следует, что метод омоложения организма звуком, изложенный в рекламе, распространяемой в г. Петрозаводске, и на сайте wavegenetics.org,  не является научным. Утверждения и формулировки, содержащиеся в рекламе, лишены связи с современными научными представлениями либо противоречат им. Представители РАН, ВАК и Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований неоднократно подвергали критике деятельность <…>как антинаучную.

Как сообщает <…>«метод омоложения организма звуком» <…>неизвестен научному сообществу, не был должным образом апробирован и, следовательно, не является научным. Несмотря на это он преподносится в рекламе как научно обоснованный, что вводит адресатов рекламного сообщения в заблуждение и может рассматриваться как проявление лженауки.

Также, как отмечено в экспертном заключении, наличие патента не является подтверждением научности запатентованного изобретения или метода. Патент лишь фиксирует формальную новизну идеи и исключительные права на ее использование без проверки ее физической реализуемости или практической полезности. Поэтому, патент не является научной публикацией и не гарантирует медицинский эффективности запатентованного метода.<…>получен патент 2355009 (заявка 2007102044/28, 22.01.2007) на способ и устройство получения волновых репликативных отображений высушенной ДНК, данный патент не предполагает снятия волн с волос пациентов и не содержит никакой информации о возможности использования полученного отображения ДНК или звуковых волн для омоложения организма. На сайте wavegenetics.org представлена информация о том, что <…>с соавторами в 2009 году поданы заявки на патенты по торможению старения, однако информация о том, что эти патенты получены, на сайте <…>, в базе данных Роспатент, а также в других базах данных, отсутствует. Таким образом, эта информация не соответствует действительности. Информация о получении <…>патентов в других странах также не нашла подтверждения.

В научной литературе отсутствуют сведения о проведении успешных испытаний метода омоложения организма звуком в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае и о проведении исследований, «длящихся более 30 лет, доказавших, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранять процессы старения и обновлять клетки организма…». Результаты таких исследований не опубликованы в рецензируемых научных журналах, что, соответственно, указывает либо на отсутствие таких работ, либо  на их низкий научный уровень.

Представленное на экспертизу рекламное сообщение содержит наукоподобный текст, лишенный какого-либо содержательного научного смысла. Однако, у неподготовленной аудитории данный текст может создавать ложное впечатление, будто рекламируемые услуги основаны на последних достижениях науки. При этом эксплуатируется доверие граждан к ученым и научной информации. Поэтому данное сообщение следует считать вводящим в заблуждение.

Экспертное заключение относительно указанной в рекламе информации соответствует ранее выраженным мнениям членов РАН и ВАК и указывает на лженаучный характер исследований <…>в области волновой генетики. По мнениюКомиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, услуга по омоложению является шарлатанством.

Рассмотрение указанного дела состоялось 30.01.2015 в 11 часов 00 минут.

На заседании комиссии гражданин <…>. заявил, что к рекламе не имеет никакого отношения, представить сведения, подтверждающие достоверность содержащейся в рекламе информации отказался, после чего покинул заседание комиссии.

Представитель ПМУП «Городской транспорт» <…>поддержала доводы, изложенные ранее, подтвердила, что именно <…>следует считать рекламодателем спорной рекламы.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела №03-02/39-2014 факт распространения рекламы, указанной в определении о возбуждении дела, а именно:«Институт квантовой генетики (Москва). Уникальный метод лечения рака звуком. Новый научный метод, запатентованный в России и прошедший успешные испытания в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае. Основан на лазерном снятии специальных звуковых спектров с волос пациентов. Эти звуковые спектры лежат в диапазоне частот человеческой речи. На основе звукового спектра каждого пациента создается индивидуальная программа-матрица, при прослушивании которой, больному раком возвращается здоровое состояние организма, которое было заложено в него при рождении. Таким образом, звуковая программа-матрица позволяет разблокировать подсознательные функции мозга и заставить его уничтожать больные клетки в организме. Исследования, длящиеся уже более 30 лет, доказали, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранить все раковые заболевания без операций. Тел.: (981) 400-85-85 (круглосуточно) www.wavegenetics.org»не нашел своего подтверждения. По сведениям УМВД по г.Петрозаводску рекламный макет в ходе проведения проверки не изымался. Доказательством распространения ПМУП «Городской транспорт» указанной в определении о возбуждении дела рекламы является лишь фотография, приложенная к заявлению, из которой невозможно достоверно установить причастность ПМУП «Городской транспорт» к распространению данной рекламы.

Таким образом, рассмотрению подлежит текст рекламы, предоставленный ПМУП «Городской транспорт» 28.11.2014, который имеет иное содержание, нежели указанное в определении о возбуждении дела, а именно:

«Институт квантовой генетики (Москва). Уникальный метод омоложения организма звуком. Новый научный метод, запатентованный в России и прошедший успешные испытания в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае, основан на лазерном снятии специальных звуковых спектров с волос пациентов. Эти звуковые спектры лежат в диапазоне частот человеческой речи. На основе звукового спектра каждого пациента создается индивидуальная программа-матрица, при прослушивании которой человеку возвращается здоровое состояние организма, которое было заложено в него при рождении. Таким образом, звуковая программа-матрица позволяет разблокировать подсознательные функции мозга и заставить его удалить все больные клетки из организма. Исследования, длящиеся более 30 лет, доказали, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранять процессы старения и обновлять клетки организма, омолаживая его на 5-7 лет за два-три месяца без каких-либо операций и косметических процедур. Тел.: (981) 400-85-85 (круглосуточно) www.wavegenetics.org».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – услуги по омоложению организма звуком, способствует формированию или поддержанию интереса к рекламируемой услуге и продвижению её на рынке. Распространенная реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться данной услугой.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5ФЗ «О рекламе»), о результатах исследований и испытаний (пункт 11 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В ходе рассмотрения дела у <…>неоднократно запрашивались сведения, подтверждающие достоверность указанной в рекламе информации, а именно сведения о наличии патента на использование метода Института квантовой генетики (Москва) в Российской Федерации, сведения, подтверждающие проведение успешных испытаний метода Института квантовой генетики (Москва) в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае, иную информацию и документы, которые могут способствовать объективному рассмотрению дела.На момент рассмотрения дела запрашиваемы сведения так и не были представлены.

Вместе с тем, из экспертного заключения Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований следует, что информация, представленная в рекламе, является недостоверной.

Таким образом, с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих достоверность указанной в рекламе информации, а именно об уникальности и научности метода омоложения организма звуком, о наличии патента на использование метода омоложения организма звуком в Российской Федерации;сведений, подтверждающих проведение успешных испытаний метода омоложения организма звуком в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае, о самой процедуре омоложения организма звуков (снятие специальных звуковых спектров с волос пациентов, о возвращении здорового состояния организма при прослушивании индивидуальной программы-матрицы), о проведении 30-летних исследований использования метода омоложения организма звуком и доказавших, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранять процессы старения и обновлять клетки организма, омолаживая его на 5-7 лет за два-три месяца без каких-либо операций и косметических процедур, следует считать недостоверной, а рекламу – ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 2, 11 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Так как факт распространения рекламы, указанной в определении о возбуждении дела, с наличием в рекламе информации о лечения онкозаболеваний (рака) не нашел своего документального подтверждения, а в рассматриваемом тексте указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни (рака) отсутствует, факт нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не подтвердился.

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований частей 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является  - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанная реклама распространялась в период с 27.06.2014 по 15.07.2014 на основании договора от 26.06.2014 №129 на предоставление экспозиционного пространства в салонах троллейбусов, заключенного между ПМУП «Городской транспорт» и <…>. Материалами дела также подтверждается, что номер телефона, указанный в рекламе, выделен <…>.

Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», <…> является рекламодателем указанной выше рекламы и должен нести ответственность за нарушение требованийпунктов 2, 11 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Также Комиссия считает необходимым прекратить производство в отношении Региональной Общественной Организации «Свободная Карелия», так как статус её как рекламодателя в ходе рассмотрения дела не подтвержден.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Метода омоложения организма звуком», распространявшуюся в троллейбусах г.Петрозаводска в период с 27.06.2014 по 15.07.2014, ненадлежащей, действия <…>. нарушившими требования пунктов 2, 11 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать <…>. предписание о прекращении нарушения ФЗ «О рекламе» в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

Члены Комиссии                                                                                       <…>

           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны