Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/42-2016 по признак... от 20 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 03-02/42-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

19 декабря 2016 года                                                                                         г. Петрозаводск

 

Председатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>– заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения в СМИ - «Еженедельник объявлений «Кондопога» (далее – газета «Кондопога») и в сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление от гражданки (далее также заявительница) от 11.10.2016 (вх. от 19.10.2016 №4653). Аналогичное заявление Николаевой Р.В. поступило из Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия с письмом от 02.11.2016 №1351 (вх. от 08.11.2016 №4920).

Обращение в Карельское УФАС России вызвано нарушением требований действующего законодательства при распространении следующих реклам:

1)    «ВНИМАНИЕ АКЦИЯ! 13 000 руб. ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР В ГРУППУ АВТОШКОЛА г. Кондопога, ул. Пролетарская, 28, 7-89-90, 8-953-532-66-70», размещена на первой странице выпуска газеты «Еженедельник объявлений «Кондопога» от 27.09.2016 №36 (далее – газета «Кондопога»);

2)    «Акция! Акция! Акция! АВТОШКОЛА Внимательно, вежливо, терпеливо! Организационное собрание 29 сентября в 20.00 г. Кондопога, ул. Пролетарская, 28, 7-88-90, 8-953-532-66-70 Быстро, выгодно надежно! 13 000 руб. Литература в подарок», размещена 20 сентября 2016 года в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» по адресам: https://vk.com/avtoschoolkondopoga (страница ООО «Автошкола»), https://vk.com/id133548821?z=albums133548821 (страница директора Общества).

3)    «Акция! Акция! Акция! АВТОШКОЛА Внимательно, вежливо, терпеливо! Начало занятий 20 октября в 18.00 г. Кондопога, ул. Пролетарская, 28, 7-88-90, 8-953-532-66-70 Быстро, выгодно надежно! 13 000 руб.», размещена 17 октября 2016 года на указных страницах в сети «Интернет».

Заявительница сообщает, что на организационном собрании 29.09.2016 до потенциальных учеников была доведена информация о том, что дополнительно за каждое практическое занятие с инструктором по вождению необходимо будет оплатить 200 руб. В связи с чем окончательная стоимость обучения в ООО «Автошкола» возрастет с 13 000 руб. до 18 000 руб. и более. К заявлению приложена аудиозапись организационного собрания и протокол осмотра документов от 03.10.2016, а именно информационных ресурсов, опубликованных в электронном виде на страницах сайтов, расположенных по адресам: https://vk.com/avtoschoolkondopoga, https://vk.com/id133548821. 

В ходе изучения собранной информации и нормативно-правых документов установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе) настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

В силу статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация рекламного блока, размещенная в газете «Кондопога»:

- публично распространена в печатном виде (на страницах газеты «Кондопога») в г.Кондопога;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам по обучению водителей, оказываемых ООО «Автошкола» по адресу: <…>. г.Кондопога, формирует и поддерживает у потенциального потребителя предлагаемых услуг интерес к ним.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

Следует также отметить, что понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ «О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

Рассматриваемая информация, размещенная в сети «Интернет» полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя этой информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – услуги по обучению водителей автотранспортных средств, призвана формировать и поддерживать интерес к ним и продвижению их на рынке.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц, размещенной в открытом доступе на сайте http://www.nalog.ru, ООО «Автошкола» (ОГРН/ИНН: 1021000860066/1003005584), зарегистрировано в качестве юридического лица 26.03.2001, основным видом деятельности общества по ОКВЭД (ОК 029-2001 КДЕС. Ред. 1) является деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств (код 85.42.1). Свою деятельность автошкола осуществляет на основании лицензии, выданной Министерством образования Республики Карелия от 16.06.2011 регистрационным номером 1633 серия РО №005899.

Из письма ООО «Автошкола» б/д №159 (вх. от 18.11.2016 №5140) и аудиозаписи, представленной заявительницей следует, что в рекламе речь идет об обучении в автошколе водителей на категорию «В». Согласно представленной обществом с указанным письмом образовательной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» согласованной УГИБДД МВД по РК учебный план профессиональной подготовки включает в себя помимо теоретических и практических занятий по учебным предметам общего и профессионального цикла, также 56/54 часа вождения транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией/ с автоматической трансмиссией).

Директор ООО «Автошкола» <>, отвечая на запрос Карельского УФАС России от 28.10.2016 №03-01/129/4097, сообщила, что по состоянию на 01.01.2016 стоимость обучения на категорию «В» в ООО «Автошкола» составляла 19 000 рублей, с учетом затрат на обучение и на ГСМ для учебного транспорта. При этом в сентябре и октябре 2016 года повышения и/или понижения стоимости обучения не было. По информации <> в рекламном блоке была допущена техническая ошибка, умысел введения в заблуждение потребителей отсутствовал.

Таким образом, указанная в рекламе стоимость обучения в размере 13 000 руб. не соответствовала действительной стоимости полного курса обучения вождению на категорию «В» на одного кандидата, составляющей в период с сентября по октябрь 2016 года 19 000 руб., что свидетельствует о нарушении пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

<> как индивидуальный предприниматель, также является учредителем и редактором газеты «Кондопога», в которой был размещен рассматриваемый рекламный блок. При этом из вышеуказанных писем ООО «Автошкола» и ИП <> редактора газеты «Кондопога», следует, что рассматриваемый рекламный макет был разработан <> и передан на flash носителе для верстки газеты.

Необходимо отметить, что информация, распространяемая в сети Интернет на страницах ООО «Автошкола» по адресу: https://vk.com/avtoschoolkondopoga и <> схожа с информацией, размещенной на первой странице газеты «Кондопога», при этом контактным лицом страницы ООО «Автошкола» указана <> 

Данный факт также не отрицается директором ООО «Автошкола» в письме от 08.12.2016 вх. №5501.

В связи с чем, можно говорить о том, что информация о стоимости обучения вождению в размере 13 000 руб., указанная в рекламе в сети Интернет на странице ООО «Автошкола» и <>, не соответствует реальной стоимости обучения, действующей на момент распространения информации, а, следовательно, такая реклама является недостоверной и также свидетельствует о нарушении пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, полученной в ходе проведенного расследования ООО «Автошкола» является рекламодателем указанной выше рекламы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу №03-02/42-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «Автошкола» (ОГРНИП 1021000860066, ИНН 1003005584, юр.адрес: 186930, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Пролетарская, д.28).

3. Назначить дело №03-02/42-2016 к рассмотрению на 19 января 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ООО «Автошкола» до 13 января 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты, за исключением ранее представленных;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Явка лиц для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ).

Связанные организации

Связанные организации не указаны