Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №03-02/44-2016 по признакам ... от 27 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>– заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения в СМИ - рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша» (далее – газета «Все обо всем – Костомукша») в выпусках от 22.07.2016 №28, от 29.07.2016 №29, от 05.08.2016 №30, от 12.08.2016 №31, от 19.08.2016 №32, от 26.08.2016 №33, от 02.09.2016 №34, от 09.09.2016 №35, от 16.09.2016 №36, от 23.09.2016 №37, от 30.09.2016 №38, от 07.10.2016 №39, от 14.10.2016 №40, от 21.10.2016 №41 рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В ходе рассмотрения заявления юридического лица от 11.10.2016 №192 (вх. от 14.10.2016 №4579) о несоответствии Федеральному закону от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламного объявления ООО «Костомукшская ритуальная компания», размещенного на первой странице рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша» (далее – газета «Все обо всем – Костомукша»), специалистом отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России при осмотре выпуска газеты от 23.09.2016 №37 была обнаружена реклама следующего содержания: «Холостяк» Пенное живое Квас Вяленная рыбка и многое другое» с изображением бочки, стакана и кружки с пенным напитком.
Карельским УФАС России был направлен соответствующий запрос в редакцию газеты «Все обо всем – Костомукша», учредителем и главным редактором которой является индивидуальный предприниматель Сухорукова Вероника Александровна.
ИП, отвечая на запрос Карельского УФАС России от 20.10.2016 №03-01/130/4017, с письмом от 31.10.2016 (вх. №4819) представила договор на производство, размещение и распространение рекламы от 10.01.2016, заключенный между ИП (рекламораспространитель) и индивидуальным предпринимателем 2, (рекламодатель). Кроме того, ИП представила копию заявки ИП 2 на размещение рекламного материала в рекламно-информационном издании газеты «Все обо всем- Костомукша» с копией макета рекламы согласованным последним. Согласно предоставленным ИП оригиналам выпусков газеты «Все обо всем – Костомукша» вышеуказанный рекламный блок размещался в 13 выпусках газеты и последний раз размещался в выпуске газеты от 21.10.2016 №41.
Согласно информации ЕГРИП дополнительным видом деятельности ИП 2 является розничная торговля розничная пивом в специализированных магазинах (код 47.25.12).
Исследовав материалы и нормативные документы, можно сделать следующие выводы.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация:
- публично распространена в печатном виде (на страницах газеты «Все обо всем-Костомукша») в г. Костомукша;
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – магазину «Холостяк», расположенному на 1 этаже в ТЦ «Адмирал» (бульвар Лазарева, 8, г. Костомукша) и продукции реализуемой в нем: пиву, квасу, вяленой рыбке и другому, формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к указанной продукции, в том числе к пиву, способствуя его реализации.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.
Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Поскольку статья 21 ФЗ «О рекламе» не содержит исключений из требований к содержанию рекламы алкогольной продукции для алкогольной продукции отдельных категорий, то вышеуказанное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.
Объектом рекламирования в рекламе, размещенной в СМИ – в газете «Все обо всем-Костомукша» (выпуски от 22.07.2016 №28, от 29.07.2016 №29, от 05.08.2016 №30, от 12.08.2016 №31, от 19.08.2016 №32, от 26.08.2016 №33, от 02.09.2016 №34, от 09.09.2016 №35, от 16.09.2016 №36, от 23.09.2016 №37, от 30.09.2016 №38, от 07.10.2016 №39, от 14.10.2016 №40, от 21.10.2016 №41), являются магазин «Холостяк» и товар реализуемый в нем: «пенное, живое, квас, вяленная рыбка и много другое». Кроме того, в рекламе имеется изображение бочки, стакана и кружки с пенным напитком, что с надписью «пенное, живое» ассоциируются с рекламой продажи алкогольной продукции, в частности пива.
Следует также отметить, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» зарегистрирована страница «Магазин разливного пива «Холостяк» (адрес страницы: https://vk.com/public105329225), на стене которой размещена реклама идентичная рекламному блоку, размещаемому в вышеуказанных выпусках газеты «Все обо всем-Костомукша».
Данный факт подтверждает вывод о том, что в рассматриваемом рекламном блоке рекламируется в том числе пиво.
При этом, в рассматриваемом рекламном блоке не содержится предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что нарушает часть 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП является рекламораспространителем, а ИП 2 - рекламодателем вышеуказанной рекламы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу №03-02/44-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП (<>);
- ИП 2 (<>).
3. Назначить дело №03-02/42-2016 к рассмотрению на 24 января 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.
4. ИП 2 до 16 января 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):
- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;
- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.
Явка лиц (представителей) для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.
Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ).