Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №03-02/44-2016 по признакам ... от 27 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>– заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения в СМИ -  рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша» (далее – газета «Все обо всем – Костомукша») в выпусках от 22.07.2016 №28, от 29.07.2016 №29, от 05.08.2016 №30, от 12.08.2016 №31, от 19.08.2016 №32, от 26.08.2016 №33, от 02.09.2016 №34, от 09.09.2016 №35, от 16.09.2016 №36, от 23.09.2016 №37, от 30.09.2016 №38, от 07.10.2016 №39, от 14.10.2016 №40, от 21.10.2016 №41 рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ходе рассмотрения заявления юридического лица от 11.10.2016 №192 (вх. от 14.10.2016 №4579) о несоответствии Федеральному закону от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламного объявления ООО «Костомукшская ритуальная компания»,  размещенного на первой странице рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша» (далее – газета «Все обо всем – Костомукша»), специалистом отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России при осмотре выпуска газеты от 23.09.2016 №37 была обнаружена реклама следующего содержания: «Холостяк» Пенное живое Квас Вяленная рыбка и многое другое» с изображением бочки, стакана и кружки с пенным напитком.

Карельским УФАС России был направлен соответствующий запрос в редакцию газеты «Все обо всем – Костомукша», учредителем и главным редактором которой является индивидуальный предприниматель Сухорукова Вероника Александровна.

ИП, отвечая на запрос Карельского УФАС России от 20.10.2016 №03-01/130/4017, с письмом от 31.10.2016 (вх. №4819) представила договор на производство, размещение и распространение рекламы от 10.01.2016, заключенный между ИП (рекламораспространитель) и индивидуальным предпринимателем 2, (рекламодатель). Кроме того, ИП представила копию заявки ИП 2 на размещение рекламного материала в рекламно-информационном издании газеты «Все обо всем- Костомукша» с копией макета рекламы согласованным последним. Согласно предоставленным ИП оригиналам выпусков газеты «Все обо всем – Костомукша» вышеуказанный рекламный блок размещался в 13 выпусках газеты и последний раз размещался в выпуске газеты от 21.10.2016 №41.

Согласно информации ЕГРИП дополнительным видом деятельности ИП 2 является розничная торговля розничная пивом в специализированных магазинах (код 47.25.12).

Исследовав материалы и нормативные документы, можно сделать следующие выводы.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (на страницах газеты «Все обо всем-Костомукша») в г. Костомукша;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – магазину «Холостяк», расположенному на 1 этаже в ТЦ «Адмирал» (бульвар Лазарева, 8, г. Костомукша) и продукции реализуемой в нем: пиву, квасу, вяленой рыбке и другому, формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к указанной продукции, в том числе к пиву, способствуя его реализации.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Поскольку статья 21 ФЗ «О рекламе» не содержит исключений из требований к содержанию рекламы алкогольной продукции для алкогольной продукции отдельных категорий, то вышеуказанное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.

Объектом рекламирования в рекламе, размещенной в СМИ – в газете «Все обо всем-Костомукша» (выпуски от 22.07.2016 №28, от 29.07.2016 №29, от 05.08.2016 №30, от 12.08.2016 №31, от 19.08.2016 №32, от 26.08.2016 №33, от 02.09.2016 №34, от 09.09.2016 №35, от 16.09.2016 №36, от 23.09.2016 №37, от 30.09.2016 №38, от 07.10.2016 №39, от 14.10.2016 №40, от 21.10.2016 №41), являются магазин «Холостяк» и товар реализуемый в нем: «пенное, живое, квас, вяленная рыбка и много другое». Кроме того, в рекламе имеется изображение бочки, стакана и кружки с пенным напитком, что с надписью «пенное, живое» ассоциируются с рекламой продажи алкогольной продукции, в частности пива.

Следует также отметить, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» зарегистрирована страница «Магазин разливного пива «Холостяк» (адрес страницы: https://vk.com/public105329225), на стене которой размещена реклама идентичная рекламному блоку, размещаемому в вышеуказанных выпусках газеты «Все обо всем-Костомукша». 

Данный факт подтверждает вывод о том, что в рассматриваемом рекламном блоке рекламируется в том числе пиво.

При этом, в рассматриваемом рекламном блоке не содержится предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что нарушает часть 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

С учетом вышеизложенного и в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП является рекламораспространителем, а ИП 2 -  рекламодателем вышеуказанной рекламы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу №03-02/44-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ИП (<>);

- ИП 2 (<>).

3. Назначить дело №03-02/42-2016 к рассмотрению на 24 января 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ИП 2 до 16 января 2017 года (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Явка лиц (представителей) для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ).

Связанные организации

Связанные организации не указаны