Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/44-2018 по признакам ... от 18 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе*** – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев представленные материалы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление «…» от 06.11.2018 (вх. от 13.11.2018 № 5316) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения 25.10.2018 на странице в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/ avtoschoololonec) и в газете «Олония» (выпуск № 43 (8727) информации об осуществлении автошколой «Профессионал плюс» обучения водителей транспортных средств по всей Карелии с 2013 года.

По мнению заявителя, указанная информация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и является недостоверной в силу того, что Общество осуществляет образовательную деятельность в сфере различных категорий с 27.03.2014, что подтверждается лицензией на право образовательной деятельности от 27.03.2014 № 2300 (далее – лицензия).

Заявитель полагает, что указанные сведения об автошколе «Профессионал плюс» направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц, а также призваны формировать и поддерживать интерес к ее услугам, что приводит к повышению доходности вследствие необоснованного создания уверенности в более качественном и надежном образовательном процессе.

При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы по адресу: https://vk.com/avtoschoololonec, указанному в заявлении (скриншоты страниц приложены к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления).

На указанной странице 25.10 в 13:13 размещена следующая запись: «Материал о нашей автошколе в газете «Олония», со ссылкой на статью в газете «Олония» (выпуск № 43 (8727).  

Карельским УФАС России 26.11.2018 в адрес ООО «Профессионал плюс», автономного учреждения «Редакция газеты «Олония» (далее – АУ «Редакция газеты «Олония») направлены запросы № 03-01/4694 и 03-01/4693, соответственно.

В письме от 03.12.2018 № 88 АУ «Редакция газеты «Олония» сообщило, что публикация на первой полосе «Думать и принимать решения» в газете «Олония»        № 43 от 24.10.2018 подготовлена к государственному празднику – Дню автомобилиста.

АУ «Редакция газеты «Олония» полагает, что данный материал не является рекламой. Это рассказ об автошколе, в частности, работающем там человеке, уважаемом в районе, который является инструктором по вождению более 30 лет.

Кроме того, АУ «Редакция газеты «Олония» пояснило, что не заключало с автошколой «Профессионал плюс» договор на размещение данного материала, не получало за размещение платы. Ранее в АУ «Редакция газеты «Олония» другие материалы о данной автошколе не публиковала.

При этом информация о начале деятельности автошколы «Профессионал плюс» получена в результате беседы с представителем центрального офиса автошколы.

В представленном АУ «Редакция газеты «Олония» экземпляре газеты «Олония» (выпуск от 24.10.2018 № 43 (8727) на первой полосе опубликована статья «Думать и принимать решения» с изображением учебного транспортного средства с логотипом автошколы «Профессионал», с номером телефона 63-07-51, и предполагаемым инструктором.

Содержание статьи начинается с заготовка, в котором в том числе указана следующая информация: «…Автошкола «Профессионал плюс» обучает водителей транспортных средств по всей Карелии с 2013 года, а с 2016 года открылся филиал и в Олонце.».

В статье содержится информация, в том числе следующего характера: «… – опытные инструкторы…Только за прошлый год автошкола выпустила 75 водителей категории «В». Готовят и категории «А», «А1», «С», «D», «СЕ», «ВЕ» и «М»…У нас есть оборудованный полигон, соответствующий всем требованиям ГИБДД…Надумаете – приходите в автошколу «Профессионал плюс». Найти ее просто: г. Олонец, ул. Урицкого, д. 12; телефон 8-911-400-07-51; e-mail: avtoschoololonec@yandex.ru. Кстати, сейчас действует акция «Приведи друга»: если пойти учиться вдвоем, то каждый получит скидку 2 000 рублей (категория «В»)».

В письме от 03.12.2018 ООО «Профессионал плюс» сообщило, что Общество не обращалось в АУ «Редакция газеты «Олония» о размещении в печатном издании каких – либо статей об автошколе «Пофессионал плюс». Статья в выпуске газеты «Олония» (выпуск от 24.10.2018 № 43 (8727) была написана по инициативе сотрудников АУ «Редакция газеты «Олония» и размещена без согласования с руководством Общества, разрешений на интервью своим работникам также не давало.

Общество подтвердило, что началом осуществления деятельности по подготовке водителей транспортных средств является полученная в марте 2014 года лицензия. С 2016 года автошкола осуществляет деятельность, в том числе в г. Олонец.

В рамках договора от 01.01.2018 о сетевом взаимодействии и сотрудничестве (далее – договор) с другими автошколами, образовательную деятельность Общество может осуществлять в г. Медвежьегорске и г. Кеми (совместно с ООО «Авторитет»), в г. Пудоже (совместно с ООО «Вираж»).

Действия по размещению фотографии со статьей газеты «Олония» (выпуск от 24.10.2018 № 43 (8727) на странице в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/ avtoschoololonec) от имени автошколы «Профессионал плюс» выполнила администратор Общества «…» по своей инициативе, без согласования с руководством Общества, с нарушением должностной инструкции.

Обществом в материалы расследования предоставлены следующие копии: лицензия, должностная инструкция администратора Общества, действующие заключения УГИБДД МВД по РК о соответствии учебно – материальной базы, договор.

В ходе изучения собранной информации установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ «О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

Статьей 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Формой распространения рекламы могут быть устная речь, графические, фото-, аудио- и видеоизображения, текст, музыкальное произведение, цвет, звук и т.д. Формы и комбинации их сочетания служат выражением содержания рекламы и неотделимы от него.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что товар-это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Все вышеперечисленные в статье 3 ФЗ «О рекламе» признаки, определяющие рекламу (адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и продвижения его на рынке), присутствуют в рассматриваемой публикации.

Объектами рекламирования является: автошкола «Профессионал плюс» в г. Олонце, с указанием конкретного местоположения и контактной информации; ассортимент, то есть перечень категорий на которые проходит обучение, а также информация о проводимой акции.

Кроме того, в статье обращено внимание на опыт инструкторов, на результаты работы автошколы за год, на наличие оборудованных полигонов, соответствующих требованиям ГИБДД, а также содержит призыв – «Надумаете – приходите».

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

По своему содержанию статья, размещенная на первой полосе газеты «Олония» (выпуск от 24.10.2018 № 43 (8727), стимулирует интерес к объектам рекламирования автошколе «Профессионал плюс», ее товарам и услугам, продвигает филиал Общества в г. Олонец, к сотруднику, работающему в ней, формирует к автошколе «Профессионал плюс» положительное отношение и побуждает воспользоваться ее продуктами и скидками, и соответственно является рекламой.

Из материалов дела следует, что 25.10.2018 на странице в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/ avtoschoololonec) размещена ссылка на рекламную статью в газете «Олония» (выпуск от 24.10.2018 № 43 (8727) «Думать и принимать решения», содержащей в том числе информацию об осуществлении автошколой «Профессионал плюс» обучения водителей транспортных средств по всей Карелии с 2013 года, а также информации о проводимой в ней акции: «Приведи друга»: если пойти учиться вдвоем, то каждый получит скидку 2 000 рублей (категория «В»).

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

ООО «Профессионал плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по                       г. Петрозаводску 03.07.2013 за основным государственным регистрационном номером 1131001009853. Свою деятельность осуществляет на основании лицензии, выданной Министерством образования Республики Карелия от 27.03.2014.

Кроме того, утверждение «…по всей Карелии…» также документально не подтверждено.

Таким образом, указание в рассматриваемой рекламной статье на осуществление деятельности по подготовке водителей транспортных средств по всей Карелии с 2013 года свидетельствует о нарушении пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

В силу статьи 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» судам надлежит учитывать, что названные нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).

Кроме того, нормы упомянутой статьи ФЗ «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

В данной рекламной статье содержится следующая информация: «…Кстати, сейчас действует акция «Приведи друга»: если пойти учиться вдвоем, то каждый получит скидку 2 000 рублей (категория «В»)».

Так, в рекламной статье имеются сведения об источнике информации, об организаторе такого мероприятия: телефон и адрес автошколы «Профессионал плюс» в г. Олонец. Указана также информация о правилах проведения акции. При этом отсутствует информация о сроках действия акции.

Таким образом, реклама размещена с признаками нарушения требований пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», статьи 9 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Ответственность за нарушение требований статьи 9 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель.

Рекламодателем согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Исходя из пункта 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» АУ «Редакция газеты «Олония» является рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше рекламной статьи в газете «Олония» (выпуск от 24.10.2018 № 43 (8727), поскольку само определяло объект и содержание статьи, а также осуществляло распространение газеты, содержащей данную статью.

Признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях ООО «Прфессионал плюс» не усмотрено. Указанное Общество не определяло объект рекламирования и его содержание. Действия сотрудника по размещению с сети Интернет ссылки на рекламную статью, не свидетельствуют о признании Общества рекламораспространителем в понимании ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 03-02/44-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- АУ «Редакция газеты «Олония» (ОГРН: ***; ИНН/КПП: ***, юр.адрес: 186000, РК, г. Олонец, ул. К. Маркса, д. 10; дата регистрации: 27.11.1997);

заявитель:

- «…» («…»);

заинтересованное лицо:

- ООО «Профессионал плюс» (ОГРН: ***; ИНН/КПП: ***; юр.адрес: ***);  

3. Назначить дело № 03-02/4-2018 к рассмотрению на 11.01.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4.  АУ «Редакция газеты «Олония» до 26.12.2018 (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях): любую имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу (за исключением ранее представленной);

5. ООО «Профессионал плюс» до 26.12.2018 (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):

- копии документов, устанавливающих проведение вышеуказанной акции, в том числе рекламные материалы по ней; о сроках проведения акции; о количестве лиц, принявших участие в акции, и прошедших обучение со скидкой;

- иную информацию, которая может способствовать объективному рассмотрению дела.

 

Явка лиц для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны