Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 03-02/46-2018 по признакам ... от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ***– заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев представленные материалы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступила жалоба физического лица от 24.10.2018 (вх. № 4990) по факту размещения магазином «АртТалант» рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с нарушением требований законодательства о рекламе.

Рассматриваемая реклама размещена по адресу: «Google» https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&tbm=lcl&ei=X3XQW9OtE6POrgS78abwBw&q=%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82&oq=%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82&gs_l=psy- ab.3..0i10k1j0i10i30k1l2.62511.65717.0.65986.9.9.0.0.0.0.108.746.8j1.9.0....0...1.1.64.psy- ab..0.9.742...0j35i39k1j0i67k1j0i131k1j0i20i263k1j0i131i67k1j0i10i67k1.0.PTJg4rH94Xg#rlfi=hd:;si:10484539197693785271;mv:!3m8!1m3!1d763.7929208186509!2d34.3539861800042!3d61.78762665262448!3m2!1i60!2i622!4f13.1, а также на официальном сайте магазина https://arttalantptz.business.site/ в сети «Интернет» следующего содержания: «Самые низкие цены в городе и республике на товары для творчества и рукоделия. В наличии подарочные сертификаты на сумму 500 и 1000 рублей. Принимаем заказы на опт и розницу. Проводим обучение в собственной творческой студии КвАРТира».

При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр обозначенных в заявлении интернет-страниц (скриншоты страниц приложены к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления).

В ответ на запросы Карельского УФАС России от 01.11.2018 № 03-01/228-2018/4353, от 27.11.2018 № 03-01/228/4709 (повторный) ИП ***., осуществляющая деятельность посредством территориального расположения по адресу: ул. Антикайнена, д. 27, г. Петрозаводск, РК, 185035 (по договору аренды нежилого помещения от 03.05.2017 № 4/16), пояснила следующее.

При размещении рассматриваемой информации отсутствовал умысел в совершении нарушения законодательства о рекламе. ИП ***. подтвердила некорректность размещенной информации, указав, что мониторинг цен производился по ресурсам сети Интернет не на весь ассортимент продукции, а только на отдельные товары.

Кроме того, ИП *** сообщила, что приняты меры по прекращению нарушения, путем направления в «Google» заявки с измененной информацией (скрин приложен к ответу).

При этом доступ на официальный сайт магазина https://arttalantptz.business.site/ ограничен. Установить на данный момент факт прекращения нарушения на указанном сайте специалисту Карельского УФАС России не представилось возможным.

Исследовав материалы и нормативные документы, можно сделать следующие выводы.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Спорная информация содержала следующие сведения: «Самые низкие цены в городе и республике на товары для творчества и рукоделия. В наличии подарочные сертификаты на сумму 500 и 1000 рублей. Принимаем заказы на опт и розницу. Проводим обучение в собственной творческой студии КвАРТира».

Размещенная на интернет-странице по вышеуказанному в заявлении адресу, а также на официальном сайте магазина https://arttalantptz.business.site/ в сети «Интернет» информация содержит все правовые признаки рекламы:

-   распространена посредством размещения её в сети «Интернет»;

-   адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: к товарам для творчества и рукоделия, а также к услугам по обучению в творческой студии КвАРТира».

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012       № 508 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или продавцами.

Рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

В тексте вышеуказанной рекламы отсутствует подтверждение того, что в рекламируемом магазине «самые низкие цены». Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной.

Также в тексте рекламы содержится некорректное сравнение рекламируемого товара с использованием формулировки «самые низкие цены», что подразумевает то, что в других магазинах, реализующих аналогичный товар, цены выше.

Вышеуказанная реклама ассоциируется с определенными товарами и их стоимостными характеристиками. Размещение данной рекламы преследует цель привлечения внимания потребителей к конкретному объекту рекламирования - товарам для творчества и рукоделия, реализуемым в магазине ИП Алешиной Л.М., с указанием в содержании сведений о преимуществе рекламируемого товара – «самые низкие цены», являющимся характеристикой в превосходной степени.

В содержании вышеуказанной рекламы использована сравнительная характеристика объекта рекламирования с иными товарами (услугами), путем употребления слова «самые», без наличия документального подтверждения достоверности указанного сравнения в части превосходства цен и выбора товаров на реализуемые товары над ценами и выбором в магазинах конкурентов в период распространения рекламы.

ФЗ «О рекламе» не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, однако устанавливает требование о достоверности распространяемой рекламы, ориентирует на необходимость обеспечить ее соответствие реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также предусматривает ответственность за распространение недостоверной рекламы.

Поскольку ИП ***., в материалы данного расследования не представлено доказательств того, что в ее магазине реализуется товар по самым низким ценам, реклама, содержащая указание на самые низкие цены без документального подтверждения, вступает в противоречие с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Следовательно, реклама размещенная ИП *** в сети «Интернет», не сопровождаемая каким – либо подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе установленных частями 2 - 8 статьи 5 (часть 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).

Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а также исходя из указанных выше документов ИП *** является рекламодателем указанной выше рекламы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 03-02/46-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП Алешина Лилия Михайловна (ОГРНИП: 313100109400066; ИНН: 100102674587; адрес регистрации: «…»);

заявитель: «…» («…»).

3. Назначить дело № 03-02/46-2018 к рассмотрению на 21.01.2019 в 15 часов 30 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.

4. ИП ***. до 14.01.2019 (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях): любую имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

 

Явка представителя ИП ***. для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.

Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны