Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-02/46-2018 от 5 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
*** – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
***. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член Комиссии;
***. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член Комиссии;
рассмотрев дело № 03-02/46-2018, возбужденное в отношении ИП *** (ОГРНИП: 313100109400066; ИНН: 100102674587; «…») по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя ИП ***. по доверенности от 21.01.2019 № 1 «…», в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Карельское УФАС России поступила жалоба физического лица от 24.10.2018 (вх. № 4990) по факту размещения магазином «АртТалант» рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с нарушением требований законодательства о рекламе.
Рассматриваемая реклама размещена по адресу: «Google» https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&tbm=lcl&ei=X3XQW9OtE6POrgS78abwBw&q=%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82&oq=%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82&gs_l=psy- ab.3..0i10k1j0i10i30k1l2.62511.65717.0.65986.9.9.0.0.0.0.108.746.8j1.9.0....0...1.1.64.psy- ab..0.9.742...0j35i39k1j0i67k1j0i131k1j0i20i263k1j0i131i67k1j0i10i67k1.0.PTJg4rH94Xg#rlfi=hd:;si:10484539197693785271;mv:!3m8!1m3!1d763.7929208186509!2d34.3539861800042!3d61.78762665262448!3m2!1i60!2i622!4f13.1, а также на официальном сайте магазина https://arttalantptz.business.site/ в сети «Интернет» следующего содержания: «Самые низкие цены в городе и республике на товары для творчества и рукоделия. В наличии подарочные сертификаты на сумму 500 и 1000 рублей. Принимаем заказы на опт и розницу. Проводим обучение в собственной творческой студии КвАРТира».
При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр обозначенных в заявлении интернет-страниц (скриншоты страниц приложены к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления).
В ответ на запросы Карельского УФАС России от 01.11.2018 № 03-01/228-2018/4353, от 27.11.2018 № 03-01/228/4709 (повторный) ИП ***., осуществляющая деятельность посредством территориального расположения по адресу: ул. Антикайнена, д. 27, г. Петрозаводск, РК, 185035 (по договору аренды нежилого помещения от 03.05.2017 № 4/16), пояснила следующее.
При размещении рассматриваемой информации отсутствовал умысел в совершении нарушения законодательства о рекламе. ИП ***. подтвердила некорректность размещенной информации, указав, что мониторинг цен производился по ресурсам сети Интернет не на весь ассортимент продукции, а только на отдельные товары.
Кроме того, ИП *** сообщила, что приняты меры по прекращению нарушения, путем направления в «Google» заявки с измененной информацией (скрин приложен к ответу).
При этом доступ на официальный сайт магазина https://arttalantptz.business.site/ ограничен. Установить на данный момент факт прекращения нарушения на указанном сайте специалисту Карельского УФАС России не представилось возможным.
По результатам рассмотрения заявления определением от 21.12.2018 «О возбуждении дела № 03-02/46-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее- определение) было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 15 часов 30 минут 21.01.2019.
На заседании комиссии, которое состоялось в назначенные определением дату и время, представитель ИП ***. поддержала доводы, изложенные в ранее предоставленных пояснениях.
Кроме того, представитель ИП *** пояснила, что поскольку на официальном сайте магазина https://arttalantptz.business.site/ не удалость внести изменения, поэтому он был удален, соответственно и информация, размещенная с нарушением законодательства о рекламе.
Помимо обозначенного представитель ИП *** сообщила, что лицо, в действиях которого усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» факт нарушения признает, просит учесть добровольное его прекращение.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ИП Алешиной Л.М., комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Спорная информация содержала следующие сведения: «Самые низкие цены в городе и республике на товары для творчества и рукоделия. В наличии подарочные сертификаты на сумму 500 и 1000 рублей. Принимаем заказы на опт и розницу. Проводим обучение в собственной творческой студии КвАРТира».
Размещенная на интернет-странице по вышеуказанному в заявлении адресу, а также на официальном сайте магазина https://arttalantptz.business.site/ в сети «Интернет» информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения её в сети «Интернет»;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: к товарам для творчества и рукоделия, а также к услугам по обучению в творческой студии КвАРТира».
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.
По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 508 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или продавцами.
Рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
В тексте вышеуказанной рекламы отсутствует подтверждение того, что в рекламируемом магазине «самые низкие цены». Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной.
Также в тексте рекламы содержится некорректное сравнение рекламируемого товара с использованием формулировки «самые низкие цены», что подразумевает то, что в других магазинах, реализующих аналогичный товар, цены выше.
Вышеуказанная реклама ассоциируется с определенными товарами и их стоимостными характеристиками. Размещение данной рекламы преследует цель привлечения внимания потребителей к конкретному объекту рекламирования - товарам для творчества и рукоделия, реализуемым в магазине ИП ***., с указанием в содержании сведений о преимуществе рекламируемого товара – «самые низкие цены», являющимся характеристикой в превосходной степени.
В содержании вышеуказанной рекламы использована сравнительная характеристика объекта рекламирования с иными товарами (услугами), путем употребления слова «самые», без наличия документального подтверждения достоверности указанного сравнения в части превосходства цен и выбора товаров на реализуемые товары над ценами и выбором в магазинах конкурентов в период распространения рекламы.
ФЗ «О рекламе» не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, однако устанавливает требование о достоверности распространяемой рекламы, ориентирует на необходимость обеспечить ее соответствие реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также предусматривает ответственность за распространение недостоверной рекламы.
Поскольку ИП ***., в материалы данного расследования не представлено доказательств того, что в ее магазине реализуется товар по самым низким ценам, реклама, содержащая указание на самые низкие цены без документального подтверждения, вступает в противоречие с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Следовательно, реклама размещенная ИП *** в сети «Интернет», не сопровождаемая каким – либо подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).
Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе установленных частями 2 - 8 статьи 5 (часть 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).
Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а также исходя из указанных выше документов ИП ***. является рекламодателем указанной выше рекламы.
При этом следует отметить, что ИП *** факт нарушения признала, нарушение добровольно устранено.
21.01.2019 скринами ссылки в «Google» и https://arttalantptz.business.site/ подтвержден факт прекращения размещения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу размещенную по адресу: «Google» https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&tbm=lcl&ei=X3XQW9OtE6POrgS78abwBw&q=%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82&oq=%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82&gs_l=psy- ab.3..0i10k1j0i10i30k1l2.62511.65717.0.65986.9.9.0.0.0.0.108.746.8j1.9.0....0...1.1.64.psy- ab..0.9.742...0j35i39k1j0i67k1j0i131k1j0i20i263k1j0i131i67k1j0i10i67k1.0.PTJg4rH94Xg#rlfi=hd:;si:10484539197693785271;mv:!3m8!1m3!1d763.7929208186509!2d34.3539861800042!3d61.78762665262448!3m2!1i60!2i622!4f13.1, а также на официальном сайте магазина https://arttalantptz.business.site/ в сети «Интернет» следующего содержания: «Самые низкие цены в городе и республике на товары для творчества и рукоделия. В наличии подарочные сертификаты на сумму 500 и 1000 рублей. Принимаем заказы на опт и розницу. Проводим обучение в собственной творческой студии КвАРТира», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. ИП *** предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.